Гражданское, финансовое и хозяйственное право РСФСР

22 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Дефицит государственного бюджета царской России на 1917 г. до­стигал 25,6 млрд руб. (для сравнения, в 1913 г. весь национальный до­ход оценивался примерно в 13 млрд руб.). Государственный долг рав­нялся 60 млрд руб., в том числе зарубежным странам - 16 млрд руб. Оставив на будущее ликвидацию товарно-денежных отношений, в том числе и финансов, как мыслилось в марксизме, Советское государство вынуждено было считаться со сложившимися реалиями. Решено было пойти по известному пути - взиманию существующих налогов.

Большевики не стали сразу ломать старую налоговую систему. 5 но­ября 1917 г. в обращении к населению председатель Совнаркома пи­сал, что никаких новых налогов пока что вводиться не будет. 24 ноября был издан Декрет о неукоснительной уплате налогов, установленных царским и Временным правительствами. Наряду с облегчением нало­гового бремени для малоимущих предусматривалось, что налог на при­быль может достигать 95%. Такая ставка налога была направлена на удушение частного предпринимательства.

Доходы советской казны пополнились и в результате национали­зации частных банков, объединенных в единый государственный банк.

Принимались меры по экономии государственных средств. Важ­нейшей из них явился отказ от уплаты долгов, сделанных царским и Временным правительствами, а значит, и от постоянной уплаты про­центов по ним. Специальный декрет об этом был издан в январе 1918г.

До лета 1918 г. финансирование со стороны государства осуществ­лялось хаотично. Конституция 1918 г. предусмотрела порядок составле­ния государственного бюджета. Налоги подразделялись на общегосу­дарственные и местные, устанавливались сроки, на которые должен был формироваться бюджет, - полгода или год. 2 мая 1918 г. СНК принял Декрет о единстве кассы, в котором предусматривалось, что все плате­жи должны осуществляться только через казначейство и Народный банк.

После Октябрьской революции изменился статус субъектов граж­данских правоотношений, в особенности физических лиц. Были сняты всякого рода ограничения, которые существовали до революции по половому, национальному, религиозному признакам. Что касается юри­дических лиц, то их круг и права заметно менялись по мере национали­зации и других изменений в хозяйственной сфере.

Переход хозяйственных объектов в собственность государства по­родил новую отрасль, которую впоследствии стали называть хозяй­ственным правом. По отношению к национализированным объектам государство выступало сразу в двух качествах - как собственник и как административная система. То есть хозяйственные объекты по суще­ству переходили из сферы чисто гражданских правоотношений в сфе­ру административного регулирования. Вот этот своеобразный сплав административных и гражданско-правовых отношений и стал хозяй­ственным правом.

Национализация вывела из гражданского оборота широкий круг объектов. Гражданский оборот сузился также и за счет введения довольно широкого круга монополий. Возник круг объектов, которые могли про­даваться только государством, частная торговля ими была запрещена.

Была введена монополия внешней торговли: любые экспортно-импортные операции с товарами могли осуществляться только государ­ственными органами, что позволило установить полный контроль над валютным оборотом, воспрепятствовать вывозу капиталов за границу.

Стремясь перекрыть все источники «нетрудового обогащения», ВЦИК запретил в мае 1918 г. специальным Декретом о дарениях вся­кое «безвозмездное предоставление» (передачу, переуступку и т.п.) иму­щества на сумму свыше 10 тыс. руб. Произведения искусства и литера­туры национализировались, и публиковать их могло теперь только госу­дарство, которое устанавливало ставки авторского вознаграждения.

В апреле 1918 г. ВЦИК принял Декрет об отмене наследова­ния. Отменялись все виды наследования (по закону и по завещанию). После смерти владельца имущество становилось достоянием государ­ства. Наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. руб. и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обес­печения» на праве управления и распоряжения. Это могло быть иму­щество в усадьбе, домашняя обстановка, «средства производства тру­дового хозяйства». Кроме того, до издания Декрета о всеобщем соци­альном обеспечении нетрудоспособные наследники (по прямой нисхо­дящей линии, братья, сестры и переживший супруг), а из них наиболее нуждающиеся, могли получать содержание из имущества умерше­го. Всякое имущество, оцениваемое на сумму свыше 10 тыс. руб., пос­ле смерти собственника переходило в доход государства. Никакое бо­лее или менее крупное предприятие уже не могло теперь перейти по наследству. Отменялась передача по наследству и авторского права.

Семейное право подверглось радикальным переменам. Уже 18 де­кабря 1917 г. ВЦИК и СНК. приняли декреты «О гражданском бра­ке, о детях и ведении книг актов состояния » и « О расторжении брака». В связи с отделением церкви от государства отменялся цер­ковный и устанавливался гражданский брак, регистрируемый в соот­ветствующих государственных органах. Вступающие в брак признава­лись равноправными сторонами. Внебрачные дети уравнивались с рож­денными в браке. Необходимым условием для вступления в брак стала добровольность. Развод при обоюдном согласии супругов оформлялся на основе их заявления в органы ЗАГСа.

Введение гражданского брака затрагивало интересы не только пра­вославной, но и других конфессий. Например, сохраняя принцип мо­ногамии, свойственной христианству, Декрет отрицал полигамию, зак­репленную канонами ислама и некоторых других религий.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!