Государственная власть и восточные культы в Римской империи (III-IV вв. н.э.)

29 Дек 2013 | Автор: | Комментариев нет »

В III веке Римская империя вошла в полосу жесточайшего системного кризиса. Пытаясь обрести хоть видимость устойчивости, государственная власть вводит в римский пантеон множество восточных божеств. Римская религия модифицировалась под воздействием изменений в социально-экономической и политической сферах. Пантеон богов постоянно пополнялся восточными и западными божествами плодородия и божествами астральными и солярными и т.д.
Императоры III в. делают попытку противопоставить всеобщему пессимизму старую римскую религию и императорский культ. Как показывают монеты III в., император все теснее сближается с богами, выступающими его хранителями и покровителями, и особенно с Солнцем, распоряжаясь временем и пространством как оно и правя, подобно ему, всем «кругом земель».
Монеты IV в. н.э. позволяют проследить изменения, которые претерпевает римская религия и императорский культ в период Поздней империи. IV-V вв. н.э. прошли на фоне острой борьбы между язычеством и христианством. Даже после победы последнего изредка предпринимались попытки реставрации старой религии, нашедшие отражение в чеканке Юлиана Отступника.
Пытаясь найти религиозную опору для монархии, императоры IV в. н.э. (например, Диоклетиан и его преемники) принимали почетные имена, указывающие на их происхождение от богов точно также, как это делали несколько веков назад «харизматические» лидеры Поздней республики или принцепсы Ранней империи. Так, Диоклетиан принял имя Иовия (сын Юпитера), Максимиан - Геркулия (сын Геркулеса), Константин I - сын бога Солнца. Эти изменения привели к перевоплощению образа императора в иконографии: исчезла лучевая солнечная корона, зато вокруг головы правителя появляется нимб - аура харизмы - что мы видим уже в чеканке Флориана.
Итак, Римская религия в императорскую эпоху с ее синкретизмом и синтезом греческой, восточной и римской философской мысли представляет чрезвычайно сложное и неоднородное явление. Монеты, используемые правительством в качестве средства официальной пропаганды, отмечают эти моменты синкретизма. Происходит слияние новых и старых культов, римских и туземных богов, чьи функции иногда переносились на одного из богов, который под влиянием восточных солярных культов все более связывается с Солнцем. Монеты, выпущенные крупными храмовыми городами провинций, могут дать информацию о широком распространении восточных культов среди местного населения, ветеранов и военных, проживающих в той или иной местности. Как показывают монеты, культы Кибелы, Сераписа и Исиды пользовались наибольшей популярностью, однако восточные боги попадали в римский пантеон в значительной степени эллинизированными.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!