Государство России в период первой русской революции и после нее (1905-1914 гг.)

24 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В конце XIX - начале XX веков Россия одновременно с передовыми капиталистическими странами вступает в новую стадию развития. 1890-е годы были временем экономического подъема. За счет хлебного экспорта, довольно высоких налогов, особенно косвенных (заложенных в цене товара), дававших около половины доходов бюджета, государственной винной монополии, установленной по инициативе министра финансов С.Ю. Витте (1849–1915) и приносившей еще 15–20 %, был ликвидирован хронический бюджетный дефицит и накоплен значительный золотой запас, по стоимости превышавший бумажную денежную массу. Масса находившихся в обращении кредитных билетов составляла менее 700 миллионов рублей, тогда как золотой запас превышал миллиард.

Это позволило Витте ввести в 1895–1897 гг. золотой стандарт. Были выпущены новые золотые монеты, свободно циркулировавшие наравне с бумажными деньгами. Стабильность и конвертируемость рубля, обилие сырья и дешевизна рабочей силы сделали Россию страной, привлекательной для иностранного капитала. В 1900 г. средства иностранных подданных составляли почти половину капитала акционерных обществ. Это было результатом бурного капиталистического роста, проходившего в стране в пореформенный период. По степени концентрации и централизации промышленного производства Россия в начале ХХ века достигла первого места в мире.

Однако экономическое развитие в конце XIX в. было противоречивым. Кризис, разразившийся в европейской экономике, отразился и на России. Уменьшился приток зарубежных инвестиций; из-за нехватки оборотных средств и резкого подорожания кредитов закрылись или сократили производство многие предприятия. Двести тысяч человек потеряли работу. Вдобавок 1901 год оказался неурожайным. Треть уездов Европейской России страдали от недоедания. Начались забастовки, погромы помещичьих усадеб, студенческие волнения. Власть отвечала репрессиями; студентов сотнями исключали из вузов и отдавали в солдаты. Наряду с достаточно высоким уровнем капитализма в промышленности существовали значительные пережитки феодализма в сельском хозяйстве. Сочетание капиталистических противоречий с неустраненными до конца феодальными привело к революции 1905–1907 гг., буржуазно-демократической по характеру и народной по движущим силам. Предпосылки к ней были заложены ещё в середине 80-х гг. политикой, проводимой Александром III, получившей название «контрреформ».

Вступление на престол Николая II (1894 г.) пробудило надежды тех, кто  по-прежнему стремился, беря за образец общественные ценности современных промышленно развитых стран, к реформам, таких, как отделение религии от государства, гарантия основных свобод, наличие выборных органов власти, национальный суверенитет. На рубеже веков у царской власти была лишь одна насущная политическая задача – во что бы то ни стало сохранить самодержавие.

К началу ХХ века потребность коренных изменений общественного и государственного строя становилась всё более очевидной, особенно в связи с начавшимся мировым экономическим кризисом, охватившим и Россию. Падение цен на мировом рынке на хлеб, сокращение вдвое земельных наделов «на душу» в связи с ростом сельского населения, отсталая технология производства продуктов сельского хозяйства - всё это, как и многие другие причины, приводило к значительному ухудшению положения большинства крестьян.

Стремясь улучшить своё международное положение, царизм всё больше втягивался в империалистические захваты, особенно на Дальнем Востоке. Это вызвало обострение отношений с Японией, обгонявшей Россию в промышленном развитии. Часть военной придворной элиты, не видя в Японии серьёзного противника, склоняло Николая II к «небольшой победоносной войне» с нею.

Пока Россия весь 1903 год вела переговоры с Японией, та в январе 1904 года без официального объявления войны начала под Порт-Артуром военные действия. Война оказалась серьезным испытанием для России. Англия и США, считавшие Россию главным соперником на Дальнем Востоке, открыто оказывали Японии щедрую военную экономическую помощь. Серьезное преимущество Япония имела и в отношении командного состава. Поражение в войне с Японией (потеря южной части острова Сахалин, Порт-Артура) сыграли существенную роль в дестабилизации внутриполитического положения в стране. И обществом, и народом она воспринималась как национальный позор. Война ещё более обострила социальные противоречия и усилила революционное движение в стране.

В России нарастало революционное движение, более грозное и могучее. 90-е годы девятнадцатого столетия являлись годами особенно бурного роста массового стачечного движения. Забастовочное движение, начавшееся в Польше и на юге России в 1894 году охватило почти все крупнейшие промышленные центры страны и приобрело особенный размах во второй половине 90-х годов. Если за пятилетие 1890-1894 годов число стачечников достигло 200000 человек, то за следующее пятилетие 1895-1899 годов число бастующих больше чем удвоилось, составив 434000 человек. Особенно значительной в эти годы явилась стачка 30000 петербургских ткачей в 1896 году. Бастующие выдвигали чисто экономические и социальные требования: сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, отмена штрафов, открытие вечерних и воскресных школ.

Кроме этого, проявления оппозиционного движения начались в студенческой среде ещё в конце 90-х годов. После разгона полицейскими демонстрации студентов в Петербурге 8 февраля 1899 года забастовки протеста прокатились по всем русским университетам. Требования бастующих принимали политический характер. За участие в беспорядках студентов исключали из учебных заведений и «отдавали в солдаты». Студенческие забастовки и демонстрации продолжались, а в феврале 1901 г. один из студентов убил министра народного просвещения профессора Н.П. Боголепова.

Ведущей силой революционного движения становился рабочий класс. Почти трехмиллионная армия рабочих, занятых на фабриках и заводах, рудниках и копях, железных дорогах России, представляла наиболее сплоченную, организованную общественную силу. Этому способствовала растущая концентрация пролетариата. В революционную борьбу втягивались новые слои трудящихся. Появились новые центры рабочего движения - Сормово, Саратов, Луганск, Златоуст, Ростов-на-Дону. Включились в борьбу рабочие национальных окраин - Закавказья, Польши, Прибалтики.

Таким образом, уже к концу 1904 года в стране сложилась революционная ситуация: низы не могли жить, а верхи - управлять по-старому. Борьба против самодержавия стала превращаться в широкое революционное движение народных масс.

Формирование политических партий. Революционный подъем в России ускорил образование и становление политических партий. Политические организации, кружки и группы, деятельность которых была направлена против царского самодержавия, возникли еще в первой четверти XIX века, главным образом в среде передового дворянства, офицерства и демократической интеллигенции. По мере развития российского общества и его классового расслоения складывались предпосылки для образования различных политических партий. В России начала XX в. было создано несколько десятков политических партий[1], многообразие которых было представлено в парламенте. Но не все оппозиционные царизму организации назывались «партиями»: были также «союзы», «группы» и т.п., но цель у всех была одна - политическая власть.

Среди всех политических партий, возникших в России накануне и в ходе революции 1905-1907 гг., можно выделить три основные группы:

  • «Левые» - радикально оппозиционные самодержавному правительству;
  • «Центристы» - умеренно оппозиционные (соглашательские) и
  • «Правые» - проправительственные, консервативные.

«Левые» партии выступали за свержение самодержавного государственного строя и установление демократической республики. Наиболее влиятельными среди них являлись: «Партия социалистов-революционеров» (ПСР, «эсеры») и «Российская социал-демократическая рабочая партия» (РСДРП, «эсдеки»). К ним примыкали «социалистические» партии, образованные на национальной основе («Социал-демократия Польши и Литвы», «Армянский революционный союз» и т.п.), а так же мелкие группы анархистов. Все они выражали интересы крестьянства, рабочего класса и мелкой буржуазии.

Основание рабочей партии в России положила марксистская группа «Освобождение труда» во главе с Г.В. Плехановым, основанная в Женеве в 1885 г. Ей принадлежит выдающаяся заслуга в теоретическом обосновании необходимости создания марксистской рабочей партии. В марте 1898 г. представители шести крупных рабочих организаций и «Рабочей газеты», собравшись на съезд в Минске, провозгласили образование «Российской социал-демократической рабочей партии».

На втором съезде РСДРП (июль-август 1903 г.) произошел раскол партии на две части: «большевиков» - радикальных сторонников В.И. Ленина, получивших большинство голосов при выборах в центральные органы партии, и «меньшевиков» - умеренных марксистов (П.Б. Аксельрод, Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов), противников создания революционной пролетарской партии с жёсткой дисциплиной. Если ленинцы выражали интересы наиболее широких рабочих масс, то меньшевики на деле отражали интересы мелкой буржуазии и узкой привилегированной верхушки рабочего класса, их колебания. Это была по существу «мелкобуржуазная часть рабочей партии».

Для свержения самодержавия и установления демократического строя большевики настаивали на создании союза рабочих с крестьянством и другими революционными силами страны. Они признавали применение радикальных средств для достижения поставленных целей (от организации стачек до вооруженного восстания), но, в отличие от эсеров, отрицали индивидуальный террор и одобряли только массовую вооружённую борьбу «революционной армии» при определённых благоприятных условиях.

Поддерживая борьбу за свержение самодержавия, меньшевики считали, что главной движущей силой революции, как и в западных странах, должна быть буржуазия. Пролетариату и его партии они отводили вспомогательную роль, отрицали необходимость установления союза рабочих с крестьянством, выступали за разрешение классовых конфликтов путем реформ и сотрудничества с либеральной буржуазией. С оговорками, меньшевики всё же признавали возможность вооруженных выступлений рабочего класса вместе с буржуазией и под её руководством.

Партии «центра» выступали за превращение абсолютной монархии в конституционную. Они выражали интересы либеральной средней и крупной буржуазии, а так же интеллигенции.

Большое внимание в программах партий центра уделялось социально-экономическим проблемам, прежде всего аграрному вопросу. Общим для этих партий было стремление сохранить помещичье землевладение. В рабочем вопросе они соглашались с тем, что его следует решать путем предоставления трудящимся, наряду с общими правами и свободами, права на организацию профсоюзов и «законных» стачек. Но, в отличие от кадетов, октябристы настаивали на запрещении забастовок на всех казённых предприятиях и отрицали необходимость сокращения рабочего дня.

К группе «правых» принадлежали открыто монархические партии и организации: «Союз русского народа», «Русская монархическая партия», «Союз русских людей» и другие. Все они выражали интересы помещиков, высших слоёв бюрократии, приближённых ко двору крупных капиталистов и выступали за сохранение существующего самодержавного строя, традиционных феодальных ценностей.

Таким образом, накануне и в ходе революции 1905-1907 гг. в стране сложилась целая система политических партий самой различной ориентации, охватившая почти всю территорию России. В количественном отношении к 1907 году в «левых» партиях (включая национальные организации) было примерно 235 тыс. человек. В партиях «центра» состояло около 110 тыс., в «правых» партиях и организациях - более 410 тысяч.

Первая российская революция и ее результаты. Началом революции принято считать так называемое «Кровавое воскресенье» - 9 (22) января 1905 г., когда была расстреляна мирная демонстрация петербургских рабочих, шедших с петицией к царю. Погибло более 1000 человек.

Царское правительство предприняло ряд репрессивных мер. Уже 11 января в Петербурге была учреждена должность генерал-губернатора с чрезвычайными полномочиями. Её занял бывший обер-полицмейстер Москвы генерал Трепов. Он стал фактическим диктатором столицы. Министр внутренних дел Святополк-Мирский, имевший репутацию «либерала», был уволен, а на его место назначен Булыгин. Начались массовые аресты. По «делу 9 января» в Петербурге под следствием находились 688 человек. Многих высылали из столицы в административном порядке. В Москве арестовали 167 участников стачки. Аресты прошли в Харькове, Риге, Баку, Тифлисе, Владимире, на Урале. Ряд высших учебных заведений, театров, органов прогрессивной печати был закрыт.

Правительство пыталось сохранить в неизменном виде существующую политическую систему. 18 февраля 1905 г. Появился Высочайший рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина, в котором Николай II заявил о своем намерении «отныне … привлекать достойнейших люде к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных положений … при непременном сохранении незыблемости основных законов империи».

Это было первое обещание Николая II ввести народное представительство, хотя и с совещательной функцией. Одновременно власть призывала общественность содействовать ей в восстановлении порядка и спокойствия в стране.

6 августа 1905 г. было опубликовано «Положение» об учреждении Государственной Думы как законосовещательного органа. Женщины, рабочие, ряд других многочисленных категорий населения к выборам не допускались.

В поисках компромисса царь поручает министру внутренних дел А.Г.Булыгину подготовить проект закона о создании законосовещательного органа. В связи с тем, что Государственная Дума создавалась как законосовещательный орган дополнительно к Государственному совету, а избирательный закон предусматривал участие в выборах далеко не всех граждан, выборы в «булыгинскую» думу не состоялись. Однако созданная нормативно-правовая основа деятельности Думы[2] имеет огромное историческое значение, заключающееся в создании нового звена власти, образующегося путем народного волеизъявления.

Не увенчавшееся успехом стремление российских общественно-демократических движений создать полноценный парламент нарастание недовольства «низов» вылились во всеобщую политическую стачку в октябре 1905 г. под лозунгами упразднения политического строя. Под давлением общественности царизм был вынужден пойти на компромисс, «даровав» населению Государственную Думу. Таким образом, рождение первого представительного органа Российского государства происходило не в ходе органического естественно-исторического развития страны, а явилось плодом политических импровизаций нескольких лиц во главе с первым Председателем Совета министров С.Ю.Витте.

Витте убедил царя пойти по пути конституционных реформ, а именно сформировать законодательную Государственную Думу, преобразовать Государственный совет в верхнюю палату, создать объединенное правительство, даровать населению политические и гражданские свободы. Острота революционной ситуации вынудила царя подписать проект Манифеста, предложенного Председателем Совета министров[3].

Принятие Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г., обещавшего созыв законодательной Думы, явилось следствием развития отечественной конституционной доктрины и социально-политической борьбы по ограничению самодержавия[4]. Манифестом населению даровались личные (неприкосновенность личности) и политические (свобода совести, слова, собраний и союзов) свободы. Говоря о расширении избирательных прав, Николай II обещал дальнейшее развитие общего избирательного права.

Государственная Дума в соответствии с п. 3 Манифеста превращалась в законодательный орган, компетенция которого предусматривала «действительное участие в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей». Данное положение законодательно закрепило за представительным учреждением право контролировать правительство, ответственное перед царем.

Большая часть населения в силу своей политической неграмотности не была готова к столь стремительному переходу государственного управления на новый демократический уровень[5]. В этой связи у антиправительственных партий появилась возможность истолковывать суть Манифеста в своих интересах. Воспользовавшись политической неграмотностью народных масс, революционные круги организовывали манифестации, которые зачастую завершались трагедией. Так, в Минске после обнародования Манифеста народ с красными флагами с надписями «Долой самодержавие» двинулся к губернаторскому дому. Требования, предъявленные депутацией губернатору, сводились к немедленному освобождению всех политических и административных арестантов и выводу из Минска казаков[6]. Аналогичные ситуации возникали и в других городах России.

Несмотря на недостатки Манифеста 17 октября 1905 г., сам факт подписания самодержцем этого правового документа имеет огромное историческое значение. Во-первых, в законодательстве дореволюционной России были заложены некоторые принципы парламентаризма. С принятием Манифеста в стране утвердился принцип разделения властей и была создана система сдержек и противовесов. Во-вторых, борьба между правительственными и общественно-демократическими ветвями русского конституционализма была перенесена с улицы на государственно-правовое поле[7]. В-третьих, некоторые авторы придают Манифесту статус конституции[8], через которую страна сделала большой шаг вперед, превратившись из абсолютной в конституционную монархию[9].

После подписания Манифеста, даровавшего свободу слова, собраний и совести[10], в нашей стране нашел фактическое воплощение такой важный принцип парламентаризма, как политический плюрализм. В России начала XX в. было создано несколько десятков политических партий[11], многообразие которых было представлено в парламенте. К примеру, партия кадетов в I Думе была представлена 153 депутатами, трудовики – 107 депутатами, автономисты – 63 депутатами и т. д.[12]

В связи с тем, что Манифест не устанавливал предела законодательных полномочий Думы, то есть депутатскому корпусу предоставлялась возможность пересмотра Основных законов Российской Империи, царское правительство до выборов в представительный орган власти подписывает ряд законопроектов, которые существенно ограничили правотворческую деятельность парламента.

Стремление царизма свести к минимуму вытекающие из Манифеста преобразования проявилось при обсуждении цензового избирательного закона. Указом 11 декабря 1905 г. в избирательный закон были внесены изменения, которые не отменили сословность и непрямой характер выборов[13], но готовившиеся бороться на выборах демократические конституционалисты с ними согласились[14].

В противовес законодательной Государственной Думе Указом от 19 октября 1905 г. Совет министров превращается в постоянно действующее правительственное учреждение, которое было ответственно перед монархом. Председатель Совета министров назначался царем и наделялся широкими полномочиями. В процессе реорганизации органов государственного управления правительство преследовало главную цель – усиление исполнительной власти. Итогом стало принятие положения о том, что законопроекты не могли быть внесены в Государственную Думу или Государственный совет без обсуждения в Совете министров[15].

Для того чтобы народное представительство не могло касаться существа государственной власти, Манифестом от 20 февраля 1906 г. Государственная Дума превращается в одну из участниц законодательного процесса, который вместе с ней осуществляли Государственный совет, преобразованный в верхнюю палату парламента, и царь. Процедура принятия законов значительно усложнялась. Одобренные в Думе законопроекты подлежали утверждению в Государственном совете. После рассмотрения и положительного голосования депутатов Госсовета они направлялись на подпись царю. Царь мог подписать либо отклонить законопроект, так как обладал абсолютным вето. В этой связи множество законопроектов, предложенных и фракциями, и правительством, не были законодательно воплощены.

Государственный совет был призван, по словам председателя Совета министров С.Витте, гарантировать консервативный строй государства и спасти его от «необузданной нижней палаты»[16]. Участие Государственного совета в законотворческом процессе существенно урезало законодательные возможности Думы. Негативное отношение членов верхней палаты к «думцам» было обусловлено способом формирования Госсовета: половина депутатского корпуса назначалась царем, а другая – избиралась таким образом, чтобы демократически настроенные депутаты попасть туда не могли.

Понимая что акты 20 февраля явно противоречат Манифесту 17 октября и во время заседания I Думы могут быть не подтверждены депутатами, правительство начинает подготовку проекта новой редакции Основных законов. В принятых 23 апреля 1906 г. Основных законах было предусмотрено положение, лишавшее депутатов права изменять государственный строй. Кроме того, были расширены полномочия царской власти: ответственность министров только перед Его величеством, право законотворчества между сессиями Государственной Думы, о полномочиях объявлять местности на осадном или военном положении без санкции депутатского корпуса и т. д.

Несмотря на то, что суть всех нормативно-правовых актов сводилась к уменьшению законодательных возможностей Думы, впервые в России был создан механизм сдержки царской власти. Ни один законопроект правительства не мог быть подписан императором без его рассмотрения в палатах парламента. Таким образом, некоторые принципы правового государства постепенно находили свое законодательное воплощение и в России.

Государственная Дума и Государственный Совет. В декабре 1905 г. был опубликован указ «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу...». Хотя принцип выборов по куриям, цензовая система и общие ограничения в избирательном праве сохранялись, в новых статьях рабочим предоставлялись ограниченные избирательные нрава. Тем самым значительно увеличивался круг избирателей по городской курии.

Для рабочих право избирать губернских и городских выборщиков было ограничено рядом условий. Многие губернии и города были вообще лишены права посылать представителей от рабочих.

Если для дворян выборы были двухстепенными, то для рабочих и крестьян устанавливались трехстепенные выборы.

По избирательным законам 1905 г. проводились выборы I-го и II-го созывов Государственной Думы. Их составы характеризовались большими группами крестьян, служащих, интеллигенции. По партийной принадлежности в I Государственную Думу попали: «кадетов» - 179 человек, «октябристов» - 16,  «трудовиков» - 197, социал-демократов - 18 человек.

I-ю Думу царь распустил в июле 1906 г. Одновременно премьер Горемыкин был уволен в отставку. На его место назначили энергичного Самарского губернатора П.А. Столыпина, который сразу заявил: «Сначала успокоение, а потом реформы». По его инициативе уже 5 октября 1906 г. вышел важный указ об уравнении крестьян в гражданских правах с другими сословиями. Теперь крестьяне могли, не спрашивая разрешения «мира», по своему желанию изменять место жительства, свободно выбирать род занятий, поступать на государственную службу и в учебные заведения.

Государственная Дума, как I-го, так и II-го созывов обсуждала много законопроектов: по аграрному вопросу, об отмене смертной казни, о свободе печати, совести, собраний, союзов и др. Однако, из них был принят только один - об отмене смертной казни, но и он позднее был отклонен Государственным Советом. Это говорит об острых социальных противоречиях, сохранившихся после революционных событий, которые первый российский парламент не смог преодолеть. Царское правительство, недовольное радикальными требованиями демократически настроенной части депутатов Государственной Думы, было вынуждено разогнать как первый, так и второй её состав.

6 марта 1907 г. премьер Столыпин выступил в Думе с декларацией правительства. В ответ на резкие нападки и угрозы «левых» депутатов он заявил: «Не запугаете!». В другой своей речи, возражая требованиям левых партий, он произнес свою знаменитую фразу: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Вскоре правительство, выяснив невозможность наладить сотрудничество с Думой, подготовило её роспуск и изменение избирательного закона. Затем последовало обвинение думской фракции социал-демократов в попытках создать свою организацию в армии и военном заговоре. 1 июня правительство потребовало от Думы лишить членов этой фракции депутатской неприкосновенности для привлечения их к суду. Дума передала требование в комиссию для выяснения его обоснованности. 3 июня появился манифест о роспуске Государственной Думы и об изменении избирательного закона. Социал-демократические депутаты, которые не успели скрыться, были арестованы.

Выборы в III-ю Думу происходили осенью 1907 года и дали следующий состав: из 442 депутатов «правым» принадлежало 345 мест, «кадетам» - 54, «трудовикам» - 13, социал-демократам - 19. «Столыпинское» большинство в Думе составляли октябристы, националисты и умеренно-правые «кадеты».

Дума нового состава приняла аграрные законы Столыпина, поддерживала реорганизацию армии и флота, значительно увеличила ассигнования средств на народное образование. Вместе с тем, она поддерживала националистический курс министерства Столыпина, который особенно ужесточился с 1909 г., когда были приняты законы об ограничении законодательных прав финляндского сейма, о преобладании русского элемента в земствах западных губерний и некоторые другие.

Выводы по вопросу. Государственный строй России в результате первой русской революции претерпел существенные изменения: абсолютизм превратился в конституционную монархию. Однако это превращение было далеко неполным, так как конституционные ограничения монарха были весьма узкими и при необходимости могли легко преодолеваться.

Проводимые в дореволюционной России реформы способствовали развитию буржуазно-демократических традиций и в России. Была предпринята попытка привить принципы разделения властей, создав механизм сдержек и противовесов царскому правительству.

[1] Шацилло К.Ф. Первая Государственная Дума // Отечественная история. 1996. № 4. С.62.

[2] «Высочайший манифест об учреждении Государственной Думы», «Учреждение Государственной Думы», «Положение о выборах в Государственную Думу», подписанные царем 6 августа 1905 г.

[3] В процессе подготовки текста Манифеста было предложено три его проекта. Предпочтение было отдано тексту, представленному С.Ю.Витте. В процессе корректировки его проекта был изменен лишь один пункт. В тексте С.Ю.Витте предполагалось, что царь поручает ему разработку и проведение в жизнь реформ. В утвержденной редакции этот пункт определялся как «лично даруемые царем реформы».

[4] См.: Кравец И.А. Конституционализм в России в начале XX века: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Томск, 1995. С. 12.

[5] Из воспоминаний губернатора г. Минска П.Г.Курлова: «Если принять во внимание, что самый текст Манифеста заключал в себе лишь обещания будущих законов, необходимо было о содержании его заранее поставить в известность губернаторов, преподав им определенные указания об общей и единообразной деятельности местных властей при разрешении, по опубликовании Манифеста, вытекающих из него практических вопросов».

[6] Курлов П.Г. Гибель Императорской России. – М.: Современник, 1992. С. 52.

[7] Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии. – М., 2000. С. 27.

[8] Сам царь в момент «дарования» Манифеста писал генералу Д.Ф.Трепову: «Итак, России даруется конституция». П.Струве называл Манифест 17 октября 1905 г. конституцией. А.Смирнов считает, что «Манифест – декларация «конституционных начал».

[9] См. подробнее: Политические партии в российских революциях в начале XX века. – М., 2005. С. 93.

[10] См. подробнее: Фоменков А.А. Правомонархисты против первой русской революции. – М., 2005. С. 204–205.

[11] Шацилло К.Ф. Первая Государственная Дума // Отечественная история. 1996. № 4. С.62.

[12] Думский сборник. Государственная Дума первого созыва. – СПб., 1906. С.9-10.

[13] Внесенными изменениями право избирать в Думу было предоставлено рабочим. Так появились четыре избирательные курии вместо трех.

[14] Цель кадетов состояла в том, чтобы занять большее количество мест в Думе для принятия Конституции путем парламентских процедур (по итогам выборов в I Думу кадеты получили одну треть общего числа депутатских мест).

[15] Алексеев А.А. Министерская власть в конституционном государстве – Харьков, 1910. С. 277–280.

[16] Витте С.Ю. Воспоминания: В 3 т. – М., 1994.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!