Государство России в период первой русской революции и после нее (1905-1914 гг.). Государственная Дума

22 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Экономическое развитие в конце XIX в. было противоречивым. Кризис, разразившийся в европейской экономике, отразился и на России. Уменьшился приток зарубежных инвестиций; из-за нехватки оборотных средств и резкого подорожания кредитов закрылись или сократили производство многие предприятия. Двести тысяч человек потеряли работу. Вдобавок 1901 год оказался неурожайным. Треть уездов Европейской России страдали от недоедания. Начались забастовки, погромы помещичьих усадеб, студенческие волнения. Власть отвечала репрессиями; студентов сотнями исключали из вузов и отдавали в солдаты. Наряду с достаточно высоким уровнем капитализма в промышленности существовали значительные пережитки феодализма в сельском хозяйстве. Сочетание капиталистических противоречий с неустраненными до конца феодальными привело к революции 1905–1907 гг., буржуазно-демократической по характеру и народной по движущим силам. Предпосылки к ней были заложены ещё в середине 80-х гг. политикой, проводимой Александром III, получившей название «контрреформ».

Вступление на престол Николая II (1894 г.) пробудило надежды тех, кто  по-прежнему стремился, беря за образец общественные ценности современных промышленно развитых стран, к реформам, таких, как отделение религии от государства, гарантия основных свобод, наличие выборных органов власти, национальный суверенитет. На рубеже веков у царской власти была лишь одна насущная политическая задача – во что бы то ни стало сохранить самодержавие.

К началу ХХ века потребность коренных изменений общественного и государственного строя становилась всё более очевидной, особенно в связи с начавшимся мировым экономическим кризисом, охватившим и Россию. Падение цен на мировом рынке на хлеб, сокращение вдвое земельных наделов «на душу» в связи с ростом сельского населения, отсталая технология производства продуктов сельского хозяйства - всё это, как и многие другие причины, приводило к значительному ухудшению положения большинства крестьян.

Стремясь улучшить своё международное положение, царизм всё больше втягивался в империалистические захваты, особенно на Дальнем Востоке. Это вызвало обострение отношений с Японией, обгонявшей Россию в промышленном развитии. Часть военной придворной элиты, не видя в Японии серьёзного противника, склоняло Николая II к «небольшой победоносной войне» с нею.

Пока Россия весь 1903 год вела переговоры с Японией, та в январе 1904 года без официального объявления войны начала под Порт-Артуром военные действия. Война оказалась серьезным испытанием для России. Англия и США, считавшие Россию главным соперником на Дальнем Востоке, открыто оказывали Японии щедрую военную экономическую помощь. Серьезное преимущество Япония имела и в отношении командного состава. Поражение в войне с Японией (потеря южной части острова Сахалин, Порт-Артура) сыграли существенную роль в дестабилизации внутриполитического положения в стране. И обществом, и народом она воспринималась как национальный позор. Война ещё более обострила социальные противоречия и усилила революционное движение в стране.

В России нарастало революционное движение, более грозное и могучее. 90-е годы девятнадцатого столетия являлись годами особенно бурного роста массового стачечного движения. Забастовочное движение, начавшееся в Польше и на юге России в 1894 году охватило почти все крупнейшие промышленные центры страны и приобрело особенный размах во второй половине 90-х годов. Если за пятилетие 1890-1894 годов число стачечников достигло 200000 человек, то за следующее пятилетие 1895-1899 годов число бастующих больше чем удвоилось, составив 434000 человек. Особенно значительной в эти годы явилась стачка 30000 петербургских ткачей в 1896 году. Бастующие выдвигали чисто экономические и социальные требования: сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, отмена штрафов, открытие вечерних и воскресных школ.

Кроме этого, проявления оппозиционного движения начались в студенческой среде ещё в конце 90-х годов. После разгона полицейскими демонстрации студентов в Петербурге 8 февраля 1899 года забастовки протеста прокатились по всем русским университетам. Требования бастующих принимали политический характер. За участие в беспорядках студентов исключали из учебных заведений и «отдавали в солдаты». Студенческие забастовки и демонстрации продолжались, а в феврале 1901 г. один из студентов убил министра народного просвещения профессора Н.П. Боголепова.

Ведущей силой революционного движения становился рабочий класс. Почти трехмиллионная армия рабочих, занятых на фабриках и заводах, рудниках и копях, железных дорогах России, представляла наиболее сплоченную, организованную общественную силу. Этому способствовала растущая концентрация пролетариата. В революционную борьбу втягивались новые слои трудящихся. Появились новые центры рабочего движения - Сормово, Саратов, Луганск, Златоуст, Ростов-на-Дону. Включились в борьбу рабочие национальных окраин - Закавказья, Польши, Прибалтики.

Таким образом, уже к концу 1904 года в стране сложилась революционная ситуация: низы не могли жить, а верхи - управлять по-старому. Борьба против самодержавия стала превращаться в широкое революционное движение народных масс.

Большое внимание в программах партий центра уделялось социально-экономическим проблемам, прежде всего аграрному вопросу. Общим для этих партий было стремление сохранить помещичье землевладение. В рабочем вопросе они соглашались с тем, что его следует решать путем предоставления трудящимся, наряду с общими правами и свободами, права на организацию профсоюзов и «законных» стачек. Но, в отличие от кадетов, октябристы настаивали на запрещении забастовок на всех казённых предприятиях и отрицали необходимость сокращения рабочего дня.

К группе «правых» принадлежали открыто монархические партии и организации: «Союз русского народа», «Русская монархическая партия», «Союз русских людей» и другие. Все они выражали интересы помещиков, высших слоёв бюрократии, приближённых ко двору крупных капиталистов и выступали за сохранение существующего самодержавного строя, традиционных феодальных ценностей.

Таким образом, накануне и в ходе революции 1905-1907 гг. в стране сложилась целая система политических партий самой различной ориентации, охватившая почти всю территорию России. В количественном отношении к 1907 году в «левых» партиях (включая национальные организации) было примерно 235 тыс. человек. В партиях «центра» состояло около 110 тыс., в «правых» партиях и организациях - более 410 тысяч.

Первая российская революция и ее результаты. Началом революции принято считать так называемое «Кровавое воскресенье» - 9 (22) января 1905 г., когда была расстреляна мирная демонстрация петербургских рабочих, шедших с петицией к царю. Погибло более 1000 человек.

Царское правительство предприняло ряд репрессивных мер. Уже 11 января в Петербурге была учреждена должность генерал-губернатора с чрезвычайными полномочиями. Её занял бывший обер-полицмейстер Москвы генерал Трепов. Он стал фактическим диктатором столицы. Министр внутренних дел Святополк-Мирский, имевший репутацию «либерала», был уволен, а на его место назначен Булыгин. Начались массовые аресты. По «делу 9 января» в Петербурге под следствием находились 688 человек. Многих высылали из столицы в административном порядке. В Москве арестовали 167 участников стачки. Аресты прошли в Харькове, Риге, Баку, Тифлисе, Владимире, на Урале. Ряд высших учебных заведений, театров, органов прогрессивной печати был закрыт.

Правительство пыталось сохранить в неизменном виде существующую политическую систему. 18 февраля 1905 г. Появился Высочайший рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина, в котором Николай II заявил о своем намерении «отныне … привлекать достойнейших люде к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных положений … при непременном сохранении незыблемости основных законов империи».

Это было первое обещание Николая II ввести народное представительство, хотя и с совещательной функцией. Одновременно власть призывала общественность содействовать ей в восстановлении порядка и спокойствия в стране.

6 августа 1905 г. было опубликовано «Положение» об учреждении Государственной Думы как законосовещательного органа. Женщины, рабочие, ряд других многочисленных категорий населения к выборам не допускались.

Булыгинская дума рассматривалась исключительно как совещательное учреждение, по своему статусу - значительно ниже Государственного совета и правительства. Постановления Государственного совета с заключениями Думы (а в ряде случаев и без них) должны были представляться на окончательное утверждение монарха. Дума была поставлена в зависимое положение также по отношению к министрам. Избирательная система предусматривала косвенные выборы, разделение избирателей по сословным куриям и высокий имущественный ценз. Как подчеркивалось в манифесте от 6 августа, «ныне настало время призывать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». Основные документы, относящиеся к так называемой булыгинской Думе, проявляют характерные черты квазиконституционной организации власти. В манифесте от 6 августа подчеркивалось: «Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением царя с народом. Согласие и единение царя и народа - великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, является и доныне залогом ее единства, независимости и целости, материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем». В манифесте использовалась типичная формула монархического конституционализма – «признали мы за благо учредить Государственную Думу и утвердили положение о выборах в Думу». Однако в отличие от западноевропейских монархических конституций, манифест даже формально не ограничивал прерогативы царской власти; лейтмотивом был принцип неприкосновенности «основного закона Российской империи о существе самодержавной власти».

«Булыгинская Дума» никого не удовлетворила и не остановила революционного движения. Под его напором 27 августа университетам была возвращена широкая автономия. Революционные партии стали устраивать в залах высших учебных заведений свои митинги и собрания, на которые собирались толпы народа.

Царское правительство было вынуждено маневрировать. С одной стороны, оно жесточайшим образом подавляло вооружённые выступления. В конце октября войска пресекли матросский бунт в Кронштадте. В Польше было объявлено военное положение. В середине ноября подавили восстание матросов в Севастополе и на крейсере «Очаков».

С другой стороны, самодержавной власти пришлось пойти на уступки. 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Манифестом провозглашалось объединение деятельности правительства, по претворению в жизнь таких мер, как дарование населению основных гражданских свобод; распространение избирательных прав на те слои населения, которые были прежде их лишены; предоставление Думе законодательных полномочий.

Абсолютная монархия в России превращалась в конституционную монархию. Нормы Основных государственных законов, действовавших на тот момент в России требовали новой редакции.

19 октября 1905 г. был опубликован следующий Манифест царя: «О мерах к укреплению единства и деятельности министерств и главных управлений». Согласно этому акту, в целях объединения «деятельности высшего Правительства», Совет министров (совещательный орган при императоре) получал широкие полномочия. Председатель Совета министров теперь мог контролировать деятельность министерств и ведомств. Министры обязывались согласовывать с ним свою деятельность, предоставлять информацию «о всех выдающихся, происходящих в государственной жизни событиях, принятых мерах и распоряжениях». Этим актом, хотя и крайне непоследовательно вводился принцип разделения властей.

Государственная Дума и Государственный Совет. В декабре 1905 г. был опубликован указ «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу...». Хотя принцип выборов по куриям, цензовая система и общие ограничения в избирательном праве сохранялись, в новых статьях рабочим предоставлялись ограниченные избирательные нрава. Тем самым значительно увеличивался круг избирателей по городской курии.

Для рабочих право избирать губернских и городских выборщиков было ограничено рядом условий. Многие губернии и города были вообще лишены права посылать представителей от рабочих.

Если для дворян выборы были двухстепенными, то для рабочих и крестьян устанавливались трехстепенные выборы.

По избирательным законам 1905 г. проводились выборы I-го и II-го созывов Государственной Думы. Их составы характеризовались большими группами крестьян, служащих, интеллигенции. По партийной принадлежности в I Государственную Думу попали: «кадетов» - 179 человек, «октябристов» - 16,  «трудовиков» - 197, социал-демократов - 18 человек.

20 февраля 1906 г. (накануне созыва I-й Думы) было принято новое «Учреждение о Государственной Думе», призванное реализовать обещания, данные в Манифесте от 17 октября 1905 г. Роль Думы была сильно ограничена. Хотя она и наделялась законодательными правами, но принятые законопроекты, подлежали утверждению Государственным Советом и императором.

Всё же Дума получила возможность рассматривать бюджет и отчет по его выполнению, что ограничивало царскую власть бесконтрольно распоряжаться финансами. Дума обладала законодательной инициативой по всем вопросам, за исключением основных государственных законов.

Она получила право подавать запросы к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными Сенату. Министры были обязаны давать ответ на запросы или извещать Думу о причинах, невозможности это сделать (не позднее одного месяца со дня получения ими запроса). По вопросам, которые не подлежали оглашению «по соображениям государственного порядка», министры и главы ведомств имели право отказаться от каких-либо разъяснений.

20 февраля 1906 г. был опубликован указ «О переустройстве учреждения Государственного Совета», по которому из совещательного органа при императоре он превращался в верхнюю палату российского парламента. Председатель и вице-председатель Государственного Совета, как и прежде, назначались императором. Но если раньше состав Государственного Совета полностью назначался монархом, то теперь он назначал только половину его членов. Другая половина - избиралась сроком на 9 лет, причём каждые три года одна треть выборных членов переизбиралась. Выборы членов Государственного Совета производились не населением, а дворянскими обществами, губернскими земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами по специальным спискам. Несколько членов избиралось Синодом от православного духовенства, 6 членов Государственного Совета избирались от Академии наук и университетов. Естественно, что в Государственном Совете преобладали крупные помещики с консервативными взглядами.

I-ю Думу царь распустил в июле 1906 г. Одновременно премьер Горемыкин был уволен в отставку. На его место назначили энергичного Самарского губернатора П.А. Столыпина, который сразу заявил: «Сначала успокоение, а потом реформы». По его инициативе уже 5 октября 1906 г. вышел важный указ об уравнении крестьян в гражданских правах с другими сословиями. Теперь крестьяне могли, не спрашивая разрешения «мира», по своему желанию изменять место жительства, свободно выбирать род занятий, поступать на государственную службу и в учебные заведения.

Государственная Дума, как I-го, так и II-го созывов обсуждала много законопроектов: по аграрному вопросу, об отмене смертной казни, о свободе печати, совести, собраний, союзов и др. Однако, из них был принят только один - об отмене смертной казни, но и он позднее был отклонен Государственным Советом. Это говорит об острых социальных противоречиях, сохранившихся после революционных событий, которые первый российский парламент не смог преодолеть. Царское правительство, недовольное радикальными требованиями демократически настроенной части депутатов Государственной Думы, было вынуждено разогнать как первый, так и второй её состав.

6 марта 1907 г. премьер Столыпин выступил в Думе с декларацией правительства. В ответ на резкие нападки и угрозы «левых» депутатов он заявил: «Не запугаете!». В другой своей речи, возражая требованиям левых партий, он произнес свою знаменитую фразу: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Вскоре правительство, выяснив невозможность наладить сотрудничество с Думой, подготовило её роспуск и изменение избирательного закона. Затем последовало обвинение думской фракции социал-демократов в попытках создать свою организацию в армии и военном заговоре. 1 июня правительство потребовало от Думы лишить членов этой фракции депутатской неприкосновенности для привлечения их к суду. Дума передала требование в комиссию для выяснения его обоснованности. 3 июня появился манифест о роспуске Государственной Думы и об изменении избирательного закона. Социал-демократические депутаты, которые не успели скрыться, были арестованы.

Выборы в III-ю Думу происходили осенью 1907 года и дали следующий состав: из 442 депутатов «правым» принадлежало 345 мест, «кадетам» - 54, «трудовикам» - 13, социал-демократам - 19. «Столыпинское» большинство в Думе составляли октябристы, националисты и умеренно-правые «кадеты».

Дума нового состава приняла аграрные законы Столыпина, поддерживала реорганизацию армии и флота, значительно увеличила ассигнования средств на народное образование. Вместе с тем, она поддерживала националистический курс министерства Столыпина, который особенно ужесточился с 1909 г., когда были приняты законы об ограничении законодательных прав финляндского сейма, о преобладании русского элемента в земствах западных губерний и некоторые другие.

«Свод основных государственных законов». Первая российская конституция. Важным итогом, юридически закрепившим изменения в государственном строе России в результате первой русской революции, стал утвержденный 23 апреля 1906 г. Формально «Основные законы» имели характер конституционного акта. В них подтверждалось создание Государственной Думы, реорганизация Государственного Совета, образование Совета министров. Но положения Основных законов принимались в условиях спада революции, и в ряде моментов отступали от обещаний, данных в Манифесте от 17 октября 1905 г.

Хотя характеристика власти императора как власти «неограниченной» уже не фигурировала, но её вполне заменяла формула ст. 4: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть…». Отныне Российский Император должен был делить законодательную власть с Думой и Государственным Советом. Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства» (только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы), он утверждал законы, назначал и увольнял высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождем российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство.

Основные государственные законы заложили основы новой политической системы, впоследствии получившей название Третьеиюньской монархии. Законы утверждали основы правового статуса подданных, регулировали порядок образования, построения и деятельности государственных органов, служили базой для текущего законодательства.

Государственный строй России в результате первой русской революции претерпел существенные изменения: абсолютизм превратился в конституционную монархию. Однако это превращение было далеко неполным, так как конституционные ограничения монарха были весьма узкими и при необходимости могли легко преодолеваться.

Выводы по вопросу. Государственный строй России в результате первой русской революции претерпел существенные изменения: абсолютизм превратился в конституционную монархию. Однако это превращение было далеко неполным, так как конституционные ограничения монарха были весьма узкими и при необходимости могли легко преодолеваться.

Проводимые в дореволюционной России реформы способствовали развитию буржуазно-демократических традиций и в России. Была предпринята попытка привить принципы разделения властей, создав механизм сдержек и противовесов царскому правительству.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!