Государственный строй Российской империи в первой половине XIX века

22 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Задача реформирования центральных органов власти и управления была возложена на М.М.Сперанского, который не сомневался в неизбежности реформ в России. Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа.

В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Государственный совет. В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств», положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов.

Основой для создания Военного и Морского министерств, а так же Министерства иностранных дел стали существовавшие ранее коллегии, которые целиком вошли в состав новых органов и работали «по старому обряду». Другие министерства составились из нескольких старых или вновь создаваемых учреждений. Каждое министерство получило так называемый «Наказ», где определялись его задачи. Самым большим и многофункциональным стало Министерство внутренних дел (МВД).

В ведение МВД передавались все военные (по гражданской и полицейской части) и гражданские губернаторы, сюда поступали донесения императору из губерний. Губернские казённые палаты, по вопросам «касающимся строения публичных зданий и содержания их», обязывались представлять в МВД доклады и отчёты, а также «ведомости о числе народа и ревизские сказки». Полицейские функции МВД были опосредованы через военных и гражданских губернаторов, которым подчинялись все полицейские органы на местах.

Политика государства в отношении церкви в первой половине XIX в. определялась общими задачами перехода от коллегиальной системы управления к единоначалию. Но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника  - обер-прокурора Священного Синода. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения. Министру передавались административные функции Синода и устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Однако Министерство фактически не функционировало и вскоре было упразднено (в 1824 г.), поскольку при решении о его создании не были приняты в расчет экономические условия существования духовенства и ряд других факторов.

В 30-х годах Синод окончательно превратился в безгласный совещательный орган при обер-прокуроре. Проводивший это преобразование обер-прокурор Протасов, генерал от кавалерии, нагнал на свою новую команду «страх и трепет», «дух из всех повышиб», «сонмом архиерейским, как эскадроном на ученье командовал». Синод оказался отделенным от остальной церковной организации промежуточными светскими органами. Однако преобладание в структуре церковного управления государственных элементов не получило законодательного закрепления. Самодержавие и духовенство были обоюдно заинтересованы в сохранении некоторой формальной  самостоятельности церкви с целью сохранения ее престижа и влияния на народные массы.

Комитет министров, Сенат и Государственный совет. Для объединения и координации деятельности министерств, а так же для обсуждения общегосударственных вопросов одновременно с министерствами был образован Комитет министров. В манифесте 1802 г. не было четкой регламентации его деятельности, но в 1812 г. появился закон о Комитете министров. Председательствовал на его заседаниях император или назначенное им лицо. Полномочия Комитета были весьма разнообразны: от обсуждения административных вопросов, частных законов до рассмотрения судебных дел. Большинство решений утверждались императором. Во второй четверти XIX в., с усилением роли императорской Канцелярии, значение Комитета министров стало падать. В целом решить проблему координации работы министерств Комитету так и не удалось вплоть до его упразднения в 1906 г.

Роль Сената постепенно уменьшалась, хотя он по-прежнему издавал одобренные царём сенатские указы, имевшие силу закона, и выполнял функции высшего судебного учреждения страны. В 1802 г. Александр I попытался восстановить былое значение Сената. Ему были подчинены все центральные государственные органы и губернаторы, он получил право докладывать царю о несоответствии вновь издаваемых актов существующим законам или о "неудобствах в их исполнении". Однако вскоре Сенат лишился этих и ряда других прав, сохранив главным образом лишь функции высшего судебного органа. Департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для губернских судов. Должность сенатора становилась почётной синекурой для престарелой верхушки имперского чиновничества.

В 1809 г. по поручению Александра I статс-секретарь М.М. Сперанский подготовил проект под названием «Введение к Уложению государственных законов». В основе предложенной Сперанским новой системы лежал принцип разделения властей: законодательная власть сосредоточивалась в выборной Государственной думе, исполнительная власть - в министерствах, судебная - в Сенате. Государственный совет при императоре должен был связать органы государственного управления с самодержавной властью.

Предложения М.М. Сперанского получили сначала одобрение императора: 1 января 1810 г. состоялось первое заседание Государственного совета. Но, в отличие от проекта, этот орган стал выполнять в дальнейшем функции законосовещательного органа при императоре.

Членами Государственного совета (по должности или по назначению царя) являлись крупные чиновники и помещики, их общее число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. Председательствовал в присутствии (общем собрании) Государственного совета император. В необходимых случаях он назначал председательствующего из числа его членов.

Государственный совет включал пять департаментов: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономии, 5) дел царства Польского. Последний департамент был создан после польского восстания 1830-1831 гг. Делопроизводство велось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.

Государственный совет выполнял свою главную задачу - подготовку законопроектов - совсем недолго. В царствование Николая I законопроекты стали разрабатываться в Собственной его императорского величества канцелярии, в министерствах и специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном совете приобрело формальный характер.

В 1811 г., в целях устранить выявленные недостатки в системе управления, была проведена реорганизация министерств. Согласно «Общему учреждению министерств», составленному при непосредственном участии М.М. Сперанского, все они получили унифицированную структуру, основанную на единоначалии. Во главе каждого министерства стоял министр и его товарищ (заместитель), им подчинялись директора департаментов, директорам - начальники отделений, им, в свою очередь - столоначальники. Канцелярии при министрах выполняли задачи делопроизводства и переписки.

В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий. Палата гражданского суда, кроме того, взяла на себя выполнение некоторых нотариальных функций. С 1808 г. стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д. Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах. Действовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, а также духовные и волостные крестьянские суды. Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 г. Министерства юстиции.

Армия, полиция, жандармерия, тюрьмы. Армия продолжала служить целям феодально-крепостнического государства - подавлять выступления угнетенных крестьян, реализовывать внешнеполитические интересы правящих кругов Российской империи.

В 1811 г. по предложению М.М. Сперанского, было создано Министерства полиции, контрольные функции которого значительно расширялись. Наряду с поддержанием общественного порядка, оно должно было обеспечить выполнение действующего законодательства всеми подданными Российского государства. Вмешательство Министерства полиции (с целью обеспечить законность) в деятельность других ведомств вызвало недовольство бюрократии. В 1819 г. по настоянию многих сановников Министерство полиции упразднили, его органы снова вошли в состав Министерства внутренних дел.

Тюремная политика в России, по сравнению с предыдущим периодом, мало изменилась. Лица, совершившие государственные преступления, содержались в тюрьмах и крепостях, иногда без суда и срока. В общеуголовных тюрьмах страдали тысячи трудящихся. Для рабочих заводчики (например, Демидовы) иногда строили «частные» тюрьмы. В тюрьмах господствовал суровый режим, широко практиковались телесные наказания, применявшиеся к «низшим сословиям», использовались рогатки, колодки, цепи.

В 1819 г. было учреждено «Попечительное о тюрьмах общество», которое направляло свои главные усилия на решение задач нравственного исправления преступников. Члены общества, как и состав его губернских тюремных комитетов, утверждался императором. Эти комитеты вместе с губернскими правлениями выполняли управленческие функции развивающейся тюремной системы на местах. Непосредственное управление тюрьмами осуществляли назначаемые губернаторами смотрители, а управление крепостями, которые использовались в качестве мест заключения, – начальники крепостей.

В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы (станы) появляется полицейская должность станового пристава. В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений.

Выводы по вопросу. Проекты реформ государственного управления, предложенные М.М. Сперанским, практически на сто лет предвосхитили мероприятия, которые был вынужден провести Николай II. На практике же в первой половине XIX века абсолютизм не только сохранил, но и упрочил  свои незыблемые позиции.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!