Государственный строй Римской империи

26 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Политические институты и конституционные принципы республики,  хотя и были основательно подорваны в ходе длительных гражданских войн и военных диктатур от Суллы  до Августа, не могли сразу,  немедленно исчезнуть и тут же быть заменены новыми.  Этого не позволили бы и глубоко  проникшие  в сознание народа республиканские  традиции.  Поэтому политическая структура раннеримской империи сочетает в  себе  республиканские институты власти с новыми,  монархическими, при явном господстве первых.

Империя вынуждена скрывать свою истинную сущность, реальные полномочия главы государства под обветшалыми учреждениями республики. Внешне все выглядит по-прежнему – заседает сенат, собирается народное собрание, функционируют магистратуры. Введенные в практику политической жизни понятия «империя» и «император» не являются  такими уж новыми,  они извлечены из республиканских запасников и не приобрели пока четких политико-юридических очертаний. Двойственный характер режима ранней империи выразился в создании сложной политической системы, в которой сосуществовали в противоречивом единстве элементы полисно-республиканского и монархического строя.  Потребуется длительное время,  прежде  чем титул «император» из почетного звания полководца в республиканском Риме превратится в титул главы государства. Этот процесс перерождения займет  долгие  два с половиной столетия,  за которые принцепсы, наряду с полномочиями  консулов,  трибунов,  цензоров, будут неоднократно получать и императорское звание.

И только сломив традиционные республиканские  представления, монархия и  ее олицетворение – император овладели правосознанием народных масс и прочно вошли в практику  государственной  жизни. Власть императора  обрела соответствующие  организационно-правовые формы. С всевластием аристократического сената было покончено; к концу II в.  н.э. сенат окончательно отстраняется от управления. То же произошло и с другими республиканскими  институтами власти. Старая политическая система уступила место новому военно-бюрократическому аппарату с императором во главе.  Со  второй половины III в. н.э. монархия утверждается не только окончательно, но и обретает абсолютистские черты.

Период империи традиционно подразделяется на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. – III в. н.э.), от «принципс сенатус» – первый в списке сенаторов, как один из титулов,  присвоенных сенатом основателю империи Октавиану Августу. Известный и ранее, обладатель титула  первого сенатора привилегиями не пользовался, кроме обязанности первым выступать в сенате, что, возможно, могло оказать влияние на решения последнего;

2) доминат (III-V вв. н.э.) происходит от обычного в то время обращения к  императору «доминус эт деус» – господин и бог,  что являлось признанием абсолютной власти императора.

Принципат являлся  переходным  этапом от республики к абсолютной монархии.  Главная тенденция этапа заключалась в постоянном наращивании монархических элементов  в  структуре  государственного  устройства  Рима при сохранении республиканских форм в качестве его внешних декораций. Объем полномочий принцепса основывался на соединении в своем лице полного империя и ряда высших республиканских магистратур – консула, цензора, трибуна, которые уже  не были ограничены ни временем,  ни контролем,  и тем самым давали их носителю всю полноту власти.  Было естественным создание  принцепсом собственного аппарата управления,  отдельной от сената казны и приобретение права руководства всеми вооруженными силами.

Обладая указанными  полномочиями, уже первый  император – принцепс Октавиан – имел право на военное командование, объявление войны и заключение мира,  подписание международных договоров, управление провинциями,  содержание собственной гвардии, осуществление высшего суда, распоряжение государственным  земельным фондом, принятие актов, имеющих силу закона. Консульская власть позволяла в порядке интерцессии отменить решение любого должностного лица,  цензорская – давала право формировать сенат по своему усмотрению, а народного трибуна – контролировать всю систему управления. Полномочия понтифика – верховного жреца  – довершали  пирамиду правовой дозволенности власти принцепса.

Режим раннего  принципата несет в себе двойственное начало: широкие полномочия принцепса как бы делегированы сенатом;  одно время они  уравновешивают  друг  друга. При  императоре Тиберии (начало I в. н.э.) были значительно расширены полномочия сената за счет народного собрания; последнее было практически отстранено от управления государством и продолжало существовать как формальная инстанция для утверждения принятых сенатом и принцепсом постановлений. С другой стороны,  не являясь  наследственной, власть принцепса зависела от избрания в сенате.  Но поскольку предшествующий принцепс еще при жизни называл  своего  преемника (обычно сына – родного или приемного), сенат был заранее связан этим указанием. Силовым инструментом политики все чаще становилась армия,  принцепсы понимали  это,  хорошо  платили  и часто использовали ее в борьбе с сенатом и старой рабовладельческой аристократией.

В период  принципата произошли существенные изменения в положении государственных органов, сохранившихся от  предыдущей республиканской эпохи. Народные собрания  (сохранились только трибутные комиции) пришли в упадок, созывались все реже. Законодательная власть, судебные полномочия, избрание должностных лиц – все перешло к сенату  и принцепсу. Сохраняется лишь церемония: новое должностное лицо представляется народу после своего избрания. Авторитет собраний резко снизился, упала его посещаемость.

Сенат долгое время оставался ведущей политической силой. Его сенатус-консульты получили официально силу закона (I в.н.э.). Но реальный контроль за их применением осуществлял принцепс.  «Независимые» постановления сената чаще являлись формальным актом утверждения решений принцепса.

Магистратура сохранилась, но лишилась реальной власти, прежде всего административной и военной. Консулы председательствовали в сенате и выполняли отдельные поручения.  Народные трибуны не имели права вмешиваться в деятельность принцепса и находились в его распоряжении. Деятельность  эдилов сводилась к наблюдению за общественными местами и юрисдикции в области торговли.  Квесторы утратили финансовые полномочия  и превратились в хранителей архивов. Должность цензора упразднена,  а его функции перешли к принцепсу. И только претор еще сохраняет свои полномочия, оставаясь судьей по гражданским делам;  а вот роль  преторского  эдикта  в  развитии частного права падает,  ибо основным источником права становятся распоряжения императора. Замещение магистратур находилось в полной зависимости от принцепса, а сами магистраты все более оттеснялись императорскими чиновниками.

Неспособность старого аппарата власти осуществлять управление огромной империей вызвала необходимость создания специального административного и военного аппарата принцепса.  Отличительной особенностью  этого  аппарата  стало  отсутствие  выборности должностных лиц, все чиновники являлись слугами принцепса, которых он назначал и смещал по своему усмотрению.  Центром управления становится императорский дворец, где формируется совет (консилиум) с совещательными функциями и канцелярия принцепса,  которая имела отделы управления с необходимым штатом чиновников. На многие  должности  император  назначал  своих вольноотпущенников и даже рабов.

Из сословий сенаторов  и  всадников  принцепс  комплектовал высшую бюрократию империи.  К чиновникам этого ранга относились: префект претория,  командовавший императорской гвардией; префект урбис, обладатель  полицейской власти и представитель правосудия в Риме;  префект, ведавший финансами; наместник Египта; префект, организующий снабжение Рима продовольствием;  префект,  ведавший пожарной службой в Риме и отвечавший за порядок в ночное время и др.

Вновь созданный чиновничий аппарат, не имевший еще стройной системы и сравнительно малочисленный в первые века империи,  наряду с остатками республиканских органов управления,  поставленных на службу принцепсу, был надежной опорой власти последнего. Его деятельность дополняла гласная и негласная полиция, стражники и фрументарии, взявшие под жесткий контроль все сферы общественной и частной жизни граждан. Август создал полицейские войска численностью в  1000 человек во главе с префектом полиции и специальный корпус из семи когорт по 1000 воинов в каждой на случай пожаров.

Решающую материальную силу власти принцепса  и  государства составляла профессиональная  армия, организованная  по принципу найма. После реорганизации при Октавиане Августе она состояла из трех частей:  преторианской  гвардии (9 тыс.  чел.),  легионеров (300 тыс.  чел.) и вспомогательных частей (свыше 200  тыс.чел.). Первые и  вторые имели римское гражданство,  третьи – стремились его получить. Преторианцы занимали привилегированное положение – служили 16 лет,  их жалованье было в 3,5 раза выше, чем у легионеров, служивших 20 лет. Воины вспомогательных частей получали в три раза меньше,  чем легионеры, но служили 25 лет. Служба в армии обеспечивала материально,  приносила достаток, иногда достаточно высокий, позволяющий преторианцам и легионерам при уходе в отставку влиться в состав господствующего класса. Являясь опорой и символом могущества империи и императора, армия временами становилась самостоятельной силой, а принцепсы – ее заложниками.  Случались периоды,  когда армия свергала своих императоров едва ли не ежегодно.

Содержание административного и военного аппарата принцепса осуществлялось из его собственной казны (фиска).  Поступления  в фиск шли за счет ограбления провинций,  поскрипций, конфискаций, налогов – прямых (провинциальный,  подушной и т.п.) и  косвенных (с наследства,  за отпуск рабов на свободу и др.). За расходование этих средств принцепс ни перед кем не  отчитывался.  Расходы государственной казны,  находящейся в ведении сената, существенной роли не играли.

Произошли изменения и в управлении провинциями, ставшими составными частями Римской империи и  получившими единообразное устройство,  включая Италию. От былой самостоятельности в управлении не остается и следа. Повсеместно насаждается римская администрация, суд,  полиция, легионы или военные гарнизоны, императорское законодательство.

Провинции делятся на императорские и сенатские. Императорскими провинциями управляли назначаемые принцепсом легаты; доходы с этих провинций шли в фиск. Во главе сенатских провинций ставились проконсулы или пропреторы,  избиравшиеся по жребию сенатом. Финансовые поступления  из сенатских провинций шли в казну сената. Императорские провинции превосходили сенатские и по  численности (34 из 45), и по богатству.

Система государственного устройства принципата, сложившаяся в общих  чертах при Октавиане,  в последующем активно совершенствовалась. При императоре Адриане (117-138 гг. н.э.) в Риме был оформлен как государственное учреждение совет принцепса,  выросший из частного совещания. В задачи совета входила подготовка  императорских законодательных актов и текущих приказов по вопросам управления. В совет наряду  с  сенаторами  были включены лучшие знатоки римского права – юристы.  Члены совета стали получать  вознаграждение  за службу. Решения совета имели важное значение для внутренней политики империи. Было увеличено число государственных ведомств,  во главе которых вместо вольноотпущенников и рабов были поставлены знатные  всадники.  Адриан уничтожил откупную систему при сборе налогов с населения провинций.

Однако наиболее заметный след в реформировании системы управления оставил император Септилий Север  (193-211  гг. н.э.), считавший своими  важнейшими задачами укрепление института императорской власти, четкую организацию бюрократического аппарата и реформирование армии. При Севере был разработан основной принцип единодержавной монархии: император – единственный источник власти, воля императора – высший закон. В связи с этим изменилось положение сената и магистратов – традиционных носителей власти от  имени  народа. Сенат лишился права издавать законы и выбирать магистратов,  это право перешло к принцепсу. Сенат сохранялся в виде почетного органа – как дань исторической традиции.

Север реформировал государственный  аппарат,  ликвидировав различия между традиционными магистратурами (консулат, претура и др.) и чиновничьими должностями. Расширилась компетенция чиновников, высшие из них наделялись  судебными полномочиями;  вводилась система подчинения на основе титулов и званий;  наблюдалась милитаризация императорской бюрократии.  Изменяются функции префекта претория, он становится ближайшим помощником императора  по  управлению империей,  контролирует работу чиновников, наблюдает за ходом государственных дел. При Севере была завершена организация провинциальной администрации, штаты и компетенция которой также были расширены.  Организация управления в крупных городах поставлена под контроль особых императорских чиновников – кураторов.

Особое внимание Север уделил боеспособности армии,  повышению престижа  военной службы.  Военная реформа привела к существенному повышению денежного содержания рядовым воинам – до  500 денариев легионерам  и 1500 – преторианцам,  а также их командирам. Воины получили официальное разрешение приобретать  землю  и другое имущество,  вступать в законный брак и жить с семьей вблизи гарнизона. Изменения коснулись общего порядка прохождения  службы и возможности  повышения  в должности.  Основная часть воинских подразделений дислоцировалась вдоль границ империи.

Военная реформа  Севера не только привела к повышению боеспособности римской армии,  но и способствовала ее  бюрократизации, прирастанию к местам дислокации.

Государственная система принципата после реформ Септилия Севера встала на путь превращения в новую политическую структуру – доминат, абсолютную монархию.

Доминат. Последующие десятилетия (от Севера до Диоклетиана) были временем глубоких социальных процессов в обществе, связанных с общим кризисом рабовладельческой системы в Риме. Рабство как система хозяйства приходит в упадок. В среде свободного населения усиливается социальное расслоение. Возрастает значение колоната. Обостряется классовая борьба. Становятся массовыми выступления свободного малоимущего населения и городской бедноты. Имперские захватнические войны сменяются оборонительными. Не ослабевает борьба покоренных Римом народов за независимость. Массы «варваров» (приграничные с Римской империей германские племена) взламывают границы империи. В среде рабовладельческой знати обостряется борьба за власть. Решающей силой внутренней политики вновь становится армия. Долгая череда правления «солдатских императоров» (17 императоров за 50 лет) полностью разобщила господствующий класс, привела к общей деградации политических институтов империи. Ситуация вышла из-под контроля. Обвал империи неизбежен, решающим фактором является время.

С приходом к  власти Диоклетиана (284 г.  н.э.) начинается «собирание» империи,  укрепление ее властных институтов.  Власть императора приобретает  деспотические  черты,  по типу восточной деспотии, устанавливается рабовладельческая абсолютная  монархия – доминат.  К этому времени от республиканских традиций не осталось и  следа,  муниципально-полисная  идеология  стала  далеким прошлым. При  доминате республиканские учреждения потеряли общегосударственное значение.  Всесильный  некогда  сенат  полностью подчинился императору и превратился в муниципальный совет г. Рима, а магистраты стали типичными муниципальными чиновниками.

Государственный строй  империи приобретает новые очертания. На вершине властной пирамиды находится император с внешними элементами восточного колорита: недоступность, сложный придворный церемониал, божеские почести. Однако династической  преемственности власти  не  сложилось, вопрос о престолонаследии остается неурегулированным, фактически преемник или указывается самим предшествующим императором или  же становится им по воле армии. По сравнению с принципатом,  полномочия императора не имеют правовых ограничений, он абсолютный монарх, верховный военачальник. При жизни его власть обожествляется,  а после смерти он сам, с учетом заслуг, причисляется к лику богов, культовые обряды и поминания которого считаются обязанностью для верующих.  Все население империи превратилось  из граждан в подданных и даже рабов императора. Государственная религиозная  идеология  утверждала, что раб и свободный, богатый и бедный в одинаковой степени равны перед богом, т.е. императором.

Центральным органом власти является государственный совет – консисториум, состоящий из высших должностных  лиц,  назначаемых императором. По предложению  императора  он обсуждает различные вопросы государственного управления, текущего законодательства и судебные дела,  восходящие в инстанционном порядке к императору; как судебная инстанция, совет выполнял функции аудиторского  суда (суда присяжных). Решающим голосом в совете обладал только император.

Особое место  в  системе властных структур занимает императорский двор. При дворе сосредоточено большое количество различных придворных чиновников,  имеющих в то же время характер органов центрального управления. Наиболее важными из них являются: управляющий императорским  дворцом;  начальник личной канцелярии императора, он же управляющий всеми чиновниками; государственный канцлер; управляющий  государственной казной  и сбором налогов; управляющий императорским имуществом и др. Ведущее место в иерархии чиновников занимал главный юридический советник императора. Именно с его деятельностью связана огромная работа по систематизации и кодификации римского права, подготовкой и проведением важнейших социально-экономических и политических реформ императоров Диоклетиана и Константина.

Высшие государственные управления, как правило, назывались «священными», поскольку непосредственно зависели от «священного дворца» и доминуса. Управление по сбору налогов с населения называлось  «священной щедростью императора». Дворцовые должности, названия которых указывали на  обслуживание  личности императора, например, «начальник священного ложа», считались наивысшими в империи.

Реальное государственное управление сосредоточивается в руках имперских чиновников, система которых разрастается в сложный бюрократический механизм  и подвергается специальной регламентации. Резко проводится разделение должностей на придворные, гражданские и военные;  в каждой из этих градаций образуется определенная иерархическая лестница,  причем  каждой  ступени  в  этой лестнице соответствует особый титул;  каждому чиновнику назначается определенное жалованье - соответственно титулу и рангу. Все они получают  внешние знаки отличия и особые привилегии (в частности, право на пенсию).

Произошла централизация управления полицейскими силами империи, включая службу безопасности,  которые возглавил начальник императорской канцелярии, в Риме и других крупных городах – префект города.

Государственно-правовое развитие  Римской империи во многом определялось реформаторской деятельностью императоров Диоклетиана (284-305 гг. н.э.) и Константина (306-337 гг.  н.э.). Их реформы существенным образом повлияли на государственное устройство и  государственное регулирование экономики империи периода поздней античности.

Реформа Диоклетиана  в  области государственного устройства была обусловлена необходимостью усиления государственной  власти для защиты рабовладельческого строя от любых посягательств внутри страны (восстаний рабов,  колонов и др.) и извне,  стремлению покоренных Римом  народов к отделению.  С этой целью Диоклетиан, имея в виду прежде всего укрепление центральной власти и  усиление ее воздействия на провинциальные звенья управления, разделил империю на две части – Западную и Восточную, назначил себе соправителя, присвоив ему титул Августа, с возложением обязанностей по управлению частью империи.  В каждой  половине  империи  стал свой император, но Диоклетиан сохранил  за собой право высшей власти для обеих  частей империи. Первоначально  эти  половины рассматривались как части единого государства. Единым было и законодательство, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Затем  для удобства управления каждый из императоров назначал себе соправителя – цезаря, и тоже с приставкой Августа. В результате этого каждая половина империи была поделена еще на две части. Обособление их стало вопросом времени, но официально  правление четырех императоров (тетрархия) считалось властью единой «императорской семьи», возглавляемой Диоклетианом. Произошло упразднение деления провинций на императорские и сенатские. Провинции были разукрупнены, вместо 45 создается 101 провинция.

С учетом нового государственного устройства произошло реформирование армии. Законодательно закрепив деление армии на пограничные и мобильные войска,  увеличив их на треть и сохранив принцип добровольного найма,  Диоклетиан вместе с тем ввел  рекрутский набор  в  армию. Он обязал владельцев рабовладельческих поместий поставлять в армию определенное в зависимости от размеров их земельных владений количество рекрутов из числа проживавших на их землях колонов, арендаторов и других зависимых людей.

Особенно остро встала проблема государственного регулирования экономики. Нужны были значительные средства на содержание императорского двора, многочисленного чиновничьего аппарата,  армии  и  полиции.

Диоклетиан прибегает к чрезвычайным мерам, пытаясь урегулировать налогообложение, ценовую политику и денежное  обращение. Его денежная реформа (286 г. н.э.) началась с прекращения выпуска низкопробной монеты и замены ее на новую полноценную.  Однако реформа не  удалась – государство не располагало необходимым запасом золота в слитках, обесценивание денег продолжалось.

По-иному сложилась реформа налогообложения. Существовавшая налоговая система была крайне запутанной и мало эффективной. Диоклетиан ввел единый прямой налог – поземельно-подушной, взыскиваемый в натуральном выражении. Для точной раскладки налогов и их своевременного  поступления были введены всеобщая перепись населения и поземельный кадастр. На учет взяли все – население  империи, количество и качество обрабатываемой земли, доходность имений, ремесленных мастерских и т.д.  Налоговые ставки значительно увеличены. Подушное обложение сочеталось с натуральными податями в виде зерна, мяса, шерсти, вина и т.п. В интересах стабильности налоговых поступлений  население  города  и села прикреплялось к месту жительства и роду занятий,  профессии.  Вводилась  ответственность землевладельцев  и  городских властей за своевременное поступление налогов.

Представляет интерес и политика правительства против ростовщичества, чрезмерного повышения цен на товары и услуги, регулирования заработной платы. Особенно любопытным в этом отношении по своей радикальности представляется известный «Эдикт  о  ценах на товары»  301 г.,  в котором устанавливалась общая для всей империи такса на все товары и работы;  требование цены или платы свыше этой таксы каралось высокими штрафами. Понятно, что такое принудительное регулирование товарно-денежных отношений не встретило поддержки господствующего класса и через несколько лет этот эдикт был отменен.

Император Константин  продолжил начатые Диоклетианом реформы. Прежде всего была завершена денежная реформа. Вновь выпущенная золотая монета (солид), в основу которой было положено чистое золото, сделалась основной единицей счета во всей империи. Стабилизировалось денежное обращение. Натуральные налоги были заменены денежными.  Основной формой расчета стали  деньги, однако при господстве  натурального  хозяйства  на обширных территориях империи сохранение натурального обмена было естественным. Принципиально важно  другое:  упорядочение налогообложения привело к фактическому прикреплению колонов и ремесленников к земле и профессии. Начиная с 317 г. эдиктами Константина были прикреплены к своей профессии  мастера  монетного  дела,  корабельщики, оружейники, кожевники,  ткачи,  плотники  и другие ремесленники, которым предписывалось «навсегда оставаться в своем  состоянии». Константин указом 332 г. н.э. предписал беглых колонов возвращать назад и содержать в цепях,  как рабов. Вследствие этого колон лишается  своей прежней свободы,  юридически прикрепляется к той земле,  на которой он записан. Закон 357 г. запретил землевладельцу продавать землю без сидящих на ней колонов.

Наследственной и принудительной становится военная  профессия: сыновья солдат должны также быть солдатами, и лишь недостающее количество пополняется рекрутами и отрядами  из  варварских племен. Константин сохранил деление на пограничные и маневренные войска. Но маневренные войска,  ставшие военной опорой домината, подверглись реорганизации; их наиболее боеспособная часть составила дворцовые войска,  расквартированные в Риме и других столицах империи. Вся совокупность войск внутри страны получила общее название – полевые войска. На случай ведения завоевательных войн создавались оккупационные войска.  Когорты преторианской гвардии были расформированы (312 г.  н.э.), их место заняли отряды дворцовой стражи. Общее руководство военными делами империи было передано особому «начальнику войск» и его помощнику – «начальнику конницы».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!