Государственный строй и управление в России в начале XX в.

17 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

К началу XX в. Российское государство сохраняло самодержавный, абсолютистский характер, хотя и в иных социально-экономических ус­ловиях. Для обозначения формы Российского государства второй по­ловины XIX - начала XX в. ученые предлагают термин неоабсолю­тизм.

В управлении страной царь опирался на централизованный бюрок­ратический аппарат. Каждое звено его занимало отведенное ему место в многоступенчатой системе (министры, советники, губернаторы и т.д.). Все чиновники назначались императором и были ответственны перед ним. Эта система была неплохо отлажена, работала почти без сбоев.

В то же время в России развивались выборные структуры, прежде всего в местном управлении. Их роль выполняли земские собрания и управы, городские думы, дворянские собрания. Роль законосовеща­тельного органа играл Государственный совет, члены которого на­значались царем пожизненно. Он разрабатывал и рассматривал про­екты законов, привлекая к этому делу специалистов, но утверждение законов оставалось прерогативой императора.

Органом высшей исполнительной власти оставался Совет мини­стров. Правительствующий Сенат, исполняя роль верховного суда, обнародовал законы, разъяснял их, следил за их исполнением и конт­ролировал законность действия власти на местах.

Формировавшийся в стране капиталистический рынок диктовал обществу законы и функции, которые не могли обойти никакая власть и никакие правительства.

Однако абсолютистские черты по-прежнему превалировали в го­сударственном строе России. Главным изъяном была политическая слепота царского правительства, которое не видело необходимости модернизации политической системы страны. «Я, - заявлял, вступая в 1894 г. на престол, Николай II, выступая перед представителями от земств, прибывшими поздравить его с этим событием, - посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неукоснительно, как охранял их мой незабвенный, покой­ный родитель».

Достаточно стабильно развивалась экономика России. Промыш-ленностьв 1880- 1890-е годы давала 6-7% ежегодного прироста. Это были не столь большие, но зато стабильные цифры. Государство осу­ществляло строгий протекционизм, ограждая отечественную про­мышленность от конкуренции иностранцев. Финансовая реформа 1897 г. СЮ. Витте гарантировала стабильность, платежеспособность и конвертируемость золотого рубля, который вплоть до начала Пер­вой мировой войны (1914 г.) оставался одной из самых устойчивых ев­ропейских валют. При этом право эмиссии было строго упорядочено, и правительство не нарушало его, пока не разразились военные катак­лизмы.

Все это позволило привлечь в российскую промышленность и тор­говлю иностранные капиталовложения (через иностранные фир­мы, смешанные предприятия, продажу русских ценных бумаг на евро­пейских биржах, через облигационные займы, широко распространяв­шиеся на рынках Европы). Доля иностранного капитала (французско­го, бельгийского, германского, британского) в акционерных компани­ях России в начале XX в. по разным оценкам составляла от 15 до 30%.

Государство поощряло частное предпринимательство: в 1891 г. был установлен протекционистский таможенный тариф, в 1900-1903 гг. предпринимателям были выделены значительные субсидии.

В начале XX в. политическая ситуация в России дестабилизирова­лась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянс­ких выступлений и террористических актов, спровоцированных рус­ско-японской войной и экономическим кризисом.

События первой русской революции поставили Николая II перед необходимостью определения пути дальнейшего государственного раз­вития России. В качестве составной части модели государственного строя был сохранен традиционный, возникший еще в допетровские времена патернализм - теория единения царя с народом как основы управления государством. Правительство Николая II было вынужде­но согласиться на формирование в России народного представитель­ства. Представительство (парламент), нося совещательный характер,

Глава 18. Формирование конституционной монархии в начале XX в.     405

должно было доводить до царя «голос народа», а царь, являясь конеч­ной инстанцией в принятии закона, брал на себя обязанность свято исполнять закон, ибо законность объявлялась залогом успеха в дея­тельности государства. На более радикальные преобразования Нико­лай II не был способен.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!