Государственный строй аристократической рабовладельческой Римской республики

26 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Республиканский Рим за свою длительную историю и все увеличивающиеся размеры территории государства сумел сохранить черты полиса. Сложившаяся система централизованного руководства из государства-города существенно снижала эффективность государственного управления, что явилось одной из  причин последующего падения республики.

Важно отметить аристократический характер Римской республики, призванной обеспечить привилегированное положение рабовладельческой знати. Это нашло отражение в способах формирования и полномочиях государственных органов.

Важнейшими органами государственной власти и управления в Риме являлись народные собрания, сенат и магистратура.

Народные собрания (комиции) олицетворяли традиции  полисной демократии, решали весьма важные вопросы, но не обладали реальной высшей властью – последняя концентрировалась в руках сената и магистратов. Созываемые высшими должностными лицами республики и проходившие под их председательством собрания принимали законодательные акты, осуществляли избрание на должности, решали судебные вопросы. Участники собрания выслушивали предложения магистратов и либо принимали их, либо отвергали. Отношение к обсуждаемым вопросам выражалось голосованием, вначале открытым, а в конце республики тайным. Если за предложение высказывалось больше половины всех комиций, голосование прекращалось досрочно.

Комиции  были  нескольких  видов – центуриатные, трибутные, куриатные.

Центуриатные комиции считались наиболее важными, им принадлежала определяющая роль. Их структура и порядок принятия  решений, установленный еще реформами Сервия Туллия, обеспечивал преобладание в собраниях знати и богатых рабовладельцев. Расширение пределов государства и значительное увеличение численности свободного населения (с сер. III в. до н.э.) обусловили реформу структуры центуриатных собраний. Все пять разрядов имущих граждан стали выставлять равное количество центурий – 70, а общее число центурий возросло до 373. Однако и в этом случае богатство и знатность происхождения оставались определяющими:  меньшинство населения в центуриях высших разрядов противостояло большинству населения в центуриях низших разрядов и самой  многочисленной центурии неимущих пролетариев. Местом проведения собраний стало Марсово поле, за городской стеной.

На собрании по центуриям рассматривались важнейшие вопросы жизни республики: принятие законов, избрание высших должностных лиц, решение вопросов войны, мира и заключения международных договоров, отправление правосудия  по  наиболее тяжким уголовным преступлениям (с вынесением приговора о смертной казни), предоставление римского гражданства.

Трибутные комиции были вторым видом народных собраний. Этот вид народных собраний появился в V в.  до н.э. как следствие борьбы плебеев с патрициями. Существовало две разновидности трибутных собраний: общие собрания плебеев и патрициев и чисто плебейские, в зависимости от состава жителей триб. Поначалу значение этих собраний было невелико.  Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Обострение борьбы между  плебеями  и патрициями привело к повышению роли плебейских собраний, ставших избирать (с 494 г. до н.э.) плебейских трибунов. Но особенно возросла роль плебейских собраний в III в. до н.э., когда они получили право принятия законов (кроме законов о войне и мире). Правда, к этому же времени относится создание новых 14 сельских триб (к имевшимся 17), отдаленность некоторых из них затрудняла явку жителей на собрание, что позволило богатым римлянам усилить в них свои позиции.

Куриатные комиции после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Какое-то время им принадлежало право утверждения актов об усыновлении и завещании. Отдавая дань традиции,  собрания по куриям формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями. И все-таки были заменены  собранием 30 представителей курий – ликторов.

Реальный политический вес комиций с течением времени  неуклонно падал. Согласно древним установлениям, сенат должен был подчиняться решениям центуриатных комиций. Однако на практике взаимоотношения между этими органами были иными. Обвинив комиции в нарушении формальностей, сенат мог признать их постановления недействительными. Находясь под этой постоянной угрозой, комиции предпочитали не конфликтовать с сенатом и обычно следовали его предначертаниям. Только судебные решения народных собраний были для сената неприкосновенны.

Сенат – важнейшее  правительственное  учреждение республиканского Рима. Вначале сенаторов было 300, по числу патрицианских родов,  затем (в I в. до н.э.) их количество возросло до 600 (при Сулле) и даже 900 (при Цезаре). Первоначально сенат формировался  консулами, а с IV в. до н.э. – цензорами. Цензоры раз в пять лет составляли списки сенаторов, включая в них представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. В крайне редких случаях прежние сенаторы оказывались исключенными из новых списков. Таким образом, должность сенатора являлась фактически пожизненной. Это делало сенат выразителем интересов рабовладельческой аристократии.

Сенат был высшим органом власти и в значительной степени - органом непосредственного управления. Созывал заседания сената и председательствовал на них консул или претор. Компетенция сената была очень широкой. Все законопроекты, выносимые на рассмотрение народных собраний, должны быть заранее одобрены сенатом. Кандидаты, выдвигаемые на высшие должности, проходили предварительное утверждение в сенате. Когда в стране складывалась чрезвычайная ситуация, сенат принимал решение об установлении военной диктатуры. Он располагал полномочиями в  сфере административной (управление провинциями, надзор за полицией, меры в области общественной безопасности), судебной (назначение судебных коллегий, дача указаний о расследовании по делам об измене, заговоре, злонамеренном убийстве), финансовой (составление государственного бюджета и контроль за его исполнением, установление налогов, распоряжение казной, распределение денежных средств, чеканка монеты), внешнеполитической (руководство дипломатической службой, заключение союзнических договоров), военной (принятие решения  о наборе и роспуске армии, установление призывного контингента, распределение командного состава по армейским подразделениям и местам дислокации), религиозной (постройка храмов, санкция культа новых богов), культурной, строительной и т.д.

Формально сенат не был  законодательным  органом (таковыми являлись народные собрания по центуриям и трибам), и его решения, направленные  на  толкование законов с точки зрения их соответствия интересам Рима, именовались сенатус-консультами (т.е. советами, рекомендациями сената). Фактически же эти решения играли роль нормативных актов, а сам сенат, будучи единственным постоянно действующим конституционным учреждением, с точки зрения его консервативного состава, порядка формирования, принципов функционирования, политической ориентации, стал всевластным органом, стержнем всей политической системы, оплотом политической мощи аристократии.

Магистратуры. В республиканском Риме сложилась система магистратур – должностных лиц, уполномоченных представлять интересы государства и от его имени осуществлять управление и правосудие. Законодательной властью они не обладали, как и не могли изменять и дополнять действующие законы. Однако определенная категория магистратов, в частности, преторы, такие полномочия приобрела. Существенное значение имела  система организационных принципов замещения магистратур. Важнейшими из них были: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Народные собрания (центуриатные или трибутные) избирали магистратов: цензоров раз в пять лет, остальных,  как правило, на год. Но не бывает правил без исключений. Полномочия консула, командовавшего армией,  продлевались сенатом, если война не закончилась и сам он не замещен другим консулом.  Своеобразной была и магистратура диктатора – он не избирался,  а назначался, и срок его полномочий не мог превышать шести месяцев.  Все магистратуры (кроме диктатора)  были  коллегиальными. В состав каждой из магистратур избиралось несколько человек, и каждый был самостоятелен в принятии решений, однако это решение мог отменить его же коллега (право интерцессии).  Отсюда, естественно, возникал вопрос согласования позиций. Оно не требовалось, когда вышестоящий магистрат отменял решение нижестоящего. Магистраты не чиновники, и вознаграждения за службу не получали. А это закрывало путь к магистратурам малоимущим и неимущим. Принцип ответственности заключался в возможности привлечения магистрата к суду народного собрания после истечения срока пребывания в должности  (кроме диктатора, цензора и народного трибуна), а иногда и до истечения этого срока.  При видимой демократичности этого принципа – ответственность перед народом, нередко это было одним из средств в политической борьбе между различными группами  рабовладельческой знати.

По объему полномочий магистраты делились на две группы: наделенные высшей властью – империум и не имеющие высшей власти. В империй включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право  созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Символом империя были ликторы, сопровождавшие высших магистратов. В республиканском Риме различались три вида империя: полный, большой и малый. Полный империй имел диктатор. Он единственный, кто выносил смертный приговор без права обжалования. Большой империй имели консулы. Их приговор о лишении жизни гражданина мог быть обжалован в центуриатное собрание, если он был вынесен в городе Риме. У претора был малый империй - без права приговаривать к смертной казни. На территории Рима любой вид империя не был полным. Его действие ограничивалось центуриатным собранием и сенатом,  законами и моральными нормами.

За пределами Рима империй  действовал в полном объеме. В провинциях, которые были присоединены к Римскому государству, наместники пользовались империем. Именно поэтому они получали должности проконсула, т.е. «в ранге консула», и пропретора, т.е. «в ранге претора».  Правда, империй любого наместника действовал только в границах провинций;  за ее пределами он выступал как частное лицо.

Все остальные магистраты Рима империем не  располагали:  их полномочия рассматривались как потестас – «власть». Они выступали и отдавали распоряжения от имени государства и добивались  их исполнения, в том числе и наложением штрафов.

Каждый магистрат имел исполнительный аппарат, состоявший из советников, секретарей и письмоводителей, стражников (ликторов), глашатаев и посыльных. Все эти лица получали жалованье.

Избрание в магистратуры происходило в жесткой политической борьбе и, как правило, было связано с массой злоупотреблений. Избирательные кампании стоили и больших денег. К концу республиканского периода  принцип безвозмездности «службы отечеству» превратился в фикцию. Любая выборная должность стала источником обогащения.

Все римские магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов, народных трибунов и др.

Два консула были высшими должностными лицами республики и возглавляли всю систему магистратур. Консулы обладали высшей военной и гражданской властью. В качестве носителей военного империя они являлись главнокомандующими римским войском.  Они производили набор,  комплектовали  легионы,  назначали военачальников (трибунов), руководили военными действиями,  заключали перемирие и распоряжались военной добычей. Как носители гражданской власти, консулы созывали сенат и народные собрания,  председательствовали в  них,  вносили предложения и законопроекты, руководили выборами должностных лиц, являлись главными исполнителями постановлений сената и народных собраний, заботились о внутренней безопасности и т.д. Главная тенденция эволюции консульства состояла в постепенном ограничении их власти в пользу других магистратур.

Преторы появились в 366 г. до н.э. в качестве заместителей консулов. Сначала претор был един. Затем ежегодно стали избирать двух преторов. Один назывался «городским», другой – «иногородним». Впоследствии, по мере роста числа провинций и  количество преторов увеличилось, дойдя к середине I в. до н.э. до 16. В случае отсутствия в Риме консулов к преторам переходило управление городом. В исключительных случаях сенат поручал одному из преторов (обыкновенно иногороднему) военное командование. Однако основной функцией преторов было ведение судопроизводства. Городские преторы ведали делами римских граждан, иногородние (преторы перегринов) – между иностранцами или между гражданами и иностранцами. В гражданских делах они допускали стороны к процессу, назначали судей и давали им указания (так называемые «формулы»), в уголовных – председательствовали в судебных комиссиях. Вступая в должность, преторы опубликовывали эдикт,  в котором указывали те основные правовые нормы, которых они будут придерживаться в судопроизводстве. Преторские эдикты стали одним из важнейших источников римского права.

Два цензора по характеру своих обязанностей были чрезвычайно авторитетными и уважаемыми магистратами. Их должность называлась санктиссимус магистратус – святейшая магистратура.  Согласно обычаю,  цензоров выбирали на пять лет  из  бывших  консулов. Обязанностью цензоров было: составление списков римских граждан; распределение их по разрядам, центуриям  и  трибам; пересмотр списка сенаторов; руководство государственным имуществом и общественными работами; надзор за нравственностью граждан и издание соответствующих  эдиктов. Должность цензора являлась весьма важной, политически значительной  и очень престижной: на нее смотрели как  на вершину служебной карьеры. В действия цензоров не имел права вмешиваться  ни один магистрат.

Квесторы появились в начале республики в качестве помощников консулов по следственной части, со временем приобрели функции государственных казначеев (под  контролем сената), а их следственные обязанности отпали,  перейдя к постоянным судебным комиссиям. До конца V в. до н.э. квесторов было двое. Затем число их стало быстро увеличиваться,  дойдя при Цезаре до 40.  Свои обязанности они  распределяли между собой по жребию.  Городские квесторы ведали финансовыми расходами, обеспечивали сохранность военных знамен и государственного архива, приводили к присяге магистратов, вступавших в должность. Провинциальные квесторы прежде всего ведали хозяйственной частью войсковых соединений, провинциальной казной, выдачей жалованья, продажей добычи и т.п.

Эдилы – чисто полицейская магистратура,  надзиравшая за общественным порядком и благоустройством в Риме. Им вменялся контроль за  обеспечением чистоты на улицах и площадях, санитарным состоянием общественных бань, противопожарной безопасностью, борьбой со спекуляцией, наблюдением за доброкачественностью товаров на рынке, устройством общественных празднеств и зрелищ.

Особое место среди магистратов занимали народные трибуны (коллегия из 10 человек). До конца республики они сохранили узкосословный характер  – народными трибунами могли быть только плебеи, и избирались они на собраниях плебса по трибам. Трибунат приобрел общегосударственный  характер, став своеобразным контрольным органом демократии. К трибунам обращались за помощью против неправомерных действий должностных лиц, и они ее оказывали. Личность трибунов была неприкосновенна. Они обладали правом приостанавливать решения магистратов (кроме диктатора и цензора) и сената, принесения протеста на их действия. Протест трибунов выражался в том, что они произносили: «Вето» («запрещаю»). Обладали трибуны и некоторыми мерами принуждения к тем,  кто им противодействовал. К  таким мерам принадлежали денежный штраф и арест. Однако полномочия плебейских трибунов не простирались дальше городской черты. Кроме того, трибунат легко становился объектом подкупа и других влияний,  идущих из кругов, враждебных демократии. А в таком случае право трибунской интерцессии становилось источником злоупотреблений. В конце республики  народный трибунат совершенно выродился и сделался орудием борьбы отдельных клик и органом военной диктатуры.

Низшие ординарные магистратуры. К ним были отнесены магистратуры для выполнения обязанностей полиции,  расследования преступлений, исполнения смертной казни,  заведования чеканкой монеты, надзора за содержанием дорог и улиц. Эти магистратуры носили общее название «26 мужей». В их числе были уголовные или ночные триумвиры, подчиненные городскому претору; монетные триумвиры и др.

Экстраординарные магистратуры создавались только в  чрезвычайных обстоятельствах,  когда государству грозила крайняя опасность от внешнего врага или от внутренних беспорядков. Решение о назначении  диктатора   выносил  сенат. Процедуру назначения осуществлял один из консулов.  Диктатор,  в свою очередь, назначал себе помощника – начальника конницы. Диктатор обладал  неограниченной высшей военной и гражданской властью,  но только в рамках определенной, поставленной ему задачи. Диктатору подчинялись все магистраты, его распоряжения не подлежали обжалованию и за  свои действия он не нес ответственности. Срочность диктатуры – шесть месяцев, не могла быть нарушена.  Однако в период кризиса республики диктатура становится пожизненной.

Управление Италией и провинциями. После завоевания  Римом всего Апеннинского полуострова (сер. III в. до н.э.) основная масса италийских земель перешла в распоряжение государства. Завоеванные города иногда сохраняли  некоторую автономию,  в других случаях ими управляли римские должностные лица; эти города назывались муниципии.  Жители этих городов в некоторых случаях получали римское гражданство, но не всегда наделялись правом участия в римских народных собраниях. Жители муниципий уплачивали особые налоги,  выполняли обязательные поставки и т.п. В других местностях организовывались «колонии римских граждан», а местные жители ставились от них в зависимость. Наконец, с рядом италийских общин  (федератами) Рим оформлял союзные договоры,  согласно которым союзники признавали верховенство Рима,  а  их  самостоятельность ограничивалась  местными делами.  И муниципии, и общинные федерации вели с Римом борьбу за  уравнение  в  правах  и создание федеративного государства. Длительная борьба населения Италии против своего угнетенного положения,  принимавшая  иногда формы войны,  привела  в  начале I в. до н.э. к предоставлению всем свободным жителям Италии римского гражданства.

В ином правовом поле находились провинции, внеиталийские области, завоеванные Римом. Провинциальные земли  включались  в государственный фонд  и подлежали разделу между римскими гражданами; местное население обращалось в рабство либо, оставаясь свободным, облагалось  тяжелыми  налогами  и поборами. Во главе провинции ставился управитель (обычно проконсул или пропретор), которому принадлежала вся полнота власти:  он являлся высшим администратором, военачальником и судьей, имеющим право приговаривать к тягчайшим наказаниям. Понятно поэтому, что управление провинцией давало огромные доходы стоявшему во главе ее  магистрату. При управителе состоял квестор, ведавший финансовыми делами. Порядок управления провинцией и размер  подлежащих  уплате налогов определялся сенатом. Соответствующие  правила по этим вопросам опубликовывались управителем провинции в особом акте.

Суд. В начальный период истории Римского государства преследование за государственные преступления и судопроизводство  по ним осуществляли консулы, а затем преторы. Апелляция на смертный приговор, вынесенный магистратом, в центуриатные собрания влекла за собой новый разбор данного дела. Собрания могли либо отменить полностью приговор магистрата, либо утвердить его, но изменять его не имели права. Преступления против частных лиц, как правило, преследовались только по инициативе потерпевших.

В провинциях вершили суд проконсулы и пропреторы. В муниципиях и завоеванных территориях судопроизводство находилось в ведении префектов и специальных чиновников, назначавшихся Римом.

В период поздней республики уголовные дела  рассматривались специальными судебными  комиссиями (из ста,  двухсот и более судей) под председательством особого претора. Списки судей составлялись на  год.  Гражданские дела  по-прежнему рассматривались частными судьями (единолично или коллегией из трех, пяти человек), которые назначались претором по соглашению сторон,  претором единолично либо по жребию.

Имелись и специальные судебные коллегии децемвиров (десяти) и центумвиров (ста и более). Первые, по-видимому, рассматривали споры о гражданстве,  а вторые – о наследстве. Такие же коллегии имелись и во всех самоуправляющихся территориях Италии.

Состав судей  пополнялся  из  числа сенаторов,  всадников и других состоятельных граждан Рима.

Римская армия. Военному делу в Риме придавалось большое значение, начиная с деления населения на центурии, возвышения республики и утверждения империи. Первоначально все было ясно и просто: свободные римские граждане, отвечавшие  имущественному цензу, в возрасте от 18 до 60 лет составляли народное ополчение. Вооружение и продовольствие являлось их заботой. Центурии объединялись в  легионы (в легионе было от 4,5 до 6 тыс.  человек), легионы – в армии во главе с консулами, военными трибунами, центурионами, декурионами. С почтением относились к службе в кавалерии, терпимо – в пехоте,  пренебрежительно – на флоте. С окончанием военных действий армия распускалась.

Положение меняется в конце V-IV вв.  до н.э. Успешные завоевательные войны в Италии обогащают Рим. Земля, рабы, скот, драгоценности становятся постоянным источником экономического могущества рабовладельческой аристократии. Основная масса солдат довольствуется малым – разбоем и  грабежами.  В  армии  появляются добровольцы с оплатой за службу. Реорганизация центурий (III в. до н.э.) приводит к увеличению численности легионов до 20.  Союзнические территории,  муниципии и провинции направляют свои легионы. Во II в.  до н.э.  они составляют 2/3 римской армии. Имущественный ценз, с которым была связана военная обязанность, перестает иметь былое значение. Малоимущие граждане начинают тяготиться военной службой, которая в силу частых войн все более становится постоянной.

Назревшая реформа армии была проведена полководцем Марием в 107 г. до н.э. Из народного ополчения она превращается в профессиональную, наемную.  В  армию  начинают принимать пролетариев и вольноотпущенников. Правда,  воинская повинность римских граждан сохраняется. Срок службы в армии ограничивается 16 годами.  Вводится государственное жалование (стипендиум),  вооружение и продовольственное обеспечение,  боевая выучка и строевые тренажи. В армии вводится принцип единоначалия и жесткая дисциплина. За невыполнение приказа командующего армией виновные подлежали смертной казни. Нарушение дисциплины каралось телесными наказаниями. Подразделение, оставившее  поле  боя,  подвергалось  децимации – каждый десятый лишался жизни.

При поступлении на службу легионеры приносили присягу своему полководцу. От него непосредственно зависело получение солдатами денежного содержания,  наград, военной добычи, земельного надела. Теперь «под службой отечеству» понимается  служба  полководцу.  Он становится крупной политической фигурой, а армия – самостоятельной политической силой. А с кем армия, у того и власть.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!