Государственный механизм СССР в 1960 — 1980 гг.

3 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Серьезной новеллой было закрепление Конституцией 1977 г. осо­бой роли в Советском государстве коммунистической партии (КПСС). Впервые руководящая роль партии была законодательно закреплена в Конституции СССР 1936 г. Но в этом законе о партии упоминалось в главе о правах и обязанностях граждан, где партия стояла в ряду других общественных организаций, хотя и выделялась в нем. В Конституции 1977 г. партии посвящена специальная статья 6. Партия объявляется «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций».

Практически все это означало, что партийные органы от руко­водства Советами перешли по существу к их подмене, хотя формаль­но это считалось недопустимым.

Опыт чрезмерной концентрации власти в руках Сталина и Хру­щева, соединявших высшие партийные и правительственные долж­ности, привел к решению о запрещении совмещения постов Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров. В течение некоторого времени такое положение сохранялось, однако позже со­вместили две другие должности - Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета Союза ССР.

Разделение Советов на промышленные и сельские было ликвиди­ровано сразу же после смещения Н.С. Хрущева с руководящих постов, уже в 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР краевые и областные (промышленные и сельские) Советы вновь объединялись в единые.

В конце 1960-х - начале 1970-х годов была издана серия актов о местных Советах разных уровней. Такие акты издавались на уровне и Союза ССР, и союзных республик.

В 1981 г. было издано Постановление ЦК КПСС, Президиума Вер­ховного Совета СССР и Совета Министров СССР о дальнейшем повы­шении роли Советов в хозяйственном строительстве. Местные Советы имели возможности для решения всех насущных вопросов жизни населе­ния на соответствующих территориях, хотя и не всегда ими пользовались.

Расширился круг постоянных комиссий Советов. До 1966 г. Совет Союза Верховного Совета СССР имел 4 постоянные комиссии, а Совет Национальностей - 5. В 1966 г. каждой палатой Верховного Совета СССР было создано по 10, а в последующие годы еще по 6 постоянных комиссий. Положение о постоянных комиссиях Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, утвержденное Законом Верховного Совета СССР от 12 октября 1967 г., предусматривало их широкие права. Аналогично строилась работа постоянных комиссий Верховных Советов союзных республик.

Конституция СССР 1977 г. и конституции республик не внесли прин­ципиальных изменений в систему Советов. Однако было изменено на­звание органов власти. Советы депутатов трудящихся были названы Советами народныхдепутатов. Среди других изменений можно отметить удлинение срока полномочий Советов: Верховного Совета - с 4 до 5 лет, местных - с 2 до 2,5 лет. Снижен возрастной ценз для избрания депутатами в высшие органы государственной власти: в Верховный Со­вет СССР - с 23 лет до 21 года, в Верховные Советы союзных и авто­номных республик - с 21 года до 18 лет.

Рост населения в союзных республиках привел к тому, что в Совете Национальностей количество депутатов оставалось неизменным, а в Со­вете Союза неуклонно росло. Чтобы скорректировать эту разницу, в 1966 г. были изменены нормы представительства от союзных республик. Теперь они стали посылать в Совет Национальностей по 32 депутата. Новая Кон­ституция устранила возможность возникновения численного неравенства между палатами Верховного Совета. Соответственно были изменены нор­мы представительства при выборах в Совет Союза. Если по Конституции 1936 г. на избирательный округ должно было приходиться 300 тыс. чело­век, то по Указу Президиума Верховного Совета СССР 4 декабря 1978 г. эта норма была поднята до 350 тыс. человек, а в 1983 г. до 360 тысяч.

Было изменено государственное управление. От территориального управления вновь перешли к системе отраслевых ведомств. Совнархо­зы и их объединения были упразднены и заменены министерствами, го­сударственными комитетами и т.п.

Основная группа промышленных ведомств была воссоздана сразу, однако впоследствии они снова ликвидировались и реорганизовывались. Закон о Совете Министров СССР 1978 г. зафиксировал наличие 80 ми­нистерств и государственных комитетов, подчиненных Совету Министров Союза ССР

Стремление интенсифицировать производство породило идею шире привлечь трудовые коллективы к управлению хозяйством. На это был нацелен Закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управ­лении предприятиями, учреждениями, организациями», принятый Вер­ховным Советом СССР 17 июня 1983 г. Закон предусматривал широ­кое привлечение трудовых коллективов в лице их собраний и конферен­ций к участию в планировании, организации производства, поощрении отличившихся работников, решении социально-бытовых вопросов и т.п. Вся их роль по руководству предприятиями носила совещательный и рекомендательный характер.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!