Государственное устройство Германии по Конституции 1871 г.

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В апреле 1867 г. была принята Конституция Северо-Германского союза, куда вошли 22 государства и несколько вольных городов – Бавария, Вюртемберг, Саксония, Баден, Нассау, подписавшие договоры с Пруссией. Господство Пруссии было юридически оформлено в Конституции, согласно которой вся власть переходила президенту союза – прусскому королю, а фактически Бисмарку, назначенному канцлером.

Победа Пруссии в войне с Францией в 1871 г. окончательно закрепила ее господство во всей Германии. Буржуазия бурно выражала верноподданнические чувства королю, преклоняясь перед юнкерством, прусской армией и Бисмарком.

18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство – Германская империя.

В соответствии с Конституцией главой империи был прусский король. Королю присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу правительства – имперского канцлера. Конституция дозволяла императору непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии. Ему предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии.

Нижняя палата рейхстага создавалась на основе всеобщего избирательного права.

Члены верхней палаты – Союзного совета (бундесрата) – назначались правительствами союзных государств. Бундесрат считался высшим представительным органом, в котором были представлены германские государства. Нормы представительства от каждой земли были установлены в Конституции. Пруссию представляли 17 депутатов из 58 (затем их стало 22), остальные государства имели от одного до шести депутатов.

Союзный совет (бундесрат) вместе с рейхстагом представлял исполнительную и законодательную власть. Рейхстаг был вначале учредительным собранием, а затем органом, участвовавшим в законодательстве, принятии бюджета и контроле за исполнительной властью.

Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном процессе, но фактическая власть рейхстага была небольшой. Законы, принятые рейхстагом, должны были быть утверждены бундесратом. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законо­проект, бундесрат утверждал его в качестве указа. Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением верхней палаты (бундесрата), и это происходило не один раз.

Имперское правительство было представлено единственным лицом - канцлером. Официально Кабинета министров не существовало. Министры находились в прямом подчинении канцлера. Имперское правительство ведало вопросами внутренней и внешней политики, руководило вооруженными силами, средствами сообщения и связи, банковскими делами и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.д. Местные правительства должны были исполнять имперские законы, имевшие преимущество перед местными законами.

Депутаты нижней палаты (рейхстага) избирались сначала на три года, а с 1887 г. – на пять лет. Статья 20 Конституции объявляла введение всеобщего мужского избирательного права. Бисмарк хотел лишить аргументов европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение воли народов, нужно было показать монархической Европе, что объединение Германии одобрено народом.

Конституция Германской империи вошла в силу 16 апреля 1871 г. С небольшими изменениями она действовала до начала 1919 г. В состав империи входило 22 монархии, среди них 4 королевства, 11 великих герцогств, 7 княжеств и, кроме того, 3 вольных города.

Конституция определила состав, полномочия общеимперских органов власти и управления, установила единое для всех подданных право заниматься ремеслом, право доступа к общественным должностям, приобретения недвижимости, гражданской правоспособности и т.д. «Ни один немец не должен быть стеснен в пользовании этим правом ни властями его родины, ни властями другого союзного государства», – записано в ст. 3 Конституции.

К ведению общеимперских органов было отнесено: законодательство об армии и флоте, о налогах и таможенных сборах, системе мер и весов, чеканке монеты, железнодорожных и водных путей сообщения, почте и телеграфе, общее законодательство по гражданскому и уголовному праву, судопроизводству, о прессе и союзах, общие определения о банках, патентах на изобретение, охране авторских прав, борьбе с контрабандой и др.

Конституция наделила императора огромными полномочиями. Король Пруссии одновременно являлся императором Германии (кайзером), был носителем верховной власти. Кайзер наделялся высшими атрибутами власти, кроме того, часть его полномочий осуществлялась через канцлера. Император назначал канцлера, высших чиновников и офицеров, был главнокомандующим вооруженными силами. Ему принадлежали огромные права в области внешних сношений, с согласия бундесрата он мог объявить войну.

В имперскую Конституцию вошли статьи прусской Конституции о военных правах короля. «Император может объявить каждую часть союзной территории на военном положении». До принятия имперского закона «имеют силу относящиеся сюда предписания прусского закона от 4 июня 1851 г.». Еще в период войны с Австрией и Францией Генеральный штаб прусской армии получил широкие полномочия действовать от имени верховного главнокомандующего, т.е. короля. На это право генштаб ссылался в годы Первой мировой войны.

Кроме того, император созывал и мог досрочно распустить обе палаты парламента, ему принадлежало право разработки законов, их публикация и контроль за исполнением. Закрепляется принцип контрасигнатуры, указы императора нуждались в подписи канцлера. Против строптивых государств император мог использовать даже вооруженную силу. «Эта экзекуция определяется Союзным советом и приводится в исполнение императором» (ст. 19). Если в бундесрате произойдет разделение мнения по важным общеимперским вопросам, «голос императора является решающим» (ст. 5, 7).

По объему прав второе место после кайзера принадлежало Союзному совету (бундесрату). Этот орган имел законодательные и административные полномочия. Бундесрат, или Союзный совет, был органом представительства государств (в лице министров или уполномоченных), вошедших в состав империи. Число голосов в нем зависело от величины государства. Председателем бундесрата являлся имперский канцлер. Этот важный пост занял прусский министр-президент. Делегация Пруссии в Союзном совете могла провести любое решение. Верхняя палата всегда представляла собой центр наиболее реакционно настроенных деятелей. Ее заседания были закрыты.

Бундесрат рассматривал законопроекты, вносимые в нижнюю палату. Конституция закрепила его приоритет в законодательном процессе. Ему принадлежали также судебные функции: право толкования Конституции, высказывания о недостатках принятых законов (ст. 7). Члены этой палаты имели право «как только пожелают выступить в рейхстаге». Кроме того, бундесрат являлся имперским судом по особо важным преступлениям и разбирал конфликты между членами союза.

Нижняя палата (рейхстаг) избиралась путем всеобщих выборов, тайным голосованием из числа подданных мужского пола, достигших 25-летнего возраста, исключая военных. Один депутат избирался от 100 тыс. избирателей. Срок легислатуры вначале был три года, а с 1888 г. – пять лет. Депутат не был связан наказом и инструкциями своих избирателей, не получал жалования.

Провозглашалась свобода выступлений в рейхстаге, парламентская неприкосновенность депутатов. Для принятия решения требовалось абсолютное большинство голосов. Однако право издания законов было ограничено. «Рейхстаг имеет право предлагать законы... и направленные к нему петиции передавать Союзному совету и имперскому канцлеру» (ст. 23). Это было редкое в истории положение парламента, которому было поручено заниматься сбором и передачей ходатайств. Для принятия имперских законов требовалось согласие Союзного совета (бундесрата) и палаты депутатов (рейхстага). Компетенция последнего определялась также «деловым распорядком».

В полномочия рейхстага входило утверждение бюджета, но под давлением Бисмарка депутаты разрешили самому правительству определять смету военных расходов на много лет вперед. Фактически же рейхстаг не играл существенной роли в государственном механизме империи, так как не имел права контроля над исполнительной властью. Глава правительства – канцлер – не был ответствен перед ним. Канцлер был единственным, кто имел звание министра, все остальные имперские чиновники именовались государственными секретарями. За свои действия он отвечал только перед кайзером.

Имперская конституция 1871 г. сохранила многие черты прусского полицейского государства, закрепила устройство власти, выгодное немецким юнкерам и крупной буржуазии. Государственный строй Германской империи был военным деспотизмом, лишь внешне обшитым парламентскими формами. Доказательством тому служили слабость рейхстага, огромные права императора и бундесрата. С принятием этой Конституции немецкая буржуазия получила полный простор для предпринимательской деятельности на территории всех государств, вошедших в состав империи.

После объединения Германии «сверху» под эгидой Пруссии происходило медленное преобразование прусской монархии в помещичье-буржуазную, принявшую форму бонапартистской диктатуры. Германия по Конституции 1871 г. являлась особой разновидностью буржуазной федерации, в которой фактически и юридически главенствовала Пруссия. В пользу такого вывода следует отнести двухпалатную систему парламента, наличие у союзных государств своих конституций, гражданского и уголовного права. Несомненно, централизация власти усилилась к началу Первой мировой войны.

Вплоть до 1890 г. ключевые позиции правительственной власти сосредоточились в руках Бисмарка. При нем власть императора зачастую имела номинальный характер. «Железный канцлер», как его называли деятели той эпохи, оформил экономическое и политическое сотрудничество юнкеров и крупной буржуазии, создал основы хищного германского империализма, возвел в ранг государственной политики агрессивные войны, всемерно содействовал расцвету прусского милитаризма и шовинизма.

Правление Бисмарка является германской разновидностью бонапартизма. В силу специфики развития германского государства после поражения революции 1848 г. и спада революционной ситуации в начале 60-х годов, власть сохранило дворянство. Бисмарк был вынужден осуществлять некоторые требования немецкой буржуазии. Его основной опорой являлось юнкерство.

Энергичный и ловкий политик Бисмарк умел использовать разногласия фракций рейхстага. Опираясь на национал-либералов, консерваторов, он нанес ощутимые удары фракции католиков и собирался окончательно подавить рабочее движение. Однако ни Бисмарк, ни его преемники не могли задержать эволюцию германского государства из феодального в буржуазное, остановить процесс обуржуазивания дворянства, задержать развитие пролетарского движения в стране.

Несмотря на противодействие имперского правительства, число депутатов от социал-демократической партии Германии в рейхстаге неуклонно возрастало. В 1877 г. за нее голосовало почти 500 тыс. человек.

По инициативе Бисмарка рейхстаг в 1878 г. принял «исключительный закон» против социалистов. Мандаты этих депутатов аннулировались, рабочие и социал-демократические организации запрещались, а их руководители арестовывались. Газеты этих партий закрывались, рабочие клубы и организации распускались, денежные средства были конфискованы. Полиция могла разгонять собрания членов партии. В 1908 г. был принят Закон о союзах, по которому любое объединение могло быть распущено, если его цели «нарушают уголовное законодательство». В нем не говорится об определенной партии, но на практике закон применялся главным образом против пролетарских объединений.

Перед Первой мировой войной фракция социал-демократов была самой многочисленной, она имела в рейхстаге 111 мест. Однако ее руководство пошло на соглашательство с реакционерами. 4 августа 1914 г. фракция социал-демократов голосовала за резкое увеличение военного бюджета, за принятие закона о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий, тем самым открыто поддержала германскую военщину.

По Конституции 1871 г. члены империи сохранили за собой судебные права. Преступления против империи (изменение верховной власти) должен был разбирать Высший апелляционный суд трех свободных ганзейских городов в Любеке. Конфликтные дела между членами империи входили в компетенцию бундесрата.

Имперский закон 1877 г. установил следующую систему судов: низший, или участковый; земский, или окружной суд; высший земский, или областной суд; имперский, или Верховный суд.

Мелкие правонарушения разбирал участковый судья единолично или с участием двух шеффенов. Окружные суды являлись апелляционной инстанцией для участковых судов и рассматривали тяжкие уголовные преступления с участием 12 присяжных.

Областной суд принимал апелляции на приговоры окружных судов и выполнял ревизионные функции. Верховный, или имперский, суд являлся высшим ревизионным органом по всем делам, а также судом первой инстанции по делам о государственной измене и шпионаже. В случае особой обстановки учреждались военные и полевые суды. Обвинение в судах поддерживала прокуратура, созданная по закону 1877 г. Ее структура и задачи совпадали с такими же органами во Франции.

Полиция находилась в ведении членов империи. В частности, полиция Пруссии состояла из административной, судебной и общей службы безопасности. Контроль за санитарно-медицинским состоянием, строительным горным делом осуществляла административная полиция. Розыск преступников, руководство тюрьмами вела судебная полиция. Наружная служба, паспортный режим, дознание и задержание преступников было делом общей полиции безопасности. В ее функции входило преследование неугодных правительству политических деятелей.

На особом положении находилась полиция Берлина, которую возглавлял президент, подчинявшийся министру внутренних дел.

Служба строилась на централизованных началах. При императоре имелась своя полиция. Как и в других буржуазных странах, полиция германских государств основные усилия и средства применяла для борьбы с пролетарским движением.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!