Государственное устройство Боснии Македонии Швейцарии России

26 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

 Введение 3

1. Формы государственного устройства современных государств 5

2. Особенности государственного устройства Бельгии 7

3. Особенности государственного устройства Боснии и Герцеговины 11

4. Особенности государственного устройства Македонии 18

5. Особенности государственного устройства Швейцарии 25

6. Особенности государственного устройства Российской Федерации 27

Заключение 33

Список литературы 35

Введение

Российское государство прошло в своем развитии несколько этапов. После распада Советского Союза в декабре 1991 г. начался новый период истории российского государства. Никто не знает, как может измениться российское государство в будущем. На наших глазах происходят кардинальные перемены, от которых как раз и зависит, насколько устойчивым будет будущее развитие. Один американский профессор политологии на вопрос "Почему вы так часто сегодня приезжаете в Россию?" ответил: "Я всегда мечтал оказаться в Америке периода отцов-основателей. Вы сейчас переживаете подобное время" (27, с. 98).

Сейчас трудно давать какие-либо окончательные его характеристики, но политически он выражается в отделении от России бывших союзных республик, фактически создание самостоятельного, отдельного государства с установлением смешанной республиканской формы правления с сильной президентской властью и федерального устройства, базирующемся на национальном и территориальном принципах организации.

В связи с вышесказанным, особенно актуально сравнение особенностей формы государственного устройства РФ и других европейских государств. Для проведения такого сравнительного исследования мы выбрали следующие страны: Швейцарию, Бельгию, Боснию и Герцеговину, Македонию. Данный выбор не случаен, поскольку Босния и Герцеговина, Македония приобрели современный нам вид совсем недавно, а Швейцария и Бельгия – «классические» западноевропейские страны.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор нами темы исследования: «Формы государственного устройства Российской Федерации, Бельгии, Швейцарии, Македонии, Боснии и Герцеговины».

Цель данной работы сформулирована следующим образом: выделение важнейших особенностей государственного устройства Российской Федерации, Бельгии, Швейцарии, Македонии, Боснии и Герцеговины.

Для решения поставленной цели в курсовой работе нами ставились и решались следующие задачи:

• уточнить содержание терминов «государственное устройство» и «форма государственного устройства»;

• охарактеризовать формы государственного устройства современных государств;

• охарактеризовать особенности форм государственного устройства Российской Федерации, Швейцарии, Бельгии, Македонии, Боснии и Герцеговины.

Данная курсовая работа состоит из введения, шести параграфов, заключения и списка литературы.

1. Формы государственного устройства современных государств

Государственное устройство - это внутритерриториальная организация государства, соотношение центра и мест, отдельных частей государства между собой и с центром.

История знает несколько форм государственного устройства: империя, конфедерация, федерация, унитарное государство. В настоящее время существуют две формы государственного устройства - федерация и унитарное государство. Хотя в названии некоторых стран имеется термин "конфедерация" (например, Швейцарская Конфедерация), но по сути - это федеративное государство (12, с. 155).

Унитарное государство является исторически более древним, формируется, как правило, в странах экономически и национально однородных, единых. Оно характеризуется некоторыми признаками. Такое государство разделено на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и занимающие равное положение по отношению к центральным органам. Они не обладают политической самостоятельностью. Унитарное государство имеет одну конституцию, единую систему законодательства, единое гражданство, единую судебную систему и принципы и нормы осуществления правосудия. Органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам государственной власти и управления.

Иногда в унитарных государствах, где имеется некоторое разнообразие национальных и социально-экономических отношений, допускается автономия отдельных частей. Автономия означает расширение прав, но не меняет в целом унитарных принципов организации государства. Такие государства можно обозначить как усложненные унитарные.

Имеются также различия в уровне централизации управления унитарных государств. Так, например, во Франции, Японии централизация является более высокой; наряду с местными органами власти существуют и назначаемые представители центра. А в Великобритании контроль над избирательными местными органами со стороны центра лишь косвенный (27, с. 103).

Федеративный принцип устройства государства применяется там, где имеется значительное многообразие национальных, социально-экономических, исторических условий. Федерация - это такое государственное устройство, при котором создается союз государственных образований, не теряющих при этом ряда важных политико-юридических характеристик и полномочий. Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, федеральное гражданство, федеральная конституция, федеральные органы власти и управления. Но наряду с этим имеется гражданство отдельных субъектов федерации (штатов, республик, земель); в них существуют собственные конституции и законодательство, собственные высшие законодательные и исполнительные органы. Между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действуют принцип верховенства конституции и законов федерации (Там же, с. 103).

Принцип двойного гражданства не предполагает какого-либо ущемления прав человека на всей территории федерации и не влечет за собой децентрализации, не нарушает единства федеративного государства. Следует отметить также, что субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты. Так, в США эту функцию выполняет сенат, в России - Совет Федерации, в Федеративной Германии - бундесрат.

Федерации бывают не только национальные (Российская Федерация, бывшая Чехословакия), но и территориальные (США, Австралия), созданные по историческому признаку (ФРГ, Швейцария).

В настоящее время существует множество межгосударственных союзов, которые не имеют признаков какой-либо формы государственного устройства. Государства, в них входящие, являются полностью суверенными. Но некоторые изменения последнего времени свидетельствуют о формировании таких политических образований, которые имеют тенденцию стать новой формой государственного устройства. Так, государства Европейского экономического сообщества, создав единый рынок, идут по пути формирования наднациональных политических органов власти и управления. Европарламент, например, ранее принимавший рекомендательные решения, принимает на себя функции властные. Сложнее пока говорить о Содружестве Независимых Государств, возникшем на основе бывшего СССР. Но тенденция глобализации государственного устройства просматривается очевидно.

2. Особенности государственного устройства Бельгии

Королевство Бельгия - федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов и являющееся наследуемой конституционной парламентарной монархией. Действует конституция Бельгии от 7 февраля 1831 г. с последними изменениями от 14 июля 1993 г. и от июня 2001 г., когда парламентом Бельгии была утверждена конституционная реформа государственного устройства страны, завершившая процесс ее федерализации, начатый в 70-е годы. Нынешняя редакция конституции опубликована 3 февраля 1994 г. Федеральное государство состоит из трех регионов с широкой автономией - Фландрия, Валлония и Брюссельский столичный регион (Flanders, Wallonia, Brussel) и трех лингвистических сообществ: фламандского, французского и немецкого (Flemish, French, German). Компетенция сообществ и регионов разграничена. Престол наследуется как по мужской, так и по женской линии в порядке первородства (1, с. 246).

Глава государства - король. Его власть ограничена конституцией. 106-я статья конституции гласит: "Ни один акт Короля не имеет силы, если он не подписан министром, который тем самым один берет на себя ответственность". В статье 102 отмечается, что "ни в каких случаях устное или письменное распоряжение Короля не освобождает министра от ответственности". Тем самым обеспечивается принцип, сформулированный в 88-й статье: "Персона Короля неприкосновенна; ответственность несут его министры" (4).

Законодательная власть осуществляется совместно королем и двухпалатным парламентом, состоящим из палаты представителей (150 депутатов) и сената (71 сенатора). Депутаты палаты представителей избираются населением путем прямого и тайного голосования по системе пропорционального представительства. Сенат формируется из:

1) 40 сенаторов, избранных населением путем прямого голосования на базе пропорционального представительства (25 - от Фландрии и от фламандского населения Брюссельского региона и 15 - от Валлонии и от франкоязычного населения Брюссельского региона),

2) 21 сенатора, назначаемого региональными парламентами из числа их депутатов (по 10 от Фландрии и Валлонии и 1 от германоязычного сообщества),

3) 10 кооптируемых сенаторов (6 от Фландрии и 4 от Валлонии),

4) сенаторы по праву - дети королевской семьи (с 18 лет), в случае их отсутствия родственники королевской фамилии по нисходящей линии (4).

Сенаторы по праву обладают правом голоса (с 21 года), но пользуются им крайне редко, иногда принимают участие в дискуссиях. Срок полномочий обеих палат - 4 года. Федеральный парламент утверждает федеральное правительство. Практически все прерогативы национального парламента - выражение недоверия правительству, утверждение бюджета, одобрение законов - остаются за палатой представителей, тогда как роль сената сводится к урегулированию споров между региональными органами власти, внесению поправок в конституцию и утверждению международных договоров.

В Бельгии также существуют и региональные парламенты:

• Брюссельский региональный совет (Brussel's Regional Council - BRC). Парламент двуязычного региона. Состоит из 75 депутатов, избираемых жителями Брюсселя и прилегающих сообществ путем прямого голосования сроком на пять лет. Формирует правительство столичного региона. Власти Брюссельского столичного региона в рамках своих полномочий управляют территорией, на которой проживает население франкоязычного и фламандского сообществ, пользующихся равными правами в использовании языка.

• Валлонский региональный совет (Wallonia Regional Council - WRC). Состоит из 75 депутатов, избираемых путем прямого голосования сроком на пять лет на территории южной франкоязычной части Бельгии. Формирует правительство Валлонии, которое располагается в Намюре.

• Фламандский региональный совет (Combined Flanders/Flemisch-speaking Council; Vlaamse Raad). Является одновременно парламентом Фландрийского региона и фламандского языкового сообщества. Состоит из 124 депутатов, из которых 118 избираются сроком на пять лет путем прямого голосования во Фландрии, а 6 депутатов назначаются Брюссельским региональным советом из числа депутатов-фламандцев парламента Брюсселя, поскольку во фламандское языковое сообщество входят и брюссельцы, говорящие на нидерландском языке. Совет формирует правительство Фландрии, которое работает в Брюсселе.

• Совет франкоязычного сообщества (Council of the French-speaking Community). Единственный парламент, избранный косвенным путем: в него автоматически вошли 75 депутатов от Валлонского регионального совета и 16 депутатов-франкофонов из Брюссельского регионального совета. Он формирует правительство французского языкового сообщества, которое заседает в Брюсселе. Правительство и парламент франкоязычного сообщества ведают входящими в их компетенцию вопросами на территории Валлонии, кроме восточных кантонов, а также совместно с фламандским сообществом - в двуязычном Брюссельском регионе.

• Совет германоязычного сообщества (Council of the German-speaking Community). Состоит из 25 депутатов, избираемых путем прямого голосования сроком на 5 лет. Германоязычные бельгийцы живут в восточных кантонах, которые территориально входят в Валлонию. Формирует правительство с местопребыванием в Эйпене (1, с. 248-249).

Прежде членами региональных парламентов автоматически становились депутаты национального парламента, избранные от того или иного региона. Теперь сочетание двух депутатских мандатов запрещено и допускается только прямое избрание депутатов региональных парламентов.

Исполнительная власть осуществляется королем и федеральным правительством, которое назначается королем и ответственно перед палатой представителей федерального парламента (4). Количественный состав федерального правительства (Совет министров) не должен превышать 15 министров. Исключая премьер-министра, в нем должны быть поровну представлены фламандцы и франкофоны. Компетенция федерального правительства распространяется только на федеральный уровень и включает ограниченный круг вопросов. Это - национальная оборона, внешняя политика, поддержание внутреннего порядка, национальные финансы, главные направления экономического развития, федеральная система социальной защиты, юстиция, здравоохранение, крупнейшие учреждения науки и культуры общенационального значения (4).

Расширены полномочия местных органов власти. К уже отнесенным к сфере их деятельности областям добавляются сельское хозяйство, заключение международных соглашений, научные исследования и внешняя торговля.

2. Особенности государственного устройства Боснии и Герцеговины

Славяне заселили территорию нынешней Боснии и Герцеговины (БиГ) в VI - VII вв. н. э. В VII - XIV вв. Босния и Герцеговина - феодальное княжество, затем - Королевство. В XV в. началась длительная полоса феодальной раздробленности, закончившаяся завоеванием территории Боснии и Герцеговины турками. После поражения Турции в войне с Россией в 1878 г. Босния и Герцеговина отошла к Австро-Венгрии. В 1918 г. Босния и Герцеговина вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Королевство Югославия). После Второй мировой войны с 1945 г. до апреля 1992 г. входила в состав Социалистической Федеративной Республики Югославии (11, с. 67).

Босния и Герцеговина - демократическое государство, функционирующее на основе верховенства закона и свободных демократических выборов. Согласно конституции состоит из двух Образований: Федерации Боснии и Герцеговины (мусульмано-хорватской) и Сербской Республики. Конституция, проект которой был изложен в Дейтонских соглашениях, вступила в силу после подписания Общего рамочного соглашения 14 декабря 1995 г. 22 мая 1992 г. БиГ принята в члены ООН.

В ноябре 1990 г. в Боснии и Герцеговине впервые были проведены многопартийные выборы, в результате которых к власти пришли партии, представляющие основные национально-религиозные группы населения (мусульман, сербов и хорватов) - мусульманская Партия демократических действий (ПДД), Сербская демократическая партия Боснии и Герцеговины (СДП БиГ) и Хорватское демократическое содружество Боснии и Герцеговины (ХДС БиГ). Между ними развернулось политическое противоборство по вопросу о будущем устройстве Боснии и Герцеговины. В октябре 1991 г. скупщиной республики принят Меморандум о суверенитете Боснии и Герцеговины и выходе из состава Югославии. 25 января 1992 г. парламент Боснии и Герцеговины принял Меморандум о независимости этой республики; 29 февраля и 1 марта 1992 г. состоялся референдум по вопросу о независимости и суверенитете Боснии и Герцеговины, проведение которого было рекомендовано Европейским сообществом как условие признания ее суверенитета. Принявшие в нем участие 59 процентов граждан с правом голоса высказались за независимость и суверенитет, который был признан странами Европейского сообщества 6 апреля 1992 г. Сербское население бойкотировало референдум, считая его противоречащим республиканской конституции, так как решение о его проведении было принято в отсутствие сербской фракции, и 7 апреля 1992 г. была провозглашена независимость неофициальной "Сербской республики Боснии и Герцеговины". 8 апреля 1992 г. (17, с. 219)

Президиум Боснии и Герцеговины (высшее коллективное руководство) на заседании в Сараево, проходившем без участия вышедших из его состава двух представителей сербов, принял решение о провозглашении в республике состояния "непосредственной опасности войны"; об упразднении слова "социалистическая" в названии республики, которая отныне именуется Республика Босния и Герцеговина. Основан штаб территориальной обороны Республики Боснии и Герцеговины, упразднены соответствующие республиканские органы управления, созданные еще в рамках единой СФРЮ.

27 апреля 1992 г. Россия признала Боснию и Герцеговину. 3 июля 1992 г. в Боснии и Герцеговине на территории, контролируемой хорватскими вооруженными формированиями, провозглашено хорватское государственное образование - Хорватское содружество Герцог-Босния. В середине 1992 г. разногласия между тремя боснийскими образованиями по вопросу о будущем национально-территориальном обустройстве республики обрели непримиримый характер и привели к военной конфронтации. 26 - 28 августа 1992 г. в Лондоне состоялась Международная конференция по бывшей Югославии под эгидой Европейского сообщества и ООН, участники которой так и не смогли определить пути урегулирования кровавого конфликта в Боснии и Герцеговине. В ходе женевских переговоров по урегулированию ситуации в Боснии и Герцеговине, начавшихся 2 января 1993 г., делегации мусульманской, хорватской и сербской общин одобрили 12 января 1993 г. Документ о принципах конституционного устройства Республики Босния и Герцеговина, выработанный сопредседателями Международной конференции по урегулированию положения в бывшей Югославии Сайрусом Вэнсом (США) и Дэвидом Оуэном (Великобритания). Согласно Документу Босния и Герцеговина должна стать децентрализованным государством, разделенным на провинции. При этом провинции, имея демократически избранные парламенты и правительства, а также независимые органы исполнительной и судебной властей, не будут являться субъектами международного права, а функции главы государства будут выполнять три представителя - по одному от мусульман, сербов и хорватов. 30 января 1993 г. в Женеве завершился третий раунд переговоров между руководителями противоборствующих сторон - председателем Президиума республики и лидером мусульман Алией Изетбеговичем, лидером сербов Радованом Караджичем и лидером хорватов Мате Бобаном. Существующие разногласия не позволили сторонам прийти к соглашению о прекращении конфликта. Серия переговоров в 1993 г. о государственном обустройстве Боснии и Герцеговины, равно как и о ее территориальном разграничении и установлении мира, завершилась безрезультатно. В марте 1994 г. война между мусульманами и хорватами завершилась подписанием соглашения об образовании мусульмано-хорватской Федерации. Соглашение подписано 18 марта 1994 г. и ратифицировано 30 марта 1994 г. председателем правительства Боснии и Герцеговины X. Силайджичем и министром иностранных дел Хорватии Мате Граничем (1, с. 315).

21 ноября 1995 г. на встрече по Боснии на базе ВВС США Райт-Паттерсон близ города Дейтон (штат Огайо) президент Сербии Слободан Милошевич, возглавлявший объединенную делегацию СРЮ и боснийских сербов, президент Хорватии Франьо Туджман и председатель Президиума Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович парафировали Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине, 11 приложений к нему:

1-а. Соглашение о военных аспектах мирного урегулирования;

1-б. Соглашение о региональной стабилизации;

2. Соглашение о границе между образованиями и связанных с этим вопросах;

3. Соглашение о выборах;

4. Конституция Боснии и Герцеговины;

5. Соглашение об арбитраже;

6. Соглашение о правах человека;

7. Соглашение о беженцах и перемещенных лицах;

8. Соглашение о Комиссии по вопросам сохранения национальных памятников;

9. Соглашение об общественных корпорациях БиГ;

10. Соглашение о гражданских аспектах мирного урегулирования;

11. Соглашение о Специальных международных полицейских силах) и карты территориального размежевания. Дейтонское соглашение вступило в силу после его подписания 14 декабря 1995 г. в Париже (Парижский мирный договор по Боснии и Герцеговине).

Совет Безопасности ООН продлил мандат миссии ООН в Боснии и Герцеговине до 21 июня 2000 г.

Согласно конституции, предложенной в Дейтонском соглашении, государство с официальным названием Босния и Герцеговина продолжает свое законное существование в качестве самостоятельного государства в рамках своих международных границ. Оно остается членом ООН и может обращаться с просьбами о вступлении в другие международные организации. Согласно конституции, руководящими органами БиГ являются: Президиум, Парламентская ассамблея (Палата народов и Палата представителей) и Совет министров.

Президиум БиГ состоит из трех членов: одного боснийца и одного хорвата, избираемых в результате прямого голосования на территории мусульмано-хорватской Федерации БиГ, и одного серба, избираемого в результате прямого голосования на территории Сербской Республики. Срок полномочий членов Президиума, избираемых в ходе первых выборов, составляет 2 года, в последующем - 4 года. Члены Президиума могут избираться повторно один раз, после чего не могут избираться в течение 4 лет. Через каждые восемь месяцев пост председателя Президиума переходит к одному из членов Президиума по принципу ротации (4).

Члены Президиума назначают из числа своих членов Председателя. В течение первого срока полномочий Президиума Председателем является член, получивший наибольшее число голосов. Затем в течение четырехлетнего срока полномочий каждый член Президиума поочередно занимает должность Председателя равный период времени. Затем Председатель избирается в порядке, определяемом Парламентской ассамблеей. Решения Президиума принимаются консенсусом. Если консенсуса достичь не удается, а решение принимается двумя членами Президиума при несогласии третьего, то вопрос может быть передан им на рассмотрение парламента избравшего его Образования, который вправе отменить его.

Президиум назначает Председателя Совета министров, который вступает в должность после его утверждения Палатой представителей. Председатель назначает министров своего кабинета, которые также должны пройти утверждения в Палате представителей. Совет министров уходит в отставку сразу, как только Парламентская ассамблея выносит ему вотум недоверия.

Члены Президиума избирают Постоянный комитет по военным вопросам, который осуществляет контроль за действиями вооруженных сил на территории Боснии и Герцеговины, и входят в состав этого комитета. Вооруженные силы обоих Образований обязаны осуществлять свои действия в соответствии с территориальной целостностью и суверенитетом БиГ, не должны угрожать друг другу и входить на территорию другого Образования без разрешения его властей и Президиума БиГ.

В Боснии и Гецеговине создан Конституционный суд в составе 9 человек, который наделяется эксклюзивным правом решать все спорные вопросы, связанные с Конституцией. Четыре члена отбираются Палатой представителей Федерации, и два члена - Народной скупщиной Сербской Республики. Остальные три члена отбираются Председателем Европейского суда по правам человека после проведения консультаций с Президиумом; они не должны быть гражданами БиГ или любого соседнего государства. Срок полномочий первоначально назначенных судей составляет пять лет. Центральный банк БиГ наделен правом выпуска национальной валюты и осуществления кредитно-денежной политики государства (1, с. 319).

Лица, обвиняемые Международным уголовным трибуналом для бывшей Югославии в совершении преступлений или отбывающие наказание по его обвинению, не могут быть избраны или назначены в состав органов власти на территории БиГ.

Босния и Герцеговина а также ее Образования должны обеспечить соблюдение основных международно признанных прав и свобод граждан, которыми будут пользоваться все жители БиГ без дискриминации по какому-либо признаку.

Беженцы и перемещенные лица могут вернуться к местам своего постоянного проживания. Им должна быть возвращена их прежняя собственность или выдана компенсация за ее утрату.

Прерогативой центральных органов власти Боснии и Герцеговины являются следующие вопросы: внешняя политика, политика в области внешней торговли, таможенная политика, финансовая политика, финансирование органов власти БиГ и ее международные обязательства, вопросы иммиграции, беженцев и предоставления политического убежища, осуществление международного уголовного законодательства, включая контакты с Интерполом, а также решение данных вопросов в отношениях между Образованиями, использование общих международных систем коммуникации, регулирование транспортных перевозок между Образованиями, контроль за всеми видами транспорта. Образования имеют право устанавливать с соседними государствами специальные параллельные отношения, которые не должны нарушать территориальную целостность и суверенитет Боснии и Герцеговины. Они могут также заключать с ними соглашения, которые должны быть одобрены парламентом БиГ.

Парламент Боснии и Герцеговины - Парламентская ассамблея состоит из двух палат: Палаты народов и Палаты представителей.

Палата народов состоит из 15 делегатов, две трети которых - от мусульмане-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины (включая 5 боснийцев и 5 хорватов) и одна треть - от Сербской Республики (5 сербов). Они соответственно избираются парламентами двух Образований. Кворум будет образован в том случае, если на заседании присутствуют не менее 9 законодателей, среди которых 3 боснийца, 3 хорвата и 3 серба. Палата народов может быть распущена Президиумом или своим собственным решением при условии, что ее решение о роспуске утверждается большинством, в которое входит большинство делегатов от по меньшей мере двух народов - боснийского, хорватского или сербского. При этом Палата народов, избранная на первых выборах после вступления в силу конституции, распущена быть не может.

Палата представителей состоит из 42 депутатов, две трети которых избираются от территории мусульмано-хорватской Федерации и одна треть - от Сербской Республики по принципу пропорционального представительства. Срок полномочий - 2 года. Кворум может быть образован, если на заседании присутствует большинство от общего количества делегатов (4).

Каждая палата собирается на заседание в Сараево не позднее, чем через 30 дней после ее формирования или выборов в нее. Они должны одобрить внутренние правила работы и избрать из своего состава по одному боснийцу, хорвату и сербу, которые по очереди будут выполнять обязанности председателя палаты и двух его заместителей. Все законопроекты должны быть одобрены обеими палатами. Решения принимаются простым большинством голосов (при наличии кворума).

У каждого из Образований Боснии и Герцеговины (Федерация БиГ и Сербская Республика) есть президент, парламент, правительство.

 

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!