Государственное регулирование рынка продовольственных товаров

15 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Оглавление

Введение            3
1. Государственное регулирование рынка продовольственных товаров в РФ 4
2. Сфера услуг, ее структура, социально-экономическое значение,  характерные признаки          15
Заключение           23
Список литературы          24

Введение

Удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания является самой важной задачей экономики любой страны, республики, области, так как от решения этой первоочередной проблемы зависит повышение производительности труда и экономической эффективности всего народного хозяйства.
Для 90-х годов характерен значительный спад производства продовольственных товаров отечественными товаропроизводителями и значительные объемы импорта продовольствия из стран дальнего зарубежья. В 1998 году производство продовольственных товаров сократилось по сравнению с 1990 годом примерно на 40%. Причем снижение объемов производства сопровождается огромными потерями в сфере обращения из-за нерациональной организации товародвижения.
Для обеспечения продовольственной безопасности, являющейся приоритетом любой развитой страны, необходимо совершенствование организационных, правовых, экономических аспектов деятельности как предприятий, производящих продовольственные товары, так и предприятий сферы обращения, то есть оптовой и розничной торговли.

1. Государственное регулирование рынка продовольственных товаров в РФ

Государственное регулирование рынка продовольственных товаров начало осуществляться еще в начале 90-х годов, однако подлинно системный характер оно приобрело только по прошествии семи лет.
В целях организации работы по регулированию продовольственного рынка в России Постановлением Правительства № 1224 от 26 сентября 1997 г. создано Государственное унитарное предприятие «Федеральное Агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации [4, c. 71]. Согласно этому Постановлению основными направлениями деятельности Федерального Агентства являются:
• осуществление мониторинга состояния рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создание системы информационного обслуживания его субъектов, анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры;
• изучение, разработка и предоставление Министерству сельского хозяйства Российской Федерации предложений по
• организационно-правовым формам регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разработка перспективных прогнозов;
• содействие развитию конкуренции в сфере закупок и торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;
• организация и проведение закупочных и товарных интервенций с целью стабилизации конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
• участие в создании и обеспечении функционирования оптовых продовольственных рынков;
• обеспечение гарантий при осуществлении операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;
• выполнение функций государственного заказчика по формированию оперативного резерва Правительства Российской Федерации и поставкам продовольствия на экологически загрязненные территории.
В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о месте Агентства в системе агропромышленного комплекса России. Регулирование продовольственного рынка - цель, с которой было создано Агентство, - ясна лишь в самых общих чертах. При более детальном рассмотрении становятся видны различные варианты толкования, поэтому роль и место Агентства в механизмах государственного регулирования выражены не совсем четко.
Для эффективного выполнения задач, возложенных на Агентство, необходимо в первую очередь решить ряд правовых проблем, то есть должно быть создано соответствующее правовое поле и организационно-правовая форма, соответствующие задачам и деятельности Агентства. Для этого необходимо разработать пакет нормативных документов. Ярким примером является вопрос с оперативным резервом Правительства и как Агентство должно работать с этим резервом [4].
Регулирование продовольственного рынка предусматривает существование разветвленной системы с обратной связью, позволяющей перманентно контролировать положение в отрасли и заблаговременно предупреждать кризисы.
Отраслевые союзы, объединяющие на добровольной основе большую часть представителей отрасли могут оказывать государственным органам содействие в управлении отраслью, выполняя следующие функции:
• координационная деятельность по отношению к предприятиям отрасли;
• разработка и реализация ценовой политики в отрасли;
• взаимодействие с государством и рыночными структурами по вопросам господдержки товаропроизводителей и регулирования рынка;
• участие в реализации государственной программы регулирования продовольственного рынка.
Однако существующее законодательство ограничивает деятельность отраслевых союзов в плане организации операторов рынка. Выполнение ряда этих функций попадает под действие антимонопольного законодательства. В то же время для эффективной деятельности союзов необходимо делегировать отраслевым союзам ряд прав, позволяющих им организовывать деятельность предприятий отрасли и осуществлять взаимодействие с федеральными органами. Союзы должны проходить процедуру государственной аккредитации, предусматривающую признание государством статуса союза и закрепления за ним ряда полномочий.
Проект Федерального закона «Об отраслевых ассоциациях (союзах) АПК» регламентирует цели и задачи отраслевых союзов по отношению к отрасли и рынку и предоставляет права, необходимые для реализации этих целей [4, c. 76].
При разработке и реализации мер регулирования осуществляется организационное взаимодействие между Минсельхозом России и отраслевыми союзами. Эффективность регулирования непосредственно зависит от оперативности этого взаимодействия, которое должно осуществляться на уровне департаментов в соответствии с программами сотрудничества.
Анализ продовольственного рынка за последние годы показал, что механизм рыночного саморегулирования не способен эффективно работать в системе АПК. В первую очередь это связано с такими факторами, как территориальная и экономическая разобщенность предприятий АПК, сезонный характер производства, высокие производственные риски в сельском хозяйстве, исчерпание материально-технических ресурсов.
А основные рыночные показатели (цена, спрос и предложение) колеблются в достаточно широких пределах, что делает невозможным планирование производственной деятельности. Таким образом, сельскохозяйственное производство в стране становится планово убыточным, и если не принимаются никакие меры, то производители сельскохозяйственной продукции разоряются, причем не по причине малой эффективности своей производственной деятельности, а вследствие объективных экономических условий [5, c. 92].
Решить проблему можно только с помощью государственного регулирования продовольственного рынка, основными целями которого являются:
• обеспечение баланса спроса и предложения;
• ценовая стабильность рынка;
• поддержка отечественного товаропроизводителя;
• создание возможностей для расширенного воспроизводства.
Государственное регулирование устанавливает механизмы, которые контролируют ключевые узлы рынка, регламентируют объемы поступления товара на рынок, обеспечивают потребности страны и не допускают переизбытка товара и обвала рынка. Кроме того, система государственного регулирования предусматривает возможность применения мер оперативного реагирования на меняющуюся конъюнктуру рынка.
Сами методы регулирования продовольственного рынка можно разделить на базовые и корректирующие.
К базовым методам регулирования относятся:
• квотирование производства;
• лицензирование производства;
• регулирование импорта (регулярные пошлины, квотирование импорта, лицензирование импорта) [4].
Корректирующими методами регулирования являются следующие:
• товарные и закупочные интервенции;
• государственный заказ;
• регулирование импорта, осуществляемое сезонными и специальными пошлинами.
Базовые меры регулирования устанавливают глобальные правила функционирования рынка, тогда как корректирующие позволяют производить его «тонкую настройку».
Одним из важных инструментов обеспечения стабилизации продовольственного рынка является проведение государственных закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Проведение этих мероприятий требует со стороны государства формирования соответствующего интервенционного фонда и дополнительных расходов на закупку продовольствия для этих целей.
В то же время регулирующая роль в устранении колебаний между спросом и предложением может выполняться и использованием оперативного резерва Правительства Российской Федерации. Оптимальные сроки проведения закупочных и товарных интервенций могут быть определены на основе сбора и обработки информации о состоянии рынка основных продовольственных товаров, прогнозирования урожаев и составления уточненных балансов [5, c. 99].
Основной задачей интервенционной политики государства является стабилизация рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия. При этом вмешательство государства имеет не административный, а рыночный характер. Оно не заменяет механизма рыночного ценообразования, а способствует ему, и не связано с доплатами, субсидиями или квотированием производства продукции.
Закупочные и товарные интервенции сосредоточены на рынках только основных сельскохозяйственных продуктов, имеющих стратегическое значение для обеспечения продовольственной безопасности. Стабилизация продовольственного рынка достигается через ограничение колебания рыночных иен и поддержание минимальной доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Закупочные интервенции проводятся в целях изъятия избыточного количества определенных видов сельскохозяйственной продукции, не находящей сбыта на свободном рынке, и на этой основе осуществляется поддержание доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, проводятся закупочные интервенции через хозяйствующих субъектов, прошедших конкурсный отбор и получивших право проведения соответствующих операций на продовольственном рынке. При этом закупленная продукция может быть вывезена или оставлена для хранения у товаропроизводителя [5].
Осуществляются закупочные интервенции по ценам, определяемым на нижнем уровне колебания средних рыночных цен. Интервенционная цена дает возможность нормально работающим товаропроизводителям получать минимальный доход, достаточный для воспроизводства.
Другим не менее важным методом регулирования продовольственного рынка является формирование государственного заказа. Заранее определенный объем госзаказа на формирование продовольственных фондов и поставок продовольствия спецпотребителям позволяет планировать потребление продовольствия и оказывает положительное влияние на рынок, так как делает его более предсказуемым и позволяет гарантировать сбыт определенной части продукции. Госзаказ представляет производителям возможность для гарантированного сбыта продукции.
Формирование основных параметров госзаказа (перечень, объемы, процент авансовых платежей) должно осуществляться в начале каждого календарного года с тем, чтобы эти параметры, во-первых, были включены в бюджет, а во-вторых, - приняты до начала посевной кампании.
Статус государственного заказчика должен предоставляться участникам отраслевых союзов и предполагать определенные преференции со стороны государства. Подобные преференции могут выражаться, в частности, в предоставлении прав на распределение квот на производство тех или иных сельскохозяйственных товаров и других формах поощрения.
Льготные поставки топлива и ГСМ должны также предоставляться государственным поставщикам с учетом их роли в формировании госзаказа. С другой стороны, обязанностью производителей, претендующих на роль государственного поставщика, должно являться предоставление госзаказчику достаточно полной и достоверной информации об объемах производимой продукции, ее ассортименте, а также о планах в отношении производства различных видов продукции.
Наряду с мерами регулирования существуют и инструменты регулирования, которые, хотя и непосредственно не влияют на объем рынка, тем не менее обеспечивают развитость его инфраструктуры и определяют эффективность его функционирования. Эффективное регулирование продовольственного рынка невозможно без развития рыночной инфраструктуры. Эти инструменты включают в себя:
• льготное кредитование;
• налоговые льготы;
• лизинговый фонд;
• залоговые операции;
• складские расписки;
• информационное обеспечение [5].
Такие меры, как лицензирование и квотирование импорта, не применялись ранее в регулировании продовольственного рынка. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому для достижения положительного эффекта они должны применяться в комплексе.
Лицензирование импорта применяется для ограничения деятельности импортеров, могущих своими действиями нанести ущерб рынку. Преимущества лицензирования: обеспечение прозрачности рынка и действенная мера по борьбе с теневым бизнесом в АПК.
Однако лицензирование является исключительно административной мерой и не предоставляет никаких экономических механизмов для регулирования. Для упорядочения сектора оптовой торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием может использоваться лицензирование оптовой торговли. Аналогично лицензированию импорта эта мера является административной.
Квотирование импорта используется для количественного ограничения притока товара на внутренний рынок страны. Импортные квоты распределяются между импортерами. Несмотря на то, что эта мера выполняет функции по ограничению импорта, она имеет ряд недостатков: количественные ограничения импорта противоречат правилам международных организаций, что может противоречить правилам ВТО [4].
В то время как регулирование импорта более или менее успешно применяется в отношении различных товаров, квотирование производства представляет собой принципиально новый подход к решению проблем продовольственного рынка, не применявшийся ранее в России. Это означает, что для успешного применения этого важнейшего метода необходима глубокая научная и правовая проработка вопроса.
Представляет сложность и процедура распределения квот, которая должна учитывать интересы производителей и стимулировать увеличение объемов производства из отечественного сырья, постепенно вытесняя с рынка импортную готовую продукцию и сырье [5, c. 100].
Квотирование производства приведет к повышению стоимости акций предприятий, так как квотирование представляет собой гарантию получения прибыли при производстве определенного объема продукции, что не может не сказаться на инвестиционной привлекательности предприятий.
Основным недостатком этого метода является сложность его реализации, разработки процедуры распределения квот, однако после введения этой меры регулирование рынка осуществляется гораздо более простым образом, так как число переменных для рынка сведено к минимуму.
Отдельные меры могут быть использованы в чрезвычайных ситуациях, когда существует угроза обвала рынка, однако нормализовать ситуацию и обеспечить стабильность на рынке можно только при разумном использовании совокупности всех вышеперечисленных мер. При этом ведущую роль играет именно квотирование производства, так как все остальные меры направлены на обеспечение гарантий цены и спроса на продукцию, производимую в пределах квоты. Именно поэтому необходимо разрабатывать и реализовывать комплексную политику регулирования продовольственных рынков, которая учитывала бы специфические особенности отдельных товарных рынков.
Очевидно, что реализация политики регулирования приведет к значительным изменениям в отечественном АПК. В первую очередь это связано с тем, что регулирование рынка предоставляет определенные гарантии и возможности сельскохозяйственным предприятиям. То есть предприятие получает возможность реализовывать свою продукцию по приемлемым ценам. Это означает, что к стоимости активов предприятия добавляется выгода, получаемая благодаря политике регулирования, что не может не отразиться на инвестиционной привлекательности предприятия и стоимости его акций. Однако лицензирование импорта и производства в этой ситуации призвано обеспечить приоритет традиционных операторов рынка и защитить их от деятельности таких компаний, которые появляются на рынке только в период его разогрева и не заинтересованы в долгосрочных программах развития [5].
Основная цель регулирования рынка сельскохозяйственной продукции - эффективное обеспечение баланса спроса и предложения, ценовой стабильности рынка, оказание эффективной поддержки отечественным производителям и создание благоприятных возможностей для расширенного воспроизводства продовольствия и другой сельскохозяйственной продукции.
К основным методам регулирования относятся административные, экономические и информационно-аналитические. Своевременная корректировка мер регулирования является особенно актуальной в послекризисной обстановке, когда увеличивается возможность дестабилизации рынка при осуществлении экспортно-импортных операций.
Это требует также внесения коррективов в действующее внешнеторговое законодательство, отдельные положения которого не в полной мере учитывают интересы национальной продовольственной безопасности. В частности, в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 63-ФЗ от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» ограничение поставок российского продовольствия за рубеж возможно только в случае их критического недостатка [4, c. 88].
Данное положение по сути дела означает возможность дальнейшего вывоза за рубеж различных видов сельскохозяйственной продукции, несмотря на ее дефицит на внутреннем рынке сельскохозяйственной продукции. В первую очередь это касается зерна, семян подсолнечника и других видов масличных культур.
К тому же ограничение экспорта продовольственных или иных товаров, предусмотренное действующим законодательством, может осуществляться только посредством введения экспортных квот. Это также необоснованно сужает возможности использования Россией различных инструментов внешнеторговой политики с целью обеспечения стабильности внутреннего продовольственного рынка (в том числе экспортных пошлин и лицензирования).
Конкретные меры в области регулирования рынка должны основываться на максимально достоверной информации о ситуации на рынках и достаточно взвешенных оценках их развития. Первоочередной задачей здесь является обеспечение информационной прозрачности рынков сельскохозяйственной продукции. Без достижения этой цели невозможен переход от мер реагирования на изменение ситуации к мерам упреждающего характера.
Вместе с тем необходимо констатировать, что оценки положения на ряде важных рынков не всегда являются достоверными, что затрудняет принятие своевременных и адекватных мер в области регулирования. Это относится не только к производству сельскохозяйственной продукции, но и к выпуску различных видов продовольственных товаров [5].
Сформировать достаточно эффективную систему учета производимой в стране сельскохозяйственной продукции и разработать соответствующие меры регулирования можно, как представляется, различными средствами.
Эффективное регулирование рынка предполагает тесное сотрудничество государства и производителей. Необходимость этого сотрудничества обусловлена, в частности тем, что федеральные органы управления чисто технически не в состоянии учитывать объемы производства на каждом отдельно взятом предприятии. С другой стороны, у производителей нет стимула предоставлять государству максимально достоверную информацию об объемах произведенной ими продукции.
Функцию подобного учета должны выполнять отраслевые союзы и ассоциации, объединяющие большинство представителей той или иной отрасли АПК. Именно эти структуры в ряде стран координируют работу предприятий на рынке, взаимодействуют с государством по вопросам защиты производителя и его поддержки со стороны государства.
Динамичная схема сотрудничества государства с отраслевыми союзами, отстаивающими интересы своих предприятий, с одной стороны, дала бы им больше полномочий, с другой - увеличила их ответственность за работу отрасли. В практическом плане это означает, что участники отраслевых союзов должны иметь преференции от государства, в частности возможность продавать свою продукцию по приемлемым конкурентным ценам. У федеральных же органов появляется возможность получать достоверную информацию о ситуации на рынке, оперативно реагировать на ее изменения и быстро восстанавливать баланс между спросом и предложением [4].
Весьма важной для России проблемой является изменение масштабов и форм государственной поддержки сельского хозяйства. Соблюдение дисциплины международной торговли предполагает довольно существенное сокращение различных видов поддержки производителей (в том числе предоставления им льготных кредитов, поставок топлива и ГСМ и др.).
Между тем постепенное сокращение вышеуказанных форм поддержки совсем не обязательно должно вести к свертыванию производства, если оно будет сопровождаться расширением новых для России видов содействия производителям сельскохозяйственной продукции. В частности, акцент может быть перенесен на развитие инфраструктуры в сельской местности, мощностей для хранения и переработки сельхозпродукции, активизацию научных исследований и расширение участия России в деятельности международных продовольственных организаций.
Особенно актуальным в настоящее время представляется обеспечение производителей, переработчиков и операторов рынка достоверной и достаточно оперативной информацией о положении и перспективах развития рынков основных сельскохозяйственных товаров (ЕС в ближайшее время предполагает финансировать эту деятельность за счет бюджета сообщества).
При определении тех или иных приоритетных методов регулирования различных рынков сельскохозяйственных товаров необходимо учитывать специфику их производства и распределения, потенциальные возможности наращивания производства (в том числе в расчете на экспорт), эластичность спроса на различные товары, имеющийся опыт применения различных инструментов регулирования.

2. Сфера услуг, ее структура, социально-экономическое значение, характерные признаки

Сфера услуг (service) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.
В «Большом экономическом словаре» под сферой услуг понимается «система отраслей народного хозяйства, продукты, потребительская стоимость которых выражается в предоставлении удобств. В сфере услуг труд не материализуется в вещах. Процесс производства услуг, как правило, совпадает с их потреблением» [1, c. 26].
Не все ученые разделяют эту точку зрения. Так, проф. Ерохина Л.И. считает, что распространенное в экономической литературе деление сферы услуг на материальные и нематериальные (непроизводственные услуги), в зависимости от близости к материальному производству, носит искусственный характер. Это было связано, с одной стороны, с особенностями расчета национального дохода, а, с другой, с желанием повысить престиж различных видов услуг, отнеся их к сфере материального производства, где уровень оплаты был выше, чем в непроизводственной сфере.
Под услугой, в справочной экономической литературе, понимают работу, выполняемую на заказ и не приводящую к созданию самостоятельного продукта или товара. На этом основании большинство публикаций рассматривают сферу услуг в рамках понятий социальная сфера, социально значимая услуга, социальный сектор экономики.
Производство экономических (ограниченных) благ делится на две сферы – сферу материального производства и сферу услуг. В первой сфере потребление созданного блага отделено от его производства, во второй – совмещено [1, c. 28].
Например, труд по производству буханки хлеба сам по себе не удовлетворяет каких-либо потребностей человека (за исключением потребности в труде), потребление хлеба будет происходить позже и в другом месте; зато чтение преподавателем лекции сразу же удовлетворяет потребность слушателей в знаниях.
Вплоть до 20 в. сфера услуг вообще исключалась из сферы производства. Так, знаменитый английский экономист Адам Смит прямо указывал, что богатство общества зависит лишь от производительного труда – работы по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда ничего не производится, а лишь потребляется ранее созданное общественное богатство, он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.» Эта точка зрения о непроизводительности сферы услуг была воспринята марксистской политэкономией, а затем и советской статистикой.
В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что сфера услуг хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике (включая российскую) сфера услуг (третичный сектор) рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор) [2].
В зависимости от того, в чем именно проявляются услуги, сферу сервиса чаще всего условно подразделяют на два подсектора:
производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и прочее.);
производство нематериальных услуг (управление, деятельность армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, шоу-бизнес, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование и т.п.).
Производство материальных услуг неотрывно связано с материальными объектами: транспорт изменяет положение предметов в пространстве, торговля – их принадлежность кому-либо и т.д. В отличие от него производство нематериальных услуг (знаний, безопасности, здоровья, положительных эмоций) гораздо сильнее оторвано от материальных объектов. Здесь объектом воздействия становятся не другие вещи, а непосредственно человек [3, c. 66].
Впрочем, это противопоставление материального/нематериального очень относительно: скажем, в торговле продавать можно нематериальные услуги (как это происходит, например, при покупке билета в кинотеатр), а здравоохранение невозможно без использования вполне материальной аппаратуры. Многие конкретные виды сервиса соединяют сразу оба подсектора: например, туризм включает и транспортные услуги, и образование (экскурсионное обслуживание). Поэтому до сих пор среди специалистов нет единства по поводу того, каков же отраслевой состав сферы услуг. Например, транспорт одни причисляют к сфере услуг, а другие считают нужным рассматривать как особую сферу экономики, равнозначную сельскому хозяйству, промышленности и собственно сфере услуг [3, c. 81].
Наряду с традиционным делением сферы услуг на подсектора материального/нематериального производства встречаются и другие классификации.
В частности, чтобы подчеркнуть огромное значение в эпоху НТР производства и распространения знаний, науку и образование стали выделять в особый четвертичный сектор, отдельный от третичного (прочие услуги).
В литературе можно также встретить деление сферы услуг на три сектора:
третичный – инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);
четвертичный – распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);
пятиричный – социально-управленческий (управление, наука, образование, здравоохранение, искусство).
Оригинальный подход к структуризации сферы услуг выдвинул американский экономист-институционалист Дуглас Норт. Чтобы подчеркнуть большую роль институтов в жизни общества, он предложил выделять в экономике как целом трансформационный сектор (изменение физических характеристик экономических благ) и трансакционный сектор (изменение чисто социальных характеристик – принадлежности экономических благ кому-либо). При таком подходе часть сферы услуг входит в трансформационный сектор (транспорт, образование), а часть – в трансакционный (торговля, управление, финансы).
Сфера услуг как особый вид экономической деятельности появилась на самых ранних этапах развития человечества. Ее развитие определялось прогрессом материального производства – возможностью для общества содержать людей, которые непосредственно не производят материальных благ.
Ранее всего возникает специализация административной деятельности (вожди в первобытном обществе, управленческий аппарат обществ с государственной организацией), производства социальных услуг служителями культа (шаманы и священники) и производства услуг по защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). По мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг. Уже в античном обществе существовал широчайший спектр сервисных видов деятельности, почти полностью совпадающий с современным – транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес и т.д. Лишь в 19 - 20 вв. к ним добавились немногие относительно новые виды – связь, некоторые виды маркетинга, аудит [3].
Вплоть до середины 20 в. сфера услуг считалась относительно второстепенной экономической деятельностью. Хотя она охватывала весьма значительную долю работников, но это были в основном работники с более низким уровнем квалификации (особенно, в сфере торговли – самой большой отрасли сервиса). Именно из-за невысокой роли сферы услуг в экономике с 18 в. до середины 20 в. (а в нашей стране – до конца советской эпохи) считалось, что работа в этой сфере вообще не увеличивает общественное богатство.
Перелом произошел в эпоху НТР. Не случайно многие обществоведы называют зарождающееся постиндустриальное общество сервисным. Если ранее степень развития сферы услуг зависела от успехов материального производства, то теперь, наоборот, материальное производство зависит от развития сервиса. Скажем, выпуск нового вида любого материального товара требует предварительных маркетинговых исследований и рекламной компании. Изобретение новых, наукоемких товаров невозможно без участия научных работников и подготовки системой образования высококвалифицированных специалистов. Именно отрасли сферы услуг (наука, образование, Интернет-торговля и т.д.) стали главными направлениями научно-технического прогресса [6].
В современных развитых странах сервисная занятость (порядка 70% всех работников) заметно преобладает над занятостью в других сферах экономики вместе взятых. Поэтому одним из критериев развертывания НТР является абсолютное доминирование занятости в сфере услуг над занятостью в материальном производстве.
Резкий рост сферы услуг наблюдается во второй половине 20 в. не только в развитых, но и в развивающихся странах. Однако структура сервисной занятости в странах догоняющего развития принципиально отличается от ситуации в развитых странах. В Западной Европе, Северной Америке и Японии высока доля сервисной занятости, связанной с наукоемкими видами деятельности, порожденными становлением постиндустриального общества. В странах же «третьего мира» (Азия, Африка, Латинская Америка) наблюдается расширение главным образом традиционных, не-наукоемких видов сервисной деятельности (лоточная торговля, работа прачечных и парикмахерских, транспортные перевозки и т.д.) Их развитие связано не с зарождением постиндустриального общества, а с отсутствием в промышленном производстве спроса на малоквалифицированный труд. Значительная часть этой традиционной сферы услуг попадает в неформальный сектор экономики – производство товаров и услуг мелкими производителями без официальной регистрации.
Что же касается производства современных, наукоемких услуг (скажем, предоставления провайдерами доступа к Интернету), то здесь страны «третьего мира» резко отстают от развитых. По словам американского социолога Мануэля Кастельса, современный мир раскалывается на «Интернет-имущих» (тех, кто имеет доступ к современным средствам информационных коммуникаций) и «Интернет-неимущих» (тех, кто этого доступа лишен).
Современная Россия по степени развития сферы услуг занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. С одной стороны, в 1990-е в крупных городах (особенно, в Москве и Санкт-Петербурге) наблюдается стремительное приближение к западным стандартам развития сервиса. С другой стороны, в российской «глубинке» сфера услуг развивается в формах, более близких к странам «третьего мира» – (неформальная организация бизнеса, широкое использование малоквалифицированного труда, нехватка наукоемких услуг).
Ускоренный рост сферы услуг знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию развития. Возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.
Переход к рынку в России и формирование смешанной многоукладной национальной экономики включает сложный процесс становления рынка услуг. Особенность природы услуг обусловливает отличие рынка услуг от рынка товаров. Это в свою очередь придает специфические черты организации предпринимательства в сфере услуг. Здесь значительную роль играет малое предпринимательство. С точки зрения особенности природы конкретных видов услуг соотношение рыночных, платных и нерыночных, бесплатных начал является неодинаковым в различных отраслях. Наряду с отраслями сферы услуг, где может действовать рынок свободной конкуренции, существуют отрасли, где услуги являются объектом государственного регулирования [3, c. 87].
Кроме того, есть некоторые услуги, которые не могут быть включены в сферу рыночных отношений и являются частью общественного сектора экономики. Развитие и появление новых видов услуг «дополняет личное потребление, участвует не только в удовлетворении, но и в целенаправленном формировании потребностей населения, создании условий для экономии личного времени населения».
Скорниченко H.H. выделяет такие особенности сферы услуг, как «высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, высокая скорость оборота капитала вследствие короткого производственного цикла, преобладание в производстве услуг малых и средних предприятий, их высокая чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складировать услуги», в процессе оказания услуг происходит личный контакт производителя и потребителя, «индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг, высокая дифференциация продукта в одной отрасли, наличие асимметрии информации у производителя и потребителя».
Все производимые сферой услуги, как материального, так и нематериального характера имеют социально ориентированный характер, их роль как экономического блага и национального богатства постоянно возрастает, поэтому сфера сервиса является одним из основных элементов сферы услуг.

Заключение

Государственное регулирование рынка продовольственных товаров начало осуществляться еще в начале 90-х годов, однако подлинно системный характер оно приобрело только по прошествии семи лет.
В целях организации работы по регулированию продовольственного рынка в России Постановлением Правительства № 1224 от 26 сентября 1997 г. создано Государственное унитарное предприятие «Федеральное Агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Регулирование продовольственного рынка предусматривает существование разветвленной системы с обратной связью, позволяющей перманентно контролировать положение в отрасли и заблаговременно предупреждать кризисы.
Сфера услуг (service) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.
Ведущая экономическая функция рынка услуг состоит в обеспечении эффективного использования ресурсов для удовлетворения потребностей общества. Реализация этой функции осуществляется во взаимодействии с другими рынками, например, с рынками факторов производства (рынок труда, земли, капитала). Участвуя в отраслевой конкуренции на рынках первичных факторов производства (труда, земли, капитала), предприниматели-поставщики и продавцы способствуют установлению реальной цены на эти факторы и оптимальному распределению их между отраслями.

Литература

1. Бабич А. М. , Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. - Казань, 2006
2. Игнатов В.Г., Батурин Л. А., Бутов В. И. И др. Экономика социальной сферы. - Ростов-на-Дону, ИЦ «МарТ», 2001
3. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере./ Под ред. И.М.Шеймана и Л. И. Якобсона. - М., 2005.
4. Ляшко В.В. Государственное регулирование торговой деятельности в РФ. – М.: Флинта, 2006.
5. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000
6. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. - М.: Аспект-Пресс, 2006

(23.5 KiB, 27 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!