Государственное регулирование кризисных ситуаций

20 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В условиях рыночной экономики антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту организаций от кризисных ситуаций, предотвращение его банкротства или ликвидации в случае нецелесообразности его даль­нейшего функционирования. По своему положению государство определяет общую экономическую политику, направления и при­оритеты в развитии отдельных отраслей и издает законы, указы, постановления и другие нормативные акты. Особая роль государст­ва в условиях кризиса состоит в регулировании экономики и обес­печении действий по формированию нормативно-правовой базы антикризисного управления.

В настоящее время действует Федеральный закон «О несостоя­тельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ с измене­ниями от 2004 и 2005 гг., который учитывает весь накопленный в стране опыт процедур банкротства. В нем четко сформулированы и ограничены имущественные притязания кредиторов.

Закон внес существенные изменения и дополнения в процедуру банкротства:

- выстроена более сложная процедура возбуждения дел о бан­кротстве и установления размера требований кредиторов в ар­битражном суде;

- назначение конкретного арбитражного управляющего прохо­дит независимо от желаний и выбора кредиторов;

- четко регламентированы действия с имуществом организации-должника;

- собственник организации-должника наделен правами, даю­щими ему возможность защищать свои интересы и участво­вать в процедуре банкротства;

- собственнику организации-должника предоставлена возмож­ность разработки плана финансового оздоровления, тем са­мым он может реабилитировать себя в эффективном управле­нии собственностью;

- введены новшества в процедуру внешнего управления: пре­доставлена возможность дополнительной эмиссии акций ор­ганизации-должника, изменен порядок продажи организации-должника, собственнику организации-должника предоставлена роль активного участника в процедуре банкротства для защиты его имущества от необоснованных притязаний кредиторов.

Денежно-кредитная политика государства оказывает воздейст­вие на объем национального производства, инвестиционный про­цесс и занятость населения.

В периоды спадов государственная политика направлена на уве­личение массы денег в обращении для расширения совокупного спроса и носит название политики «дешевых денег». Проведение та­кой политики в свою очередь приводит к росту инфляции и тогда государство сокращает предложение денег, осуществляя политику «дорогих денег», что создает основу для взаимодействия между Пра­вительством и участниками рынка, защищая и охраняя права собст­венников и содействуя предпринимательской деятельности граждан.

Осуществление фискальной политики в период спада экономи­ки должно содержать стимулирующие методы посредством регули­рования налогов и государственных расходов. Фискальная политика оказывает непосредственное воздействие на макроэкономические показатели страны и отражается на совокупном спросе. Снижение расходов на всех уровнях бюджетной системы уменьшает совокуп­ный спрос и приводит к сокращению производства, доходов госу­дарства и занятости населения. Рост расходов бюджета вызывает увеличение совокупного спроса, расширение производства, увели­чение доходов бюджета и занятости населения.

На стадии кризиса осуществляется сдерживающая фискальная политика, предполагающая увеличение налогов и сокращение госу­дарственных расходов. Ее следствием становится появление профи­цита бюджета, который направляется на погашение государственно­го долга или пополнение стабилизационного фонда. Снижение на­логов на стадии кризиса позитивно влияет на потребление и сово­купный спрос, но приводит к росту иен, что повлечет за собой уве­личение объемов производства, доходов и снижение уровня безра­ботицы. Во время подъема экономики увеличение налогов вызыва­ет сокращение потребления, совокупного спроса, доходов.

Таким образом, основными инструментами фискальной полити­ки государства являются либо налоги, либо государственные расхо­ды, равное увеличение которых создает сбалансированность бюджета.

Выбор основных инструментов регулирования экономики на­прямую зависит от общего направления и степени воздействия го­сударства на кризисные явления. При проведении «либерального» курса воздействия на экономику, который заключается во всесто­роннем участии государства в регулировании рынка, основной упор делается на правительственные расходы. При осуществлении «кон­сервативного» курса роль государства в регулировании экономики снижается, отдавая основное предпочтение рыночным механизмам стабилизации, в первую очередь налогам.

Антикризисное государственное регулирование проводится и в отношении производства путем формирования государственной промышленной политики. Она предполагает социально-экономи­ческую направленность проводимых в стране реформ, учет интере­сов всех участников рынка, сочетание мер государственного регу­лирования и использование рыночных механизмов, развитие дого­ворных отношений на конкурсной основе. К первоочередным зада­чам промышленной политики государства относятся:

- принятие государственных программ развития энергетики, промышленности, сельского хозяйства, использование при­родных ресурсов и преобразование жилищно-коммунального хозяйства страны;

- насыщение инвестициями сырьевых, обрабатывающих отрас­лей тяжелой промышленности и инфраструктуры;

- обеспечение занятости высвобождающихся рабочих в про­блемных регионах страны;

- повышение роли государства в развитии образования, науки и культуры;

- интеграция отечественного научного потенциала в мировую экономику;

- экспорт наукоемкой продукции;

- подключение страны к мировым стратегическим альянсам (ВТО).

Одним из важнейших условий реализации промышленной по­литики государства является координация действий всех органов власти, звеньев финансово-кредитной системы и хозяйствующих субъектов. Другое не менее важное условие реализации промыш­ленной политики - расширение авторитета Союза промышленни­ков и предпринимателей, который способен воздействовать на вла­стные структуры государства и товаропроизводителей для проведе­ния структурных, технологических и инновационных реформ в конкретных промышленных организациях.

Важное направление антикризисного государственного регули­рования - перераспределение доходов бюджетной системы. Это вызвано, прежде всего, тем, что кризис в экономике всегда сопро­вождается неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства. В этих условиях неизмеримо воз­растает роль социальной политики государства, предусматриваю­щей регулирование рыночных сил. Главное звено в цепи государст­венных мер - борьба с бедностью, включающая в себя социальное страхование. Его цель - защита каждого человека от внезапного и резкого снижения уровня жизни. Большую роль в перераспределе­нии доходов играет выплата денежных семейных пособий. Отсутст­вие действенной государственной политики по выравниванию до­ходов может повлечь за собой необратимые последствия на лично­стном уровне всех членов общества.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!