Государственное развитие Германии в конце XIX — начале XX вв.

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Особенность политического развития Германской империи состоит в том, что здесь раньше, чем в других странах, начался процесс сращивания концернов, монополий с государственным аппаратом. Единство устремлений буржуазии и юнкеров в области внутренней и внешней политики ускорило этот процесс. Буржуазия без военной силы юнкерства не могла осуществить агрессивные цели.

В конце XIX в. появляется ряд организаций монополистов, вступивших в контакт с государством: Среднерейнский союз фабрикантов, Союз по охране общих хозяйственных интересов на Рейне и в Вестфалии, Северогерманская группа Союза немецкой железоделательной и сталелитейной промышленности, Союз промышленников, Центральный союз немецких промышленников по проблемам национального труда.

Последние два объединения пытались координировать свои действия. В 1906 г. они выступили с совместной рекомендацией об основных положениях по разработке торговых и иных договоров. Союз промышленников в 1875 г. в своей программе заявил о солидарности интересов, необходимости их объединения, что должно «явиться законодательным фактором империи».

Переплетение интересов монополий с интересами кайзера, высших чиновников империи отражалось в законодательстве. Металлургические, химические объединения, банки требовали от правительства энергичных мер по охране их интересов. По их настоянию при рейхстаге была создана Таможенная комиссия.

Наличие огромных прав имперских властей облегчало выполнение требований концернов.

Кайзер использовал в общеимперских целях и госаппарат Пруссии. Созданный в 1899 г. прусский военно-морской кабинет выполнял имперские функции. Сам Вильгельм II имел тесные контакты не только с военщиной, но и с промышленниками, финансовыми магнатами. В совокупности именно эти силы определяли курс на агрессию. За месяц до начала Первой мировой войны кайзер имел встречу с Круппом, а тот, в свою очередь, провел заседание с директорами заводов, входивших в его концерн.

К этому времени политическая власть перешла от блока юнкеров и буржуазии к военщине, промышленникам и финансистам. В годы войны в Германии установился военно-диктаторский режим, при котором важнейшую роль выполнял Генеральный штаб.

Его интересы во многом определяло направление политики правительства. Кайзер Вильгельм, знакомясь с новой страной, задавал, прежде всего, вопрос: «А сколько у нее дивизий?»

Программа полной милитаризации страны, разработанная по инициативе Людендорфа и Гинденбурга, предварительно обсуждалась с верхушкой германских концернов. Промышленники создали свой военно-промышленный комитет, который действовал согласованно с правительственными органами, с верховным командованием армии. Рейхстаг не играл существенной роли, так как реальная сила была у Генерального штаба, опиравшегося на армию и огромный офицерский корпус.

Прусско-германский милитаризм создал в Европе тот тип международных отношений, который вошел в историю XIX – начала XX вв. под именем «вооруженного мира», сущностью которого стала систематическая подготовка к локальным войнам, а затем и к мировой войне. Германское правительство неуклонно готовилось к ней, создавая самую крупную агрессивную армию за счет увеличивающихся военных ассигнований. Это приводило к прямым нарушениям Конституции, сопровождаемым парламентскими кризисами. Такой кризис, например, разразился в начале 70-х гг., когда рейхстаг, отклонив закон о «вечных», не вотируемых расходах на содержание армии, принял компромиссный закон 1874 г. о семилетнем сроке своего невмешательства в эту спорную сферу (правило септената) и тем самым лишил себя в значительной мере права финансового контроля над правительством. В 1900 г. этот закон был продлен еще на 7 лет.

Резкая активизация агрессивной милитаристской политики Вильгельма II перед Первой мировой войной привела к новому изменению политического режима в стране, к введению новых репрессивных законов. В 1908 г. принимается Закон о союзах и собраниях, названный в народе «исключительным законом против молодежи», который запрещал лицам до 18 лет участвовать в политических союзах, в антивоенной деятельности и пр. После объявления войны сначала России, затем – Франции, в 1914 г. в Пруссии и других землях ужесточились нормы уголовного права против военнообязанных и военнослужащих, были введены осадное положение и военно-полевые суды, сфера действия которых расширилась за счет передачи им значительного круга дел: о сопротивлении властям, о государственной измене и других тяжких уголовных преступлениях. Установилась жесткая военная цензура над прессой.

Еще в 1912 г. на военном совете при кайзере было принято решение об увеличении в ближайшие полтора года германской армии до 800 тыс. человек. В 1913 г. вооруженные силы Германии достигали уже численности в 666 тыс. человек. Вместе с перевооружением армии было начато строительство нового военно-морского флота. В 1914 г. был принят Закон о чрезвычайных полномочиях правительства, давший государственным органам право контроля над сырьем и топливом, его использованием для военных нужд, над распределением и выполнением правительственных военных заказов. В различных отраслях промышленности были созданы военные комитеты, выполнявшие контрольные функции, и пр.

В 1916 г., после назначения начальником Генерального штаба фельдмаршала Гинденбурга (будущего президента Германии) и его заместителем генерала Людендорфа, в условиях усилившейся конкуренции гражданских и военных властей, когда монарх лишился фактически всяких реальных полномочий, в Германии установилась фактически военная диктатура.

Несмотря на экономические трудности, была разработана новая гигантская программа вооружения армии, так называемая программа Гинденбурга, осуществление которой должно было дать Германии военное превосходство над странами Антанты и тем самым обеспечить ее победу в войне. Проведение программы в жизнь вверялось специальному Военному управлению, получившему неограниченные права в области руководства промышленностью. Закон 1916 г. «О вспомогательной службе Отечеству», на основании которого вводилась обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет, а властям предоставлено было право проводить принудительную мобилизацию населения на любую работу, завершил процесс полной милитаризации труда в Германии.

Лишь после угрозы тотального поражения германской армии в конце сентября 1918 г. на совещании высших представителей военных и политических кругов страны Гинденбург и Людендорф поставили вопрос о выходе из войны и немедленном заключении перемирия. Больше грядущей катастрофы на фронте их страшило массовое антимилитаристское, антивоенное движение, начавшееся в Германии, угроза народной революции. Чтобы предотвратить ее, стала проводиться политика «парламентаризации власти», расширения прав рейхстага, ограничения власти кайзера и канцлера, установления контроля рейхстага над Генеральным штабом и пр. С этой целью были приняты два конституционных закона в конце октября 1918 г. Но спасти правящий режим уже не могла новая либерализация политического режима. В стране началась революция, и Вильгельм II вынужден был отречься от престола.

Пруссия являлась самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, поэтому ей в бундесрате было отведено семнадцать из пятидесяти восьми мест. Это определяло ее господствующее положение в федерации и без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений конституции. Также особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентом в Союзе был прусский король, который получил название германского императора. Германский император обладал обширнейшими полномочиями.

Верхней палатой Империи являлся Союзный совет — бундесрат. Количество представителей земель в бундесрате были установлены конституцией. Конституция предоставляла бундесрату наряду с рейхстагом законодательную власть, а также значительную долю исполнительной власти. Он имел постоянный аппарат, который специализировался в разных областях государственной деятельности. Председателем Союзного совета был по положению канцлер Империи — прусский министр, назначаемый прусским королем.

Рейхстаг обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Он избирался сначала на три, а с 1887 г. — на пять лет. Досрочный роспуск рейхстага мог быть произведен простым постановлением Союзного совета. Такой роспуск бывал неоднократно.

Императорское правительство было представлено в единственном лице — канцлера Бисмарка. Кабинета министров не существовало. Министры, которые ведали определенным кругом обязанностей, были подчиненными канцлера, его заместителями.

Объединение Германии способствовало быстрому промышленному росту страны.

В 1878 г. по настоянию Бисмарка рейхстаг проводит исключительный закон против социалистов. За вхождение в состав организации, которая желала свержения существовавшего государственного или общественного строя путем социал-демократических, социалистических или коммунистических устремлений, грозило тюремное заключение и крупный штраф.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!