Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав

25 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Одним из основных правовых актов, закрепляющих правовое положение субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе и органов внутренних дел, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который не только называет субъектов профилактики, но и прописывает отдельные процедуры их деятельности.

В структурах указанных органов могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 4).

Немаловажную роль в правовом обеспечении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сегодня играют региональные и местные органы власти и управления. Во многих субъектах РФ с учетом местных условий разработаны и действуют свои комплексные программы и законы, направленные на улучшение положения семьи и детей, региональные программы поддержки молодежи, программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

Условно субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних принято классифицировать на специализированные государственные и общественные органы и учреждения, основной задачей которых является профилактика правонарушений несовершеннолетних и защита их прав, и органы, которые осуществляют профилактическую деятельность наряду с иными функциями.

К специальным субъектам профилактики правонарушений несовершен–нолетних относятся:

– правительственная комиссия РФ по делам несовершеннолетних и защите их прав, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти и местного самоуправления в субъектах РФ;

– подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

– центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД;

– органы опеки и попечительства;

– специализированные учебно–воспитательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением (открытого и закрытого типа);

– специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально–реабилитационные центры, приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей);

– государственные и муниципальные учреждения по делам молодежи (центры социального обслуживания молодежи, центры социально–психологической помощи);

– общественные формирования (общественные комиссии по делам несовершеннолетних, внештатные сотрудники ПДН и другие общественные формирования, основными задачами которых является профилактическая работа с детьми).

Ко второй группе субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних можно отнести:

– органы государственной власти и местного самоуправления общей компетенции, организующие программирование, планирование, правовое и ресурсное обеспечение этой деятельности, контроль ее результатов;

– правоохранительные органы в целом, включая органы прокуратуры и суда;

– институты социального воспитания – семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры, спорта и досуга;

– учреждения здравоохранения и социального обслуживания, государственной службы занятости;

– негосударственные учреждения (общественные объединения, религиозные организации, ассоциации, фонды), которые в соответствии с их уста–вами осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних и способствуют утверждению у них здорового образа жизни, содействуют их социальной реабилитации и ресоциализации, взаимодействуют с государственными учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в широком смысле следует считать совокупность госу–дарственных и негосударственных организаций и учреждений, осуществляющих (в качестве основной или одной из своих функций) деятельность, направленную на формирование позитивной среды социализации молодежи, защиту и охрану их прав и свобод, коррекцию отклоняющего поведения, реагирование на правонарушения несовершеннолетних предусмотренными законодательством мерами.

Центральное место среди субъектов профилактики занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные осуществлять координацию и контроль за профилактической деятельностью всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно–летних.

Именно КДН ориентируют всю систему субъектов профилактики на решение следующих задач:

– стабильное снижение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для пресечения насилия в отношении детей и подростков, обеспечения защиты их прав;

– формирование условий для комплексного решения проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации в обществе;

создание правовых механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов профилактики детской безнадзорности.

При этом данные задачи реализуются с помощью комплекса мер, обеспечивающих гуманизацию социума ребенка, гармоничное развитие его личности, профилактику школьной и социальной дезадаптации. В этом процессе должны быть задействованы все службы и учреждения: образовательные, социозащитные, социокультурные, правовые, информационные, которые, обеспечивая социальную профилактику и реабилитацию детей, обязаны оказывать также адекватные меры социально–правовой, социально–экономической и психолого–медико–педагогической помощи социально неблагополучным семьям. Работать как по принципу обращения в эти органы граждан и детей, так и по принципу выявления таких лиц.

Причем, немаловажная роль в этом процессе отводится органам внутренних дел, основными задачами которых являются следующие:

– выявление дезадаптированных несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, нуждающихся в социальной реабилитации, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;

– выявление и пресечение деятельности лиц, негативно влияющих на поведение несовершеннолетних, жестоко обращающихся с детьми, вовлекающих их в совершение антиобщественных и противоправных действий;

– выявление и проведение индивидуальной профилактической работы с социально неблагополучными семьями;

– выявление обстоятельств, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений, административных правонарушений и принятие мер к их устранению;

– привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

Профилактическая функция ОВД – это не только их право, но и прямая обязанность, установленная законом. Например, в Федеральном законе России «О полиции» в числе ее основных задач названо предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, правда, безотносительно к категории правонарушителей, в ведомственных нормативных документах МВД РФ профилактика (предупреждение) правонарушений органами внутренних дел относится к числу приоритетных направлений их деятельности.

Обладая специфическими возможностями по пресечению противоправных действий, сотрудники милиции наделены правом применения целого комплекса самых разнообразных по правовой силе воздействия мер профилактики – от общепрофилактических мер убеждения до специальных мер принуждения. Таким образом, ОВД имеют возможность активно воздействовать на множество негативных криминогенных факторов только им присущими методами.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!