Государственная политика занятости

10 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Политика занятости — совокупность мер, направленных на улучшение распределения рабочей силы, достижение и поддержание полной, продуктивной и эффективной занятости. Чем больше в стране занято людей общественно-полезной и эффективной работой, тем весомее создаваемый валовой внутренний продукт и тем больше появляется ресурсов у государства для решения социальных проблем, повышения жизненного уровня населения. Наличие в стране высокой и возрастающей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП, что сужает возможности государства решать социальные задачи, ставит в очень трудное положение членов общества, не имеющих источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными социальными программами. В период трансформации экономической и политической системы РФ выработаны и закреплены в законодательных актах основные принципы занятости:

— добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду;

— ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избираемую занятость;

— свободное перемещение граждан по территории;

— учет и обеспечение долговременных национальных интересов;

— комплексный подход к решению проблем занятости, включающий координацию усилий органов власти всех уровней и местного самоуправления, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ.

Постепенно формируется новая система воздействия на занятость — система регулирования занятости (вместо прямого централизованного управления занятостью). Главные ее звенья: законы, программы стимулирования занятости; соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне; коллективные договоры в рамках предприятий. Важная роль в ней отводится инвестиционно-структурной, налоговой, финансово-кредитной политике. Совместными усилиями субъектов социально-трудовых отношений должны определяться основные направления занятости, изменение ее структуры, улучшение качественных характеристик рабочей силы, повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда. Государство в этой системе выступает координатором этих усилий, создает рамочные условия для их функционирования.

П.з. может быть пассивной и активной. Пассивная политика ограничивается мерами регулирования рынка труда, да и то только теми, которые связаны с постановкой на учет безработных, с выплатой пособий по безработице, оказанием материальной помощи особо нуждающимся, досрочном переводе безработных граждан, находящихся в предпенсионном возрасте (58 лет для мужчин и 53 года для женщин), на пенсию. На эти цели тратится более половины финансовых средств, выделяемых службе занятости из государственного бюджета. Активная политика предполагает в качестве приоритетных меры по стимулированию занятости, изменению ее структуры, достижению полной и эффективной занятости, путем создания благоприятных условий (налоговых, кредитных, госзаказов и т.д.) для крупного, среднего и мелкого предпринимательства, повышению минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, увеличению доли оплаты труда в ВВП. В этих целях намечается разработка программ создания новых перспективных рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров; повышение конкурентоспособности рабочей силы, прежде всего высвобождаемых работников и безработных; содействия самозанятости, временной и неполной занятости. П.з., в отличие от политики на рынке труда, охватывает своим влиянием более широкий круг трудоспособного населения. В поле зрения П.з., кроме работодателей, наемных работников и безработных, должны находиться самозанятые, индивидуальные предприниматели, лица, заканчивающие учебные заведения, военнослужащие, подлежащие увольнению из Вооруженных Сил России, и некоторые другие группы населения, которые не являются субъектами рынка труда. Последнее обстоятельство не исключает возникновение ситуации, которая приведет их на рынок труда. Политика Правительства Российской Федерации в отношении занятости претерпевает существенные изменения. От разработки программ содействия занятости населения, что было характерно для периода 1992—2002 гг., правительство РФ переходит к разработке политики действий на рынке труда. Разработана Концепция действий на рынке труда на период 2003-2005 гг., сужающая участие правительства в решении проблем занятости трудоспособного населения. Во многих развитых странах (США, Западная Европа) акцент в политике делается не на действия на рынке труда, а на П.з. в более широком смысле, включающей и политику на рынке труда. Яркий пример в этом отношении — политика администрации бывшего президента США Клинтона в 90-х гг. прошедшего века. В центре внимания П.з. данной администрации было создание по 1 млн. рабочих мест ежегодно. В результате к концу восьмилетнего правления Клинтона доля занятого населения в экономике США выросла до 70% (с 58% в 1989 г.). Для сравнения: в России доля занятых в экономике снизилась с 68%, по данным Всесоюзной переписи населения в 1989 г., до 50,7%, по данным Всероссийской переписи населения в 2002 г. Исходя из опыта наиболее развитых стран, рекомендаций Международной организации труда Правительству РФ нецелесообразно отказываться от П.з. в более широком смысле, сужая ее до политики на рынке труда. Только такая политика будет наиболее эффективно способствовать выполнению поставленной Президентом Российской Федерации задачи удвоения ВВП и снижения уровня бедности населения в стране.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!