Господство нобилитета

22 Авг 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Распределение провинций находилось в монопольном ведении сената. За время войны авторитет сената значительно вырос, сенат превратился в главный орган Римской республики. Сила сената как учреждения состояла в постоянстве его личного состава и его организованности. Ядро сената, во II в. превратившегося в замкнутую корпорацию, составляли нобили, бывшие и будущие магистраты, представители влиятельных и богатых римских домов — Сципионов, Эмилиев, Клавдиев, Ва-

лериев, Семпрониев и некоторых других. Это была в полном смысле правящая олигархия, доступ в которую для «новых людей» был наглухо закрыт. Государственный аппарат сенат использовал прежде всего в интересах нобилитета. Магистратура являлась не более как орудием в руках сената; по сравнению с сенатом магистраты были совершенно бессильны. От сената зависели назначения в провинции, продление срока магистратур (prorogatio imperii), замещение военных должностей, прием послов, введение экстренных налогов, разрешение дополнительного набора, введение и запрещение новых культов, учреждение игр и пр. Кроме того, в ведении сената находились финансы и административно-финансовые органы, все государственные приходы и расходы, земли, рудники, солончаки, торговые пошлины, налоги и пр. — словом, все основные источники государственного казначейства.

«Первой функцией сената является управление государственными финансами. Государственные поступления и расходы находятся в полной его компетенции. Квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената, за исключением расходов, требуемых консулами. Да и самый большой расход, превосходящий все прочие, который цензоры через каждые пять лет производят на исправление и сооружение общественных зданий, делается не иначе как с соизволения сената». Сюда надо еще причислить все крупные общественные постройки, работы, сдачи подрядов и откупов.

«В самом деле, многие работы во всей Италии, перечислить которые было бы нелегко, по управлению и сооружению общественных зданий, а также многие реки, гавани, сады, прииски, земли, короче — все, что находится во власти римлян, отдается цензорами на откуп. Цензоры же во всех своих действиях связаны волей сената. Во многих случаях сенат имеет возможность причинить вред или же оказать помощь людям, имеющим отношение к общественному достоянию. По всем поименованным делам нужно обращаться к сенату»

Что же касается отношения сената к высшему законодательному органу — римскому народному собранию, то, говорит Полибий, надо признать, что «народ находится в зависимости от сената и обязан сообразоваться с ним как в делах государства, так и частных лиц, тщательно воздерживаясь от возражений против сенатских советов (senatus consultum) и

от противодействия сенату»Опору аристократии в народном собрании составляли их многочисленные клиенты, поддерживавшие их своими голосами на выборах.

Государственный аппарат нужен был нобилям в первую очередь для эксплуатации провинций. Ограбление провинций составляло основной источник доходов сенатской олигархии. Получаемые от захватов и эксплуатации провинций капиталы нобили употребляли на покупку земель, рабов и на предметы роскоши. Отношение нобилей к источникам своих доходов было самое хищническое. Большая часть нобилей были крупными скотоводами, имевшими на заарендованной ими государственной земле (ager publicus) огромные стада крупного и мелкого скота. Экстенсивное, полудикое скотоводство вело к быстрому расхищению государственного земельного фонда, малоземелью и подрыву экономической основы средних и низших классов.

Из всех граждан сенаторы выделялись своим внешним видом, костюмом, обувью, формой экипажа и большим количеством сопровождавших их слуг, рабов, вольноотпущенников и клиентов. Лица сенаторского сословия имели отличия в одежде — белая туника (tunica) с широкой пурпуровой каймой (tunica laticlava), башмаки с застежкой из слоновой кости (lunela) и золотое кольцо на пальце. В городских и сельских домах-виллах нобилей всегда толпилась масса слуг, рабов и клиентов2.

Ослабленное в IV—III вв. клиентство со II в. вновь возрождается на другой социально-экономической основе, в форме зависимости массы городского и сельского населения, главным образом вольноотпущенников, от богатых аристократических домов. В обращении патронов с клиентами теперь уже не было того примитивного взаимного доверия и простоты (fides), которое отличало клиентство патриархальных времен. Обращение знатных и богатых патронов с их клиентами стало высокомерным и презрительным.

От клиента требовалось исполнение всех капризов патрона, подача за него голоса на выборах, утренние и вечерние поздравления, участие в его свите, подарки, лесть и пр. В благодарность за оказываемые патрону услуги клиенты аристократических домов получали от них денежные подарки (sportulae), доходные службы, поддержку на суде и т.п. Во II в., как это видно из комедий Плавта, клиентство было уже весьма распространенным явлением римского общества.

«Преглупый обычай — и очень досадный —

Завелся у нас: кто чуть-чуть познатнее,

Чуть кто повиднее, имеет обычай Клиентов себе заводить, и побольше,

Не спросит сперва, кто хорош и кто плох,

Да выгоды ищут скорее, чем честности,

в этих клиентах.

Будь богат, хоть и подл, клиент им хорош,

Кто не чтит ни добро, ни закон никогда.

В заботу вгоняет патрона,

Что взял, отрицает, не брал он.

К тяжбам склонны, хищны эти Коварные люди,

Обман и ростовщичество —

Нажива для них, вечно в ябедах ум их.

День суда настанет, с ними и патрона привлекут,

Обвинение в преступленье им предъявят, он за них В ответе народу ль, суду ли, судье ли», —

говорит одно из действующих лиц комедии1 «Менех- мы».

Формально сенат не имел законодательной власти. Высшим законодательным органом Римской республики оставалось народное собрание — центури- атные и трибутные комиции. Комиции являлись высшим законодательным и судебным органом, объявлявшим войну, заключавшим мир и дававшим права гражданства. Но чем больше влияния приобретал сенат, тем сильнее понижалось политическое значение комиций. Снижение же политического авторитета комиций обусловливалось экономическим ослаблением сельского плебса, составлявшего основу римской демократии IV—III вв.

Свидетельством еще большего усиления сенаторской олигархии стал закон Виллия (180 г.), который установил порядок прохождения магистратур. Высшие магистратуры (консулат, претуру) могли занять только те, кто прошел низшие выборные должности (квестуру, эдилитет). Претендующий на первую магистратуру должен был быть не моложе 28 лет и служить до того десять лет в армии или же в течение де

сяти лет являться по призывам на военную службу. Выборным должностям должна была предшествовать военная служба. Претором, таким образом, можно было стать не моложе 40, а консулом не моложе 43 лет. Этот закон должен был помочь олигархии в борьбе против людей, популярных среди плебса. На высшие должности, как правило, проходили знатные посредственности. Энергичные люди, подобные Тиберию Семпронию Гракху, были исключением.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!