Глобальные проблемы человечества

26 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение 3

Глава I. Глобальные проблемы и пути их решения 5

1.1. Понятие и характер глобальных проблем современности 5

1.2. Прогнозы на будущее и пути решения глобальных проблем

Глава II. Виды глобальных проблем

2.1. Социальные и политические проблемы современности

2.2. Экологическая проблема, ее сущность, причины и условия защиты природы

2.3. Энергетическая проблема

2.4. Демографическая проблема и проблемы народонаселения

Заключение

Список литературы.

Введение

Человек так мало признавал права природы, что без малейших упреков совести уничтожал то, что ему мешало, пользовался тем, чем хотел.

А. И. Герцен

За свою историю человечество многое сделало для того, чтобы вырваться из зависимости от природных условий его бытия, чтобы общество стало собственным свободным делом каждого индивида, чтобы достичь общезначимых идеалов гуманизма. Вместе с тем, история человеческой цивилизации, и особенно ее современный этап, показывает, что движение по пути социального прогресса идет совсем не просто, что на этом пути человечество столкнулось с серьезнейшими проблемами комплексного характера, которые, если их не решить в достаточно короткие сроки, могут привести к необратимым последствиям.

В этой тревожной ситуации очень важно осознать, что единственно верной социальной и жизненной стратегией может быть стратегия, направленная на сохранение нашей планеты, ее атмосферы и околоземного космического пространства, на воспитание на всех континентах, во всех уголках Земли человека, смыслом жизни которого было бы созидание и только созидание.

Для осознания этого очень важно разобраться в тенденциях современного развития человечества, выявить наиболее важные, и самые животрепещущие проблемы планетарного характера. Таким образом, возникает настоятельная потребность в изучении сущности глобальных проблем современности и политики. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Глобальные проблемы современности и политики».

Цель исследования состоит в характеристике важнейших глобальных проблем современности и политики.

В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи данной работы:

1) уточнить содержание понятия «глобальные проблемы», раскрыть характер глобальных проблем современности;

2) рассмотреть основные прогнозы развития глобальных проблем в будущем и пути решения глобальных проблем;

3) охарактеризовать социальные и политические проблемы современности;

4) рассмотреть суть экологической проблемы, вывить ее причины и условия защиты природы;

5) дать характеристику энергетической проблемы;

6) рассмотреть демографическую проблему и проблемы народонаселения.

Предметом исследования являются глобальные проблемы современности, их причины и пути решения.

Структура курсовой работы. Исходя из поставленных цели и задач, нами выбрана следующая структура работы: введение, две главы, в которых последовательно характеризуются все этапы данного исследования, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА I. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

1.1. Понятие и характер глобальных проблем современности

В отношении настоящего времени все большее количество политологов, философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

Этимологически термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» - то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов (16, с. 269). Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления. Соответственно, с глобализацией цивилизации можно говорить и глобализации ряда проблем (31, с. 86).

Современный этап развития земной цивилизации кратко можно охарактеризовать как нестабильный, неравномерный, противоречивый процесс. Ему присущи следующие наиболее важные черты:

1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен. Он может смениться регрессом, застоем или упадком.

2. Неравновесность и неустойчивость сложившейся системы межгосударственных отношений, что проявляется в противоборстве двух противоположных тенденций, одна из которых выражает стремление к однополярному, а вторая - к многополярному миру (16, с. 269). Кроме того, неустойчивость сложившегося миропорядка обусловливается и различного рода региональными или локальными конфликтами, финансовыми или экономическими кризисами, грозящими перерасти во всеобщий кризис.

3. Резкое ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития, связанных, прежде всего с внедрением новых информационных технологий.

4. Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества.

5. Обострение противоречий интересов человечества с региональными интересами индустриально развитых стран и стран «развивающихся», возможностей биосферы Земли и растущих потребностей ее жителей и др.

Как отмечает абсолютное большинство исследователей, особенностями глобальных проблем является (7):

• имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

• угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

• нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

• требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности и т.д..

Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

В наше время глобальные проблемы:

• с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

• а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства (7).

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.

В настоящее время глобальными проблемами современности активно занимается Римский клуб, организация, которая возникла по инициативе итальянского экономиста и гуманиста Аурелио Печчеи (1908 - 1984). Именно он объединил усилия ученых, политических и общественных деятелей из разных стран мира для изучения глобальных проблем (34, с. 18).

Первые доклады Римского клуба оказались сенсацией. Усилиями ученых было доказано, что сырьевые и энергетические ресурсы планеты весьма ограничены. Выступив в начале 70-х гг. с провозвестием катастрофы, которая грозит технической цивилизации, т.е. цивилизации, основанной на использовании машин и индустриальной технологии, члены клуба приковали внимание к тем проблемам, которые создают угрозу существованию человечества в целом. Согласно этому критерию и были выделены глобальные проблемы: во-первых, гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны; во-вторых, загрязнение окружающей среды и Мирового океана, истощение природных ресурсов; и, в-третьих, рост народонаселения на планете, расширение зон бедности, нищеты (34, с. 19-20).

Деятели Римского клуба ощутили острую потребность в получении новой информации о социальных процессах. Им хотелось понять: 1) внешние пределы роста человечества (физические, биологические, среды обитания); 2) внутренние пределы роста человечества (психологические, духовные); 3) средства поддержания культурного плюрализма (множественности культур); 4) модели мировой организации (процесс трансформации отдельных государств в мировую общность); 5) механизмы приспособления человека к окружающей среде; 6) новые экономические системы, которые должны прийти на смену старым.

Невиданный научно-технический прогресс дал человечеству небывалые возможности в преобразовании окружающего мира. Но, как уже подчеркивалось, человечество не в состоянии оценить во всей полноте долговременные последствия своей преобразующей деятельности. В результате развитие технологии и усложнение цивилизации, ее эволюция от индустриальной к постиндустриальной только увеличивают разрыв между природой и человеком. Более того, самому человеку становится все труднее приспосабливаться к технизированному и искусственному миру, логика и язык которого все менее напоминают человеческие традиции (28, с. 318).

Одна из важнейших предпосылок будущего - устранение угрозы ядерного уничтожения. Это необходимое, но не единственное условие. Свое призвание А. Печчеи видел в формировании нового гуманистического сознания. Именно поэтому его называют «человеком современного ренессанса». Он считал важным очистить традиционные ценности от идеологии насилия, Человечество должно осознать истинные последствия войны, как, впрочем, и любых других проявлений насилия. Их следует рассматривать в качестве такой же патологии, какой сегодня выглядят рабство и каннибализм. Сейчас во всем мире реализуется международная программа «Культура мира». Она базируется на глубоких исторических традициях, аккумулирует опыт, накопленный человечеством за всю его историю.

1.2. Прогнозы на будущее и пути решения глобальных проблем

Решение глобальных проблем современности - это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально - политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентации. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные исследователи, политики, философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма (6, с. 203).

Гуманизм как определенная система ценностных ориентации и установок, доведенный до логического конца, получает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально - экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала.

Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а как то, что имеет значение для всего человечества (16, с. 286).

В принципе, возможны два ответа на вопрос о будущем человечества. Первый - пессимистический: гибель неизбежна. Роду человеческому отведено не так уж много времени; наш мир исчерпан. Второй - оптимистический. Он связан, понятно, с нежеланием безучастно наблюдать, как будут безропотно вырождаться сменяющие друг друга поколения, а, может быть, им и жить уже не суждено и речь должна идти об уже живущих и тех, кто успеет увидеть этот мир в ближайшее время, а затем разумная жизнь исчезнет с лица Земли (1, с. 531).

Вариантов решения возникшей проблемы немного. Но весь вопрос не в этом, а в том, адекватно ли отображена в них сложившаяся ситуация и реализуем ли предлагаемый «рецепт спасения» на практике.

Вариант первый (его следовало бы определить как традиционный). Сводится он к утверждению: проблемы как таковой не существует вовсе, а отдельные негативные явления излишне драматизируются. Природа мудра и достаточно сильна. Она всегда исправляла то, что натворил человек. В конце концов, люди пережили множество природных катастроф, и в сознании давно сформировался феномен апокалипсиса. Нет ничего нового в том, о чем говорят сегодня. Человечество выживало тогда, выживет и теперь. Этот вариант больше подходит для людей, мало знакомых с фактами, далеких от науки (16, с. 286).

Вариант второй. Он-то родился в головах ученых, но уж очень фантастичен и, по сути, тоже игнорирует реальную проблему. Исходя из того, что разумная жизнь уже не привязана столь жестко к Земле и в перспективе может, даже должна стать космическим фактором, известный астрофизик Саган предложил поистине радикальное решение: переделать атмосферу Венеры, для чего забросить в эту атмосферу некоторое количество одного из видов водоросли-хлореллы. Бурно размножаясь, хлорелла разложит доминирующий в атмосфере планеты углекислый газ. Ее воздушное пространство начнет обогащаться кислородом. Уменьшится так называемый «парниковый эффект», температура упадет, и в конце концов гостеприимная Венера станет пригодной для обитания. Ученый забыл только сказать, как долго продлится процесс. К тому же гипотетическое изменение атмосферы и возможные позитивные побочные эффекты вряд ли сделают Венеру гостеприимной. Все намного сложнее. Проекты подобного рода лишь уводят нас, по сути, от глобальной задачи, требующей решения. Абсолютно прав Т. Парсонс, который в своей книге «Человек в современном мире» высказывается против попыток «строить воздушные замки», замечая: «Нам следует привести в порядок наш дом, нашу планету. Если в ближайшее столетие у человечества не будет будущего здесь, у него не будет будущего никогда» (34, с. 44).

Вариант третий. Формально он тоже должен быть определен как оптимистический, ибо предполагает решение. Но какое? Высказывается мысль о возможности полного преобразования окружающей природной среды, искусственного создания новой среды, в которой мог бы жить человек. Эта мысль логично перетекает в другую: можно заменить не только биосферу, но радикально, опираясь на достижения молекулярной биологии, нейрофизиологии, генной инженерии, изменить самого человека. Фактически, речь идет о создании существа, которое лишь внешне напоминало бы человека. К счастью, реальные возможности современной науки пока невелики. Мы не знаем, что может создать она, двигаясь в этом направлении. Хотелось бы, однако, надеяться, что человечество найдет иное решение.

Вариант четвертый. Он сводится к утопическому, нереализи-руемому на практике призыву (совсем в духе Руссо!) отказаться от всех достижений научно-технического прогресса, ибо только такой отказ позволит свести к минимуму негативное воздействие на природную среду.

Наибольшего внимания заслуживает ситуационно-тактическая стратегия - пятый вариант, предполагающий при сохранении характера научно-технического, технологического и иного прогресса каждый раз искать конкретное решение возникающих проблем. Здесь и обоснование необходимости ресурсосбережения, идея замкнутых технологических циклов, мысль об использовании альтернативных источников энергии и многое другое. Следует признать, что при всей перспективности данного варианта глобальных, общепланетарных проблем он не решает - лишь отодвигает на некоторое время (1, с. 232).

Человечество должно найти способ повернуть вспять опасные тенденции. Попытки такого рода уже есть, но пока они робки и разрознены, а эффект незначителен. Нет ясного представления о том, чего в конечном итоге мы хотим достичь, да и не знаем толком, как это сделать.

У человечества есть шанс справиться без тяжелых последствий с вызовом, которое бросает ему будущее в качестве глобальных проблем, при наличии следующих условий:

• установление на Земле безъядерного, ненасильственного, многополярного мира, в котором все без исключения вопросы межгосударственных отношений и глобального характера решались в соответствии с нормами, установленными международным сообществом;

• приоритет общечеловеческих ценностей над временными сиюминутными выгодами какой-либо страны или группы стран, свобода выбора народом той или иной страны своего будущего, осознание экономической и экологической взаимозависимости всех стран мира;

• устранение глубокого дисбаланса между развитыми и развивающимися странами, неравномерности развития человеческой цивилизации в целом;

• формирование и распространение нового мышления, которое отличалось бы направленностью на продуктивный диалог, на решение.любого рода противоречий и конфликтов мирным путем, учитывая интересы как больших, так и самых малых народностей.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!