Глобализация и интернационализация современного менеджмента

22 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Один из основных определяющих практику менеджмента факторов - растущая интернационализация бизнеса. Доля организаций, осуществляющих деятельность за национальными границами в общем объеме производства постоянно увеличивается. Данная тенденция в определенной степени является результатом проведения все большего количества торговых операций в рамках региональных торговых союзов (иногда они рассматриваются как институты региональной экономической интеграции) - Европейского Союза (ЕС (ЕС)), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН (ASEAN)), Ассоциации свободной торговли государств Северной Америки (НАФТА (NAFTA)) и еще более сотни других (Dent, 1997). Более того, многие современные компании действуют в глобальном масштабе. Поглощая иностранных конкурентов, они осуществляют производственную и торговую деятельность на основных зарубежных рынках. Глобальные компании разрабатывают все более сложные системы поставок, образуют стратегические союзы, различные альянсы и совместные предприятия с другими местными или транснациональными корпорациями.

Глобализация имеет большое значение для менеджеров и с практической точки зрения. На политическом уровне стоимость ежедневно реализуемых по всему миру товаров и услуг намного превышает ежегодный национальный доход многих государств. Экономические ресурсы, которыми обладают крупные транснациональные корпорации, значительно превышают масштабы многих национальных хозяйств, в которых они осуществляют свою деятельность. Действия транснациональной компании, вероятно, в большей степени выражают интересы заинтересованных групп в стране ее происхождения, нежели интересы населения государства, в которой оперирует ее представительство, филиал, дочернее или совместное предприятие.

Не меньшее значение имеют для организаций и проблемы их географического местоположения. Угроза появления новых конкурентов нередко существенно уменьшает ценность новых рынков. Расширение масштабов деятельности компаний чревато возникновением проблем организации операций и их координации. Р. Гоффи и Дж. Джоунз (Goffee and Jones, 1995) указывают, что столкнувшимся с подобными проблемами компаниям необходимо сконцентрировать внимание на следующих вопросах:

- управление матричными структурами организации в условиях, когда товары производятся и продаются в нескольких странах;

- координация исследований и разработок, маркетинга и производства, что позволяет сократить время внедрения инноваций;

- создание системы передачи знаний о различных национальных особенностях бизнеса;

- стимулирование тактической и локальной гибкости при соблюдении стратегической согласованности действий.

И хотя Р. Гоффи и Дж. Джоунз рассматривали данные проблемы с точки зрения компаний, оперирующих на европейском рынке, аналогичные вопросы возникают в организациях, работающих по всему миру.

Итак, круг заинтересованных в деятельности глобальной компании групп расширяется, соответственно возникает проблема удовлетворения менеджментом все более конкурирующих интересов их представителей, а так как основные «игроки» находятся на значительных расстояниях, процесс принятия и реализации решений существенно усложняется. Географическая дисперсия организации предполагает, что установленные в ней методы контроля должны отличаться от методов, практикуемых в физически компактных организациях.

Таким образом, контекст, в котором оперируют менеджеры, становится более разнообразным и интернациональным, что может означать следующее: работа менеджером-экспатриатом в другой стране, участие в интернациональной команде, в которую входят представители нескольких стран, или управление мультикультурной организацией, сотрудники, системы и структуры которой являются интернациональными - все это имеет мало общего с подобной деятельностью на первоначальной национальной основе (Adams, 1996).

В июле 1996 г. премьер-министр Малайзии доктор Мохамад Махатир выступил с лекцией, в которой рассматривались последствия глобализации для бедных стран. Вот некоторые пассажи из его речи.

Глобализация отнюдь не тождественна демократии. В новом мире доминируют экономически развитые страны, которые будут «командовать» остальными, положение последних вряд ли будет значительно отличаться от их колониального прошлого. Процесс деколонизации завершился тридцать лет назад. Но до того, как наши страны обрели истинную независимость, началась реколонизация. Возможно, именно в этом заключается смысл глобализации. Слабым и бедным не стоит обольщать себя надеждами. Предположим, бедные страны получат неограниченный доступ на рынки богатых стран; в свою очередь или, скорее, по праву, аналогичную возможность будут иметь и экономически развитые государства. Звучит абсолютно справедливо. Это будет мир без границ. Но если возникает глобальная целостность, в ней не остается места нациям. Каждый будет равноправным гражданином земного шара. А будут ли они действительно равными?

Доктор М. Махатир утверждает, что после 30 лет «независимости» бывшие колонии Запада обнаружили «пустоту» свободы, которую они обрели. Они обнаружили, что их политика, экономика, социальные и поведенческие системы находятся под прямым или косвенным контролем бывших колонизаторов. М. Махатир считает: развитые страны используют ВТО исключительно в собственных интересах, что приводит к ограничению прав человека и негативным последствиям для природной среды. Данные обстоятельства препятствуют поступательному движению вперед новых индустриальных экономик.

Доктор М. Махатир считает, что истинная глобализация могла бы привести к увеличению потока иностранных инвестиций, в то время как современная практика направлена исключительно на их ослабление: «Крупные международные корпорации из развитых стран захватывают все сколько-нибудь привлекательные производства». С его точки зрения, глобализация, основанная на развитии информационных технологий, могла бы способствовать формированию всемирной культуры, однако «и здесь будут доминировать крупные корпорации из развитых стран».

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!