География мировых туристских потоков

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Основное число прибытий и отправлений международных туристов концентрируется в небольшом числе стран, расположенных главным об­разом на территории Европы (в Австрии, Швейцарии, Финляндии, Дании и Германии почти каждый житель ежегодно путешествует) и Северной Америки. Это приводит к некоторому дисбалансу между западными стра­нами с развитой экономической структурой и развивающимися странами, которые вынуждены конкурировать и бороться за небольшой, хотя и раз­вивающийся рынок, предлагающий отдых в отдаленных местах турист­ского назначения.

Страны с низким и средним уровнем доходов смогли привлечь в 2000 г. около 40% всего туристского потока (30% всех доходов от международ­ного туризма) по сравнению с 27% в 1980 г.

Крупнейшими экспортерами туристских услуг являются Испания, Франция, Италия, США, импортерами - Германия, Япония, Великобри­тания. Страны, имеющие активный баланс в сфере международного ту­ризма, в основном поставляют туристов (США и др.), что объясняется более высоким уровнем и стоимостью услуг на внутреннем рынке, чем в других странах. По величине расходов на международный туризм США вышли на первое место в мире.

Проанализируем распределение въезжающих и выезжающих турис­тов по группам стран.

Распределение въезжающих и выезжающих туристов по группам стран

Въезд - выезд Въезжающие туристы Выезжающие туристы
Страны по уровню дохода 1990 г. 2000 г. 1990 г. 2000 г.
Страны с низким уровнем доходов 3,1 7,2 1,3 3,4
Страны со средним уровнем доходов 23,6 31,3 20,9 36,4
Страны с высоким уровнем доходов 73,3 61,5 77,8 60,2
Итого 100 100 100 100

В классификации ВТО выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами-поставщиками туристов, и страны, являющиеся преж­де всего принимающими странами. В таблице 5.2 приведены 10 основных принимающих и направляющих стран, в табл. 5.3 показано распределение туристов по способам передвижения.

Десять основных принимающих и направляющих стран по классификации ВТО

Десять основных принимающих стран Десять основных направляющих стран

Франция Германия
Испания США
США Япония
Италия Великобритания
Китай Франция
Великобритания Италия
Мексика Австрия
Венгрия Нидерланды
Польша Канада
Канада Тайвань

Достаточно трудно построить единую модель распределения между­народных туристских потоков, так как каждая страна имеет свои особен­ности. Помимо этого в каждое место назначения прибывают туристы из самых разных мест, пользующиеся различными транспортными средства­ми. Установлено, что 70-80% международных туристов прибывают в ме­ста назначения наземным транспортом, 20-30%-воздушным транспор­том. Примерно 70% поездок совершается с целью отдыха, 30% из общего числа международных прибытий приходится на деловые поездки.

Наибольшее число международных туристов отправляется из стран с высоким экономическим развитием. За исключением Японии и Австра­лии, эти страны сосредоточены в Европе и Северной Америке, причем на долю Германии, США, Великобритании и Японии приходится почти по­ловина всех расходов, связанных с международным туризмом. Особый интерес среди названных стран представляет Япония. В 90-х годах XX в. японцы стали активно заниматься международным туризмом. Ожидается, что Южная Корея, другие страны Юго-Восточной Азии последуют при­меру Японии.

Каждая страна имеет свой типичный список наиболее предпочитае­мых мест для туристских поездок; в этот список включены прежде всего соседние страны, а также США, Великобритания, Германия, Франция, Испания, Италия.

Путешествия на небольшие расстояния (т.е. в соседние страны) зани­мают важное место в развитии туризма; на их долю приходится до 40% общего числа международных туристских поездок.

В 80-е годы появился интерес к путешествиям на дальние расстоя­ния, и эта тенденция сохраняется до настоящего времени, поскольку по­явился спрос на новые экзотические места туристского назначения, а тур-индустрия готова удовлетворить этот спрос. Благодаря современной технологии перелеты на дальние расстояния стали более доступны по цене и не занимают так много времени.

Европа продолжает удерживать лидерство по числу прибытий (табл. 5.4) международных туристов, и происходит это благодаря тому, что в Европе есть:

- ряд относительно небольших стран, находящихся по соседству, а это стимулирует многочисленные потоки туристов к краткосрочным пу­тешествиям с пересечением границы;

-развитая туристская инфраструктура и высокий уровень транспорт­ного обслуживания;

-природные и культурные достопримечательности мирового значения;

- разнообразный выбор турпродуктов - от отдыха на пляже до спортивного зимнего отдыха;

- подготовленный персонал;

- высокоразвитая экономическая база.

Постепенно доля участия Европейского региона в международной туристской деятельности сокращается, тем не менее предпринимается ряд попыток по развитию туристских зон в странах Восточной Европы, от­крытие Евро-Диснейленда, туннеля под проливом Ла-Манш и др.

В 2000 г. на долю американского региона приходилось более 74 от обще­го числа прибытий международных туристов. Вследствие обширности тер­риторий США и Канады туризм в этих странах носит в основном внутренний характер. Около 30% всех международных туристских передвижений в этом регионе связано с пересечением границы между США и Канадой.

Популярность региона, включающего Восточную Азию и бассейн Тихого океана, неуклонно растет, в основном за счет Японии (политиче­ская стабильность, новые авиамаршруты, обширная рекламно-пропаган-дистская деятельность, разработка новых инклюзив-туров и благоприят­ный курс обмена валюты). Помимо Японии наиболее популярными местами назначения в данном регионе являются Гонконг, Сингапур, Таи­ланд, Австралия и Южная Корея. Экономическое развитие этих стран по­зволило увеличить объем внутрирегионального передвижения туристов.

Африка как регион туристского назначения принимает немногим более 2% общего числа международных туристов, причем основной поток прихо­дится на страны, расположенные в северной части континента.

В странах Ближнего Востока преобладает внутрирегиональное пере­движение туристов. Туриндустрия в данном регионе находится в стадии застоя (за исключением ОАЭ) из-за неблагоприятных политических со­бытий, военных действий и терроризма. Естественно, при таких условиях трудно реализовать туристский потенциал этого региона.

На долю Южной Азии приходится очень небольшая часть общего числа прибытий международных туристов, причем половина из них - туристы, приезжающие в Индию.

Как туристская дестинация огромным потенциалом обладает Китай.

По данным ВТО, в 2000 г. общий доход от туризма в мире составил 475,9 млрд дол. США, что на 4,5% больше, чем в 2000 г. В 1990 г. в 59 из 200 стран мира доходы от международного туризма составили более 1 млрд дол. США. Бесспорный лидер - США с доходом 74,9 млрд дол. На долю Испании, Франции, Италии пришлось около 30 млрд дол., Великобрита­ния записала на свой счет 20 млрд дол., Германия, Австрия, Китай и Кана­да - по 10 млрд дол.

В 1998-2000 гг. Россия входила в число 30 стран по числу посетив­ших ее туристов, а по доходам от туризма не вошла в первые 40 стран мира. В 2000 г. доля России в мировых доходах составила менее 1%. Фак­тором, в наибольшей степени влияющим на величину въездного потока в Россию, является политическая нестабильность в обществе. Выездной туризм"из России значительно превышает въездной.

В настоящее время есть несколько перспективных направлений раз­вития въездного туризма в Россию. На фоне традиционных бизнес-туриз­ма и конгрессного туризма следует особо выделить экологический туризм (например, Карелия, Байкальский регион).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!