География бизнес-поездок

27 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Ежегодно в мире совершается свыше 100 млн бизнес-поездок. Их территориальное распределение характеризуется крайней неравномерностью. Большая часть туристских потоков со служебными целями направляется в Европу. В структуре деловых поез­док на европейском континенте преобладают командировки бизнесменов, конгрессные туры, поездки на выставки и ярмарки, инсентив-туры для слу­жащих фирм.

Занимая первое место в мире по числу прибытий и расходам на дело­вой туризм, Европа тем не менее постепенно утрачивает лидирующие по­зиции на этом сегменте туристского рынка. По темпам роста делового ту­ризма она отстает от других регионов мира, причем разрыв между ними увеличивается. Особенно наглядно эта тенденция проявилась в начале 90-х годов. В условиях экономического спада фирмы перешли к политике жес­ткой экономии. Они сокращали количество командировок, объединяя не­сколько поездок в одну, вводили усовершенствованные системы связи для решения большинства вопросов на месте, бронировали недорогие сред­ства размещения и приобретали авиабилеты со скидкой. В отличие от ев­ропейских американские фирмы продолжали наращивать объемы финан­сирования. Несмотря на нестабильное экономическое положение, они увеличивали расходы на деловую часть поездки, экономя на организации отдыха и развлечений бизнесменов.

Типичный турист, путешествующий со служебными целями,- это мужчина среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный специалист или руководящий работник. Для делового туризма практиче­ски обязательным условием является владение английским языком.

Основной «поставщик» деловых туристов в Европе - Германия. Ежегодно свыше 5 млн немцев отправляются в командировки, из них 3% выезжают за рубеж, 21% путешествуют и за границу, и по своей стране, 76% совершают служебные поездки по Германии.

Средняя продолжительность служебной поездки в страны, располо­женные на другом континенте, составляет 12-13 дней, внутри региона- 5-6 дней, а по своей стране - 3-4 дня.

Среди европейских государств, принимающих потоки деловых лю­дей, выделяются кроме Германии Великобритания, Франция, Нидерлан­ды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бель­гия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС. Во Франции и Бельгии каждое 10-е прибытие осуществляется с дело­выми целями, в Великобритании - каждое 3-е.

Заметную роль на рынке бизнес-туризма играют страны Централь­ной и Восточной Европы. С началом перестройки в общественной и эко­номической жизни они стали предметом интереса для деловых кругов За­пада. В первой половине 90-х годов на постсоциалистическом пространстве этот сегмент туристского рынка развивался особенно динамично. Если общее число туристских прибытий в страны Центральной и Восточной Европы увеличилось с 1992-го по 1995 г. на треть, то со служебными це-

лями - на 60%. В результате доля бизнес-поездок в туристском потоке в регион была самая высокая в мире - около 30% в 1995 г. Исключение составляли две страны: Румыния, где падение объемов делового туризма в середине 90-х годов происходило вследствие роста темпов инфляции, и Болгария, которая не могла преодолеть затяжной кризис в финансовом секторе экономики и сокращение национального производства. Во второй половине 90-х годов в некоторых странах Восточной Европы первоначаль­ная эйфория в отношениях с Западом прошла и уступила место ровным деловым контактам. Темпы роста бизнес-поездок замедлились, их доля во въездных туристских потоках сократилась. Несмотря на это, ВТО прогно­зирует усиление привлекательности Центральной и Восточной Европы как рынка делового туризма в первых десятилетиях XXI в.

Стремительно развивается бизнес-туризм на американском континен­те. Каждая 8-я поездка в Новом Свете совершается со служебными целя­ми. Основные потоки деловых людей направляются в США, Канаду и Мек­сику, которые лидируют на всех сегментах туристского рынка в Западном полушарии. В этих странах в первой половине 90-х годов число бизнес-поездок неуклонно росло, но разными темпами. В США динамика слу­жебных поездок вписывалась в общую картину развития международного туризма. В Канаде объемы делового туризма увеличивались медленнее, чем число прибытий на отдых. В Мексике темпы роста бизнес-поездок превышали аналогичный показатель туристских прибытий в целом.

Поток деловых туристов набирает силу в Латинской Америке. С подъ­емом в экономике, расширением и укреплением торговых связей многие страны этого региона упрочили свои позиции на рынке делового туризма. Увеличивается число прибытий со служебными целями в Парагвай, Гва­темалу, Коста-Рику. В Перу в первой половине 90-х годов число прибы­тий росло особенно быстро, но с очень низкого стартового уровня, поэто­му это число по-прежнему остается незначительным.

В Юго-Восточной Азии первая половина 90-х годов характеризова­лась ростом числа служебных поездок, определявшим общую динамику туристских прибытий. В 1995 г. каждая 5-я поездка в регионе была дело­вой. Треть прибытий приходилась на Сянган (Гонконг), Сингапур и Тай­вань.

В Сянгане число бизнес-поездок за 1990-1995 гг. возросло вдвое, перевалив за 3 млн. Эта позитивная тенденция была прервана в 1997 г., когда Сянган перешел под юрисдикцию Китая. В течение первых трех месяцев после перехода, с июля по сентябрь 1997 г., число туристских прибытий в бывшую британскую колонию, в том числе со служебными целями, сократилось на 32% по сравнению с показателем за тот же период предшествующего года. Снизился процент загрузки отелей.

Подлинный бум делового туризма в середине 90-х годов переживала Индонезия. Новая индустриальная страна второй волны, она показывала самые высокие темпы роста прибытий деловых людей в регионе и к 1995 г. по числу бизнес-поездок обогнала Тайвань и Сингапур. Конец «индоне­зийскому чуду» положил финансовый кризис, разразившийся в Юго-Вос­точной Азии. Он особенно сильно ударил по Индонезии. Падение курса национальной валюты и последовавшие затем глубокий экономический и политический кризисы поставили ее на край пропасти. Массовые беспо­рядки, охватившие Джакарту, угроза голодных бунтов - все это привело к свертыванию деловых связей, оттоку бизнесменов из страны. Трагиче­ские события осени 2002 г. повлекли за собой дальнейший отток туристов.

В Африке и на Ближнем Востоке деловой туризм развивается нерав­номерно. Подъемы и спады в динамике прибытий зависят главным обра­зом от политической ситуации в регионе. Начало 90-х годов было относи­тельно спокойным как на африканском континенте, так и на Ближнем Востоке, где набирало силу движение за мир. По мере стабилизации поло­жения разворачивалась деловая активность. В последние несколько лет политическая обстановка на Ближнем Востоке накалилась до предела. С осени 2000 г. Израиль живет на пороге полномасштабной войны. Есте­ственно, это повлекло за собой спад не только познавательного, лечебно-оздоровительного и религиозного туризма, но и делового.

В Африке высокие темпы роста делового туризма показывали Рес­публика Конго, Зимбабве и Эфиопия. По прибытиям в абсолютном выра-жении'лидировали Египет, Южно-Африканская Республика и Марокко. На Ближнем Востоке основные потоки деловых людей устремлялись в неф­тедобывающие страны (Саудовскую Аравию и др.), а также в Израиль и Иорданию.

Во второй половине 90-х годов политическая ситуация обострилась. Эскалация напряженности на Ближнем Востоке, серия террористических актов в Африке (гибель туристов от рук исламских фундаменталистов в Египте, взрывы у американских посольств в Кении и Танзании) привели к спаду в деловом туризме. Перспективы его развития в обоих регионах неясны.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!