Гармонизация интересов бизнеса и общества — фактор решения социальных проблем

6 Фев 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В последние годы проблемы корпоративной социальной ответственности активно обсуждаются в деловых и научных кругах. Еще несколько лет назад социальная гуманность рас­сматривалась как альтернатива стратегии экономического роста. Многие известные экономисты утверждали, что кор­поративная социальная деятельность противоречит основной цели бизнеса - максимизации прибыли и тем самым пред­ставляет определенную опасность для общества. Однако к концу XX в., наряду с осознанием идеи устойчивого разви­тия, переосмыслены и концепции социальной ответственнос­ти. Пришло понимание, что узкая ориентация бизнеса на извлечение прибыли ведет к поляризации общества, обостряет проблемы социального неравенства и массовой бедности, тог­да как гармонизация отношений между бизнесом и обществом обеспечивает сбалансированный подход к решению многих социальных проблем. Сегодня никого не надо убеждать, что эффективная социальная деятельность положительно влияет на финансовые результаты компаний. Включение принципов социальной ответственности в долгосрочные стратегические планы корпораций рассматриваются как мощный стимул для повышения их экономической эффективности. Любой круп­ной компании, ориентированной на будущее, приходится ду­мать о своей репутации - ведь она дает существенные пре­имущества в конкурентной борьбе. Именно в социальной ори­ентации проявляется стремление к длительной и серьезной работе на рынке. Мероприятия, направленные на защиту ок­ружающей среды, улучшение условий труда, реализацию проектов поддержки здравоохранения, позволяют снизить производственные издержки и увеличить производительность труда. Компании все глубже осознают, что повышать произ­водительность труда и формировать новые рынки без здоро­вого населения невозможно. В экономически развитых стра­нах давление на корпорации оказывают и потребители. Все чаще условием для выстраивания их долгосрочных отноше­ний с поставщиком становится уверенность в его социальной благонадежности. И чем больше экономических структур раз­деляют подобную идеологию, тем стабильнее становится об­щество.

Россия входит в число стран с наибольшей социальной дифференциацией. Ее нужно преодолевать развитием соци­ального диалога, поддержкой социально ответственного пред­принимательства. В последние годы все отчетливее проявля­ется тенденция к усилению социальной активности российс­кого бизнеса. А для компаний, стремящихся стать транснаци­ональными, приобретение "социального имиджа" становится насущной необходимостью.

Между тем в России еще не созданы законодательные основы социально ответственной деятельности корпораций. До тех пор, пока они не будут разработаны, социальные воз­можности бизнеса не могут быть использованы с должной эффективностью. Отчасти этот правовой пробел восполняется принятием в крупных компаниях кодексов корпоративного поведения. Однако в условиях нашей страны социальная дея­тельность актуальна и для среднего бизнеса. Сотни компаний в той или иной форме участвуют в благотворительной дея­тельности, в реализации социальных программ территорий, на которых они работают. Очевидно, что при наличии необ­ходимой правовой, информационной и методологической под­держки у такой модели поведения российского бизнеса боль­шое будущее.

В современных экономических условиях одной из эффек­тивных форм взаимодействия трех основных общественных секторов - государственного, коммерческого и гражданского - становится "социальное партнерство", приобретающее все большее значение как инструмент регулирования соци­ально-трудовых отношений. Позитивное влияние на этот про­цесс оказывает законодательное оформление института со­циального партнерства в Трудовом кодексе Российской Фе­дерации. В нем заложены правовые основы для обеспечения баланса интересов всех сторон трудовых отношений, уста­новлены единые параметры организации, функционирования и развития социального партнерства, закреплены правовые механизмы и процедуры разрешения коллективных трудо­вых споров.

Кодексом предусматривается четыре формы взаимоот­ношений в сфере социального партнерства, обеспечивающих сочетание нормативного и договорного начала в регулирова­нии социально-трудовых отношений; это коллективные пе­реговоры, заключение договоров; взаимные консультации; урегулирование коллективных трудовых споров; участие работников в управлении предприятием, организацией.

В идеологии социального партнерства западные специа­листы на первое место ставят процедуры согласования и кон­сультаций на различных уровнях между объединениями ра­ботодателей и профсоюзами. В рамках такого диалога обсуж­даются главные социально-экономические проблемы, разра­батываются меры по защите интересов сторон. По такому же курсу движется и Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Растет эф­фективность ее работы и значимость решений. В то же вре­мя, как отмечают сами представители сторон, комиссии не всегда удается выбраться из привычных схем и стереотипов, многие серьезные вопросы остаются вне рамок ее рассмот­рения. Генеральное соглашение при всех его достоинствах еще страдает декларативностью, слаба его экономическая про­работка, нечетко сформулированы принципы решения акту­альных для общества проблем.

Если говорить о диалоге на уровне предприятий, органи­заций всех форм собственности, то показателем его эффективности может служить численность заключаемых коллек­тивных договоров. Она, как известно, составляет 5% от об­щего количества зарегистрированных в России организаций. В общей сложности ими охватывается немногим более 50% от среднесписочной численности работников. Большинство до­говоров заключается в организациях государственной и му­ниципальной форм собственности. Здесь есть о чем задумать­ся и работодателям, и профсоюзам.

Особый разговор о субъектах трудовых отношений в сфе­ре малого предпринимательства. В России около 900 тыс. ма­лых предприятий, где постоянно занято свыше б млн чел. Они создают около 12% валового внутреннего продукта. Как показывает опыт, трудовое законодательство других стран с рыночной экономикой учитывает реальные нужды и особен­ности малого бизнеса. Минтрудом России еще в 1999 г. разра­ботан проект Федерального закона "Об особенностях регули­рования трудовых отношений в сфере малого предпринима­тельства", но судьба его до сих пор не решена.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует, что механизмы социального партнерства работают эффективно там, где сложились необходимые для этого материальные и духовные предпосылки.

Речь идет о формировании цивилизованного корпуса предпринимателей, чьи экономические интересы не вступа­ют в непримиримые противоречия с критериями социальной справедливости. Второе не менее важное условие - реше­ние проблемы заинтересованного участия работника в уп­равлении предприятием, организацией. К сожалению, Тру­довой кодекс в этом отношении не открыл новых возможнос­тей и, по существу, сделал шаг назад. Такое положение сле­дует со временем исправить. Не надо бояться возвращения на новом уровне к таким утраченным стимулам участия ра­ботника в управлении, как соревнование, конкурсы, рацио­нализаторство. Следует только наполнить их современным со­держанием, и "человеческий фактор" даст свои результаты. В решении этого вопроса есть резервы у каждой из сторон социального диалога.

Определенным этапом в формировании правовых основ системы социального партнерства явилось принятие в конце 2002 г. Федерального закона "Об объединениях работодате­лей". В нем устанавливаются правовое положение объедине­ний работодателей, порядок их создания и деятельности. Прин­ципиальный характер имеют положения о независимости объединений работодателей, об их обязанности вести коллек­тивные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и объединения­ми, выполнять заключенные соглашения в части, касающей­ся обязанностей объединений работодателей. Закон предус­матривает и ответственность объединений работодателей за нарушение заключенных соглашений.

Работодатели могут объединяться по территориальному, отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому принципам, что позволяет им наиболее полно представлять свои права и интересы на различных уровнях. Именно по такому принципу развивались объединения работодателей в Швейцарии - стране с давними историческими традициями социального партнерства, где действует порядка 1000 эконо­мических союзов предпринимателей, лиц наемного труда. Мно­гочисленность объединений создает конкурентную среду, по­зволяющую гибко реагировать на социально-экономические процессы и согласовывать интересы их субъектов.

В Российской Федерации действуют федеральные законы о коллективных договорах и соглашениях, о профсоюзах, о Российской трехсторонней комиссии по регулированию соци­ально-трудовых отношений, специальный раздел о социаль­ном партнерстве Трудового кодекса. С принятием Федераль­ного закона "Об объединениях работодателей" формирование правовой базы для развития социального партнерства по глав­ным направлениям можно считать завершенным.

Это создает необходимые условия для активного сотруд­ничества профсоюзов, работодателей и государства в интере­сах всех участников трудовых отношений. Такое сотрудниче­ство будет способствовать формированию мотивации эффективного и производительного труда, росту доходов предпри­нимателей, обеспечению достойной заработной платы работ­ников и повышению уровня жизни населения.

За годы реформ Россия проделала огромный путь. Создана современная законодательная база, идет становление рыноч­ных институтов, складывается необходимая деловая культура. Наряду с этим меняется структура отношений между бизне­сом и социумом. Общество ожидает от предпринимателей не только качественных товаров и услуг по приемлемой цене, но и социальной стабильности, не только демонстрации высоких экономических результатов, но и реального содействия дос­тижению своих социальных целей. Решать эти задачи можно лишь на основе каждодневной совместной работы государства, бизнеса и структур гражданского общества.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!