Функции и специфические признаки административно-юрисдикционной деятельности полиции

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Административно-юрисдикционная деятельность полиции подразделяется на ряд функций. Каждая функция характеризуется обособленностью и однородностью, направленностью действий.

Выделяются 3 функции административно-юрисдикционной деятельности полиции: охранительная, воспитательная и регулятивная.

Охранительная функция реализуется посредством применения санкции, предусмотренной нормой административного права за совершение конкретного правонарушения.

В отличии от административного надзора административная юрисдикция не воздействует на динамику противоправного поведения, т.е. не предотвращает и не пресекает конкретное правонарушение, а вступает в действие уже после его совершения.

Налагая административное наказание, полиция воздействует на сознание и поведение, как правонарушителя, так и иных лиц с целью недопущения совершения ими иных (повторных) правонарушений.

Кроме того, в ходе осуществления административно-юрисдикционной деятельности сотрудники полиции выявляют причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений, и вносят в соответствующие предприятия, учреждения, организации, а также должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий.

Административные наказания призваны нести в себе не только кару, но и воздействовать на сознание и поведение как правонарушителей, так и других лиц с целью предупреждения совершения ими правонарушений. В этом состоит воспитательная функция административно-юрисдикционной деятельности полиции.

Регулятивная функция административной юрисдикции заключается в том, что она является одним из средств правового регулирования общественных отношений, охраняемых полицией.

Вышеизложенное понимание рассмотренных функций административно-юрисдикционной деятельности полиции необходимо дополнить рядом присущей ей специфических признаков, таких как:

- наличие административного правонарушения, которое является основанием ее осуществления;

- особые процессуальные формы установленные законом, в которых она осуществляется;

- издание юрисдикционного акта, который является ее результатом.

Принципы и особенности административно-юрисдикционной деятельности

В основе административно-юрисдикционной деятельности полиции лежат следующие принципы: законность, гласность, презумпция невиновности, равенства перед законом, право на защиту и национальный язык производства, экономичность и эффективность процесса, самостоятельность в принятии решения и персональная ответственность за наступивший результат, индивидуализация наказания, гуманность.

К особенностям административно-юрисдикционной деятельности полиции следует отнести следующие:

1. Широкий круг охраняемых полицией общественных отношений (широкий спектр видов дел об административных правонарушениях, рассматриваемых сотрудниками полиции).

Согласно ст. 23.3 КоАП РФ органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, включенных в девять глав (из семнадцати) особенной части Кодекса. Всего под юрисдикцию органов внутренних дел подпадают 68 статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, что составляет 17,3 % от общего количества видов административных деликтов, ответственность за которые установлена Кодексом (всего в КоАП РФ 392 статьи, установившие ответственность за административные правонарушения). Если учитывать, что ОВД составляют всего 1,6 % от общего количества органов административной юрисдикции, то явно просматривается значительный объем административно-юрисдикционной компетенции сотрудников полиции.

2.Внутриведомственная специализация при возбуждении дела об административном правонарушении, осуществлении административного расследования и при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Специализация правоприменительной административно-юрисдикционной деятельности полиции просматривается как в юрисдикционной стадии производства по делам об административных правонарушений, так и в стадии административного расследования (возбуждения) дела об административном правонарушении. В частности, протоколы об административных правонарушениях лиц, не достигнувших возраста 18 лет, составляют в основном сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). Возбуждение дел об административных правонарушениях (административное расследование) в сфере безопасности дорожного движения и их рассмотрение находится в компетенции сотрудников ГИБДД и участковых (старших участковых) уполномоченных полиции.

3. Регламентированность административно-юрисдикционной деятельности полиции как федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, так и ведомственными нормативно-правовыми актами.

Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел осуществляется в рамках производства по делам об административных правонарушениях, регламентированного КоАП. Субъекты РФ также вправе принимать законы, устанавливающие административную ответственность за нарушения тех правил, которые регулируются законами субъектов Федерации. Для регулирования отдельных сторон административно- процессуальной деятельности могут издаваться ведомственные нормативно-правовые акты

 ( приказы МВД РФ ).

4.Широкий круг должностных лиц, наделенных правом рассмотрения дел об административных правонарушениях (административно-юрисдикционной деятельности).

5.Право сотрудников полиции осуществлять упрощенное производство, назначая административное взыскание на месте правонарушения без составления протокола об административном правонарушении.

КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания без составления протокола. Статьей 28.6 Кодекса установлено, что в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф, который оформляется постановлением-квитанцией установленного образца (ч.1 ст.32.3).

6.Единоличный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

КоАП РФ закреплены как коллегиальные органы административной юрисдикции, так и субъекты, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях единолично.

К коллегиальным органам относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

К субъектам, рассматривающим единолично дела об административных правонарушениях, следует отнести судей, мировых судей, уполномоченных должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также уполномоченных должностных лиц органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст.22.1,ст.22.2 КоАП РФ).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!