Фридрих Энгельс

4 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в городе Бармене, в Рейнской провинции Прусского королевства, в семье фабриканта. Заслуга Ф. Энгельса состоит в том, что он вместе с Марксом выступил за переустройство общества.

Несмотря на то, что в настоящее время Ф.Энгельса и К.Маркса постоянно ругают, обвиняют во всевозможных грехах, следует отметить, что Ф. Энгельс всю свою сознательную жизнь посвятил научному обоснованию всемирно-исторической роли пролетариата, его идейному и политическому просвещению, делу борьбы за освобождение всех трудящихся от всякой эксплуатации, святому делу борьбы за коммунизм. Выработав научную теорию социализма и коммунизма, правильно отражавшую закономерности исторического развития общества, Энгельс превратил социализм из утопии в науку, и тем самым стихийное движение рабочего класса против своих поработителей они превратили в сознательную борьбу за революционное свержение капитализма, за победу коммунизма.

Разработанные Энгельсом философия диалектического и исторического материализма, научная политическая экономика и научный коммунизм составляют три основные части марксизма, каждая из которых - это результат критической переработки, освоения и дальнейшего развития всей истории человеческого мышления вообще и немецкой классической философии, английской политической экономии и французского утопического социализма в частности.

Все исследователи отмечают, что Ф. Энгельс, внесший свой собственный вклад в разработку марксистского учения во всех его трех основных частях, был широко эрудированным человеком, ученым, глубоким философом, историком, филологом, экономистом, политиком и литературным критиком, вникал в самые узловые проблемы естествознания, занимался он и военным делом.

Вместе с Марксом, а сначала независимо от него Энгельс быстро прошел путь от радикального буржуазного демократизма к революционному научному коммунизму и диалектическому материализму. Будучи еще гимназистом, Энгельс возненавидел самодержавие и произвол чиновников прусского полицейского государства. В молодости он знакомится и начинает сотрудничать сначала с представителями литературного прогрессивного течения «Молодая Германия», а затем принимает активное участие в кружке «младогегельянцев», где выступает как представитель радикальных, буржуазно-демократических и атеистических взглядов. Однако Энгельс скоро понимает, что его не удовлетворяет умозрительное философское настроение «младогегельянцев», подменявших действительную политическую борьбу фразерством, и стремится связать философию с действительностью, с классовой борьбой, политикой. Впоследствии Энгельс, будучи еще младогегельянцем, не основе глубокого изучения философии Гегеля сделал революционные выводы из его диалектики, глубже вникнул в общественную жизнь капиталистического мира. Известное гегелевское положение «все действительное разумно, все разумное действительно» реакцией использовалось для обоснования того, что прусская монархия - это высшее совершенство, венец исторического развития. Для Энгельса диалектика служила теоретическим доказательством борьбы с существующей действительностью, в этом именно он видел сущность закономерного развития общества. Мировоззрение Маркса и Энгельса, впитавшее все прогрессивное в гегелевской философии, развивалось дальше к диалектическому материализму и коммунизму. Плодом революционно-демократических взглядов Энгельса явились его «Письма из Вуперталя» (1839 г.), в которых он показывает нищенское положение рабочих, их эксплуатацию, памфлет «Шеллинг и откровение» (1842 г.), открыто провозглашающий атеизм, и другие.

1842 - 1844 гг. - это период, когда Ф. Энгельс вместе с Марксом переходит от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Окончив военную службу в 1842 г., он переезжает в Англию, в центр текстильной промышленности Манчестер, где ближе знакомится с рабочими, с их жизнью, чаяниями. Здесь «...он ходил по грязным кварталам, где ютились рабочие, сам своими глазами видел их нищету и бедствия». Энгельс много читал о положении рабочего класса Англии, и свои взгляды об экономическом и политическом положении и борьбе классов внутри страны он синтезировал в серии статей, опубликованных в редактировавшейся Марксом «Рейнской газете», а также «Немецко-французском ежегоднике», на страницах которых он вместе с Марксом выступает уже как идеолог пролетариата.

Результатом критического изучения произведений социал-утопистов и буржуазной политической экономии явились «Наброски к критике политической экономии», названные впоследствии Марксом гениальным очерком, в котором «...были уже сформулированы некоторые общие принципы научного социализма».

Итогом глубокого изучения общественной жизни и борьбы английского пролетариата явилась книга Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845 г.), ставшая «ужасным обвинением капитализма и буржуазии».

Конечно, до Энгельса много писали о страданиях рабочего класса, однако он первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс, но и деятельный, творческий, способный завоевать политическое и экономическое господство в обществе. В противоположность социал-утопистам, мечтавшим о социализме без политической и классовой борьбы, Энгельс подчеркивал, что социализм лишь тогда может стать силой и превратится из мечты в реальную действительность, когда он станет целью политической борьбы рабочего класса. Здесь, как и во всех произведениях Энгельса, красной нитью проводится мысль о том, что коммунизм служит всеобщему прогрессу человечества. Пусть сейчас, когда мы строим капиталистическую Россию, это звучит чересчур утопично, но мне кажется, что вполне возможно эта утопия когда-нибудь сбудется.

Энгельс разрабатывал научную теорию о диктатуре пролетариата. Противопоставляя диктатуре буржуазии диктатуру пролетариата, Энгельс вместе с Марксом боролся за создание политической партии, способной повести массы на завоевание власти. Теоретическому и практическому обоснованию такой партии Маркс и Энгельс посвятили всю свою деятельность со дня их знакомства, состоявшегося в Париже в августе 1844 г. Уже в таких первых совместных трудах, как «Немецкая идеология» и «Святое семейство», они заложили фундамент революционного мировоззрения, сформулировали философские основы научного коммунизма - диалектического и исторического материализма.

Огромную роль в деле создания Союза коммунистов и подготовки его первого конгресса (июнь 1847 г.) сыграл Энгельс, написав вскоре после этого ко второму Конгрессу Союза набросок программы Союза коммунистов - «Принципы коммунизма».

В частности, в этом наброске, написанном Энгельсом в 1846 г., уже четко были сформулированы следующие пункты основной задачи пролетарской партии:

1) отстаивать интересы пролетариата в противоположность интересам буржуазии;

2) достижение этого путем ликвидации частной собственности и замены ее коллективной собственностью;

3) признание того, что осуществление этих целей возможно лишь путем насильственной демократической революции.

Эти основные идеи «Принципов коммунизма» получили свое дальнейшее развитие в совместном гениальном творении Маркса и Энгельса - в «Манифесте коммунистической партии» (февраль 1848 г.), первом программном документе международного коммунизма, в котором марксизм во всех своих составных частях - политической экономии, философии и социализма (стратегии и тактики пролетариата) - представлен как цельное и глубоко последовательное мировоззрение.

«Манифест коммунистической партии» - первый программный документ международного пролетариата. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества». В «Манифесте» Маркс и Энгельс рассмотрели закономерности развития общества на основе разработанного ими мировоззрения, поставили перед рабочим классом великую цель - свержение капитализма путем социалистической революции, построение коммунистического общества. Все содержание «Манифеста» опять же проникнуто идеей диктатуры пролетариата, пролетарского интернационализма.

Ф. Энгельс вместе с К. Марксом принял активное участие в революции 1848 - 1849 годов. Для идейно-практического руководства революцией ими был создан Центральный партийный орган - «Новая Рейнская газета» (главный редактор К. Маркс), первый номер которой вышел 1 июня 1848 г. На страницах «Новой Рейнской газеты» Энгельс в своих пламенных статьях последовательно защищал революционно-демократическую программу Союза коммунистов, отстаивал интересы пролетариата в буржуазной революции, призывал европейский пролетариат к свержению диктатуры буржуазии.

Итоги революции 1848 - 1849 гг. Энгельс резюмировал в своих трудах «Крестьянская война в Германии» (1850 г.) и «Революция и контрреволюция в Германии» (1852 г.). В своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс поставил вопрос о неизбежности исчезновения классов и государств, о диктатуре пролетариата, о государстве эксплуататоров и государстве пролетарском, о государстве и революции, о пролетарской демократии против буржуазной демократии и др.

На опыте Парижской Коммуны Энгельс обогатил теорию диктатуры пролетариата. После Парижской Коммуны все указания Энгельса о первоочередных задачах пролетариата в социалистической революции сводятся к использованию опыта Парижской Коммуны. На вопрос, что такое диктатура пролетариата, Энгельс отвечал: «Посмотрите на Парижскую Коммуну. Это была диктатура пролетариата».

Касаясь вопроса социалистической революции и завоевания диктатуры пролетариата, Энгельс указывал на необходимость организации пролетариата. Для этой цели он требовал укрепления классового характера пролетарской партии, повышения сознания пролетариата, его боеспособности. Маркс и Энгельс совместно заложили основы организации, стратегии и тактики пролетарской партии, что способствовало превращению марксистской теории в революционную практику. В. И. Ленин так характеризует Энгельса в связи с этим: «...глубочайшее понимание коренных преобразовательных целей пролетариата и необыкновенное гибкое определение данных задач тактики, с точки зрения этих революционных целей и без малейших уступок оппортунизму и революционной фразе». Они воспитывали рабочий класс в духе пролетарского интернационализма, нашедшего свое яркое выражение в провозглашенном ими лозунге - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Кроме всего прочего, Энгельс вместе с Марксом был вдохновителем и организатором создания I Интернационала - «Международного товарищества рабочих». Как одному из основоположников марксизма Энгельсу принадлежит заслуга в обосновании и разработке проблем марксистской политической экономии. Благодаря Энгельсу Маркс познакомился с английским социализмом и приступил к более глубокому изучению политэкономии.

В «Очерках критики политической экономии», получивших высокую оценку Маркса. «Положение рабочего класса в Англии», «Анти-Дюринге», в рецензиях: «К критике политической экономии» и «Капитала» Маркса, а также в других своих трудах Энгельс дал глубоко обоснованное решение проблем марксистской политэкономии.

«Капитал» также создавался в тесном сотрудничестве Энгельса и Маркса. Известно, что Энгельс оказывал Марксу огромную помощь в работе над «Капиталом». Энгельсу принадлежит заслуга как автору, издателю и редактору II и III томов «Капитала». Энгельс, издавая II и III тома, учел новые явления в политико-экономическом развитии капитализма после смерти Маркса. В частности, он отмечал новые тенденции в развитии капитализма - роль биржи и банков, трестов и других крупных объединений в промышленности и т. д.

Энгельс вошел в историю как мыслитель, внесший свой огромный вклад в историю философии вообще и философию марксизма в частности. В своих трудах, посвященных проблемам философии, осмысливая огромный фактический материал, накопленный философией за более чем 2000-летнее ее существование, начиная с Гераклита и Аристотеля и кончая Гегелем, Энгельс создал диалектический и исторический материализм - философию марксизма, изучающую общие законы природы, общества и человеческого мышления. «Маркс и Я, - писал Энгельс, - были, пожалуй, единственными людьми, которые из немецкой философии спасли сознательную диалектику, перенеся ее в материалистическое понимание природы и истории».

Несмотря на все вышесказанное, не следует думать что Энгельс – зацикленный марксист. Это выдающийся философ. Энгельсу принадлежат труды, специально посвященные философии: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» и Другие, которые внесли большой вклад в обоснование, разработку, защиту и в дальнейшее развитие теоретических основ марксизма, в формирование марксистских кадров во всем мире.

В «Анти-Дюринге» разобраны вопросы из области философии, естествознания и общественных наук... это содержательная и поучительная книга, где Энгельс четко излагает основы материалистической диалектики, раскрывает диалектику практической и духовной деятельности человеческого познания, объективный характер законов природы и общества. Разрабатывая проблемы исторического материализма, он обосновывает происхождение частной собственности, государства, вскрывает особенности развития общества. Диалектически и материалистически осмыслив мир, он пришел к выводу, что как в основе всех явлений природы лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных производительных сил. Положение о том, что бытие людей определяет их сознание, Энгельс оценивает как такое, откуда вытекают в высшей степени революционные выводы не только для теории, но и для практики.

В разделе «Политическая экономия» Энгельс изложил основы политической экономии, дал определение политэкономии и ряда других проблем под углом зрения философского их осмысления. Равным образом в разделе «Социализм» он дает стройную теорию марксистского научного социализма, его отношение к утопическому социализму и ряд других кардинальных проблем социализма.

Дальнейшую разработку диалектический и исторический материализм получили в «Людвиге Фейербахе», где Энгельс излагает развитие марксистской философии в аспекте ее отношения к предшествовавшей философии. Здесь большим достижением явилась формулировка им основного вопроса философии, в результате чего Энгельс установил два основных противоположных направления в философии - материализм и идеализм, борьба которых проходит через всю историю философии. Тем самым впервые в истории философии был найден критерий для решения вопроса об отношении бытия и мышления, который дает ключ для принципиального отличия материализма от идеализма.

Энгельс не признавал философию, которая стоит вдали от всякой политики, идеологии и общественной жизни вообще. Таким образом, Энгельс в философии обращает свое главное внимание на ее действенную сторону, на то, как она воздействует на общественную жизнь, и рассматривает философию как теоретическое оружие для преобразования общественной жизни.

Разработав проблемы философии и диалектической логики применительно к вопросам естествознания, Энгельс дал блестящий образец решения философских проблем естествознания. Переворот, происходивший ко времени Энгельса в естествознании, и огромный фактический материал, накопленный в истории естествознания, требовали своего осмысления. Энгельс, диалектически осмысливая великие открытия естествознания XIX в., показал их материалистическое значение в специальном труде «Диалектика природы», являющемся образцом диалектико-материали-стического подхода к проблемам естествознания. В «Диалектике природы» Энгельс исследует философские проблемы истории естествознания, физики, химии, математики и т. д. Сегодня «Диалектика природы» продолжает иметь неоценимое значение для философского осмысления новых открытий науки.

Как я уже упоминала выше, с крахом СССР, с переоценкой «советского наследия», на волне антикоммунистических настроений, очерняется много хороших идей, творчество многих советских деятелей и т.д. В первую очередь это коснулось творчества классиков марксисткой науки. Во многом это коснулось и творчества Фридриха Энгельса. Энгельса часто обвиняют в плагиате (что он якобы тень гения Маркса) – несправедливый упрек – любой, кто читал его работы, поражается чистотой идеи, ясностью языка.

Обвиняют Энгельса и ограниченности, зацикленности на марксизме и идеях революции. Опять же позволю себе не согласиться с этим мнением: Энгельс был разносторонне одаренным ученым, блестящим литературным критиком, занимался проблемами языкознания и философии, глубоко вникал в военное искусство и был первым пролетарским военным теоретиком.

Ф. Энгельс в воспоминаниях близко знавших его современников - не только гениальный мыслитель и революционер, но также человек большой души, вобравший в себя самые благородные человеческие качества. До конца своих дней Энгельс сохранил свойственную ему кристально нравственную чистоту, скромность, простоту и правдивость.

Энгельс всегда оставался неизменно гостеприимным, всюду вносил оживление, был душой компании, любил шутить и заразительно смеялся. Он, обремененный множеством работы, всегда находил время, чтобы вспомнить о своих друзьях, подать им совет или помочь в нужное время. Его знание и влияние никогда не делали его высокомерным. Энгельс всегда открыто высказывал свое мнение независимо от того, как на это реагировали другие. Такой человек, на мой взгляд, однозначно заслуживает хотя бы простого уважения.

Список литературы

Горбачев В.Г. История философии. – М.: Курсив, 2000.

Джохадзе Д. Фридрих Энгельс // Диалог. – 1996. - №.1. – С. 78 – 81.

Краткий очерк истории философии. – М.: Мысль, 1981.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М.: Высшая школа, 1989.

Реале Д. История философии. – СПб.: Петрополис, 1996.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - М.: Политиздат, 1982.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(234.5 KiB, 37 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!