Формы призрения детей в 19 веке

В России к началу 20 века насчитывалось более 900 воспита­тельных домов и приютов закрытого типа. 80 % воспитанников этих заведений были сиротами и полусиротами, остальные фор­мально имели родителей, но по сути являлись беспризорными или же происходили из семей, которые не могли обеспечить для них средства к существованию. Содержались эти учреждения на 70 % за счет частных средств и лишь на 5 % - за счет средств государства; остальную часть составляли средства, выделяемые земствами.

Интересный тип заведений для детей представляли собой ре­месленные мастерские, где были ученики как находившиеся на полном содержании, так и приходящие. В этих заведениях дети обучались не только различным ремеслам, но также грамоте и математике. Содержались ремесленные мастерские в основном на средства частных лиц и благотворительных обществ. Например, учебная кузнечно-слесарно-столярная мастерская имени писате­ля Аксакова была создана мелкими землевладельцами Самарской губернии при Аксаковской вотчине. В ней обучались 15 детей, живших в интернате при мастерских, и 10 детей, приходивших из окрестных сел. В Астрахани купцы Макаровы и Шульгины на свои средства создали ремесленную школу на 60 мальчиков. Были орга­низованы и многочисленные трудовые пункты, которые давали детям работу на дом и занимались затем ее сбытом. В сельских местностях начали появляться сельскохозяйственные колонии, имевшие те же цели.

Самой распространенной формой оказания социальной помо­щи были различного рода учреждения и общества «вспомоще­ствования» нуждающимся учащимся учебных заведений. Они су­ществовали практически при каждом учебном заведении по всей России. Такие общества содержали общежития, столовые, где нуж­дающихся учеников кормили бесплатно. Учащимся предоставля­лись денежные пособия или оплачивалось обучение тех, кто осо­бо нуждался в средствах. Здесь же детям помогали одеждой, обу­вью, книгами. Формальности при оказании помощи были сведе­ны к минимуму - достаточно было письма от учителя, что уче­ник нуждается в помощи.

После эпохи Екатерины II знаменитой вехой в разви­тии общественного призрения были благотворительные об­щества и союзы. Среди них особое место занимают "Учреж­дения императрицы Марии Федоровны".

12 ноября 1796 г. Императрица Мария Федоровна (суп­руга Павла I) приняла на себя непосредственное началь­ствование над Воспитательным обществом благородных де­виц и мещанским его отделением. На другой же день после своего назначения Императрица пожаловала Обществу в ежегодную выдачу из своей казны по 15 тыс. рублей. Сумма эта легла в основание так называемого кассетного капита­ла. Несмотря на ежегодные из него расходы, капитал этот быстро возрастал и за время управления Марии Федоров­ны достиг 1,3 млн руб. серебром. 2 мая 1797 г. Императрица, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и ме­щанское училище, приняла по воле Государя главное на­чальствование и над Воспитательными домами, Сохранны­ми казнами и Коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, впоследствии названному ее именем.

Вступив в управление, Императрица назначила из сво­их средств ежегодно по 9 тыс. руб. на содержание грудных младенцев с кормилицами.

Особое внимание Мария Федоровна обратила на Вос­питательные дома. За 30 лет из поступивших в них 65 тыс. младенцев в живых осталось 7 тыс. Императрица заключи­ла, что ужасающая смертность детей связана главным об­разом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге Государь пожаловал Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. (В этих зданиях Воспитательный дом распола­гался до 1917 г.) Императрица реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член "высокого и знатного рода" сверх участия в общем управлении заведовал отдель­ным учреждением или частью учреждения, причем "без вся­кого вознаграждения, из любви к Отечеству и человече­ству". Мария Федоровна также заботилась об увеличении доходов Воспитательных домов. Вступив в управление, Им­ператрица обнаружила, что кредит Сохранных казен упал, обороты значительно сократились.

Благодаря энергичным мерам, предпринятым Императ­рицей, Сохранные казны быстро оправились, и уже в 1799 г. из их доходов заимообразно была отпущена значительная сумма Государственному Казначейству для завершения стро­ительства Вытегорского канала, названного в честь Импе­ратрицы "Мариинским". К. 1812 г. обороты казен представляли огромную по тому времени сумму в 105 млн руб.

Заботясь об устройстве уже существующих, Императ­рица открывала и новые учебные и благотворительные за­ведения. К 1802 г. в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Ека­терины. В 1807 г. основан Павловский военно-сиротский ин­ститут, в 1817 г. — Харьковский институт благородных де­виц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы. Причем началь­ству предписывалось заботиться не только о трудоустрой­стве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по де­лам воспитанниц и после выпуска их из заведения. Уставы этих первых учреждений сохранились неизменными до 1913 г.

Императрица заботилась о воспитании дочерей ниж­них чинов армии и флота. В 1820 и 1823 гг. были открыты два училища для солдатских дочерей полков лейб-гвардии. Для детей нижних чинов морского ведомства в 1826 г. уч­реждены училища в Севастополе и Николаеве. Кроме того, в 1806 г. на своей даче в Павловске (близ Санкт-Петербур­га) Мария Федоровна на свои средства открыла училище для глухонемых детей обоего пола.

Интересен опыт Руковишниковского приюта. Главная задача этого за­ведения - перевоспитание малолетних преступников, приучение воспитанников к свободе, самостоятельности. Для этого была разработана целая система. Новичок, который пользовался доверием в течение месяца, полу­чал отличительный знак - погон, затем его могли отправить за мелкими покупками, доверяли и другие дела. По высочайшему повелению, мало­летних преступников, минуя тюремное заключение, направляли в приют. Приют посещали студенты юридического факультета Московского уни­верситета. За год призревалось более 100 человек, в основном выходцев из крестьян, половину воспитанников отдавали в обучение мастерам, ос­тальные обучались работам в собственных мастерских, которые выручали в год около 2 тысяч рублей. Мастерские работали на заказ, невостребо­ванные изделия реализовывались в собственном магазине. При этом дети обучались грамоте, занимались музыкой. В приюте был хор, оркестр, библиотека. Из приюта каждый воспитанник выпускался с необходимым для ремесла инструментом и денежным пособием, но мог работать в мас­терских для окончивших приют, которые предназначались для поддержки выпускников и присмотра за ними со стороны попечителей приюта. Па­тронат над выпускниками осуществлялся собственными силами в течение трех лет. Отмечалось всего 6-9% рецидива у воспитанников, по сравне­нию с 96% рецидива у отбывающих наказание в тюрьме.

 

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!