Формы организации обучения истории

16 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ПЛАН:

§ 1. Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе……………………………………………..с.3-7
§ 2. Требования, предъявляемые к современному уроку
истории……………………………………………………………с.7-9
§ 3. Образовательно-воспитательные и развивающие цели каждого урока и системы уроков по теме, разделу, курсу………………с.9-19
Список литературы………………………………………………………..с.20

§1. Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе

Занятия с учащимися имеют различные формы и виды. Это могут быть уроки, консультации, зачеты, семинары и конференции, учебные экскурсии. Основная форма обучения в массовой государственной школе -классно-урочная, когда класс - это группа учащихся примерно одинакового возраста и постоянного состава, получающая единые базовые знания. Урок - это занятие с классом учеников продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы, а их содержание - школьные программы и Госстандарт.
Образовательно-воспитательные и развивающие задачи школьного курса истории реализуются на каждом уроке путем рационально выбранных учителем средств и методических приемов обучения. Урок - часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Как элемент процесса обучения урок характеризуется всеми его чертами, одновременно являясь и основной его формой. «Урок - это организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения».
Урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом данном отрезке временив Сквозные взаимосвязи процессов и закономерностей устанавливаются из урока в урок учащимися под руководством учителя по проблемам экономического, социально-политического, историко-культурного и других аспектов содержания. В этом случае мы имеем несколько систем уроков, где преимущественно рассматриваются: 1) вопросы экономической жизни общества в последовательно сменяющие друг друга исторические эпохи; 2) социально-политические аспекты жизни общества; 3) историко-культурное содержание и др.
В каждой такой системе имеются свои подсистемы содержания. Так, в истории социально-политических отношений каждой исторической эпохи просматриваются изменения классовой структуры, политического строя, внутренней и внешней политики, политических учреждений, классовой борьбы в антагонистических формациях и др. Процесс изменения социально-политической жизни общества изучается в системе взаимосвязанных уроков, часто отдаленных друг от друга значительным временным промежутком. Все эти внутренние взаимосвязи содержания необходимо постоянно иметь в виду, отчетливо представлять место каждого урока не только в очередной теме, но в разделе и курсе, с тем чтобы побуждать учащихся актуализировать имеющиеся прошлые сведения по данной сквозной проблеме и соединять их с новыми, изучаемыми на уроке знаниями.
Усвоение логически завершенной части содержания курса осуществляется в процессе взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на их обучение, воспитание и развитие.
Результативность урока достигается прежде всего знаниями, умениями и личными качествами учителя, который рационально решает задачу отбора главного, основного учебного материала на урок, определяет средства и методы изучения, организует целесообразную, отвечающую особенностям содержания и уровню развития деятельность учеников на уроке и дома.
На качество уроков влияют и другие факторы, которые могут или способствовать осуществлению замысла урока или его тормозить, обесценивать. Важными среди них являются и дисциплина учащихся, и продуманная организация их работы на всех этапах урока. На результативность урока существенно влияет наличие необходимого оборудования: от кусочка мела до полной исправности всех ТСО; даты и ход событий лучше усваиваются, если на доске учитель запишет их календарь. Изображенные на доске новые термины или имена исторических деятелей помогут учащимся запомнить их правильное произношение и написание.
Опоздания на урок учеников, а тем более учителя, действуют отрицательно на его начальную стадию, а «забывание» вовремя вывесить соответствующую историческую карту или учебную картину, неисправности того или иного технического средства по существу обесценивают урок, который ведь не только обучает истории, но и воспитывает своим содержанием, методическими приемами, организацией, дисциплиной, коллективной и индивидуальной деятельностью, обликом учителя.
В практике обучения истории проводят уроки, сходные по каким-либо общим признакам. Исходя из них ученые определяют типы уроков. Их классифицируют на основе содержания; дидактической цели; способов проведения; звеньев процесса обучения. А. А. Вагин считал, что в основе характеристики типов уроков  находятся такие звенья процесса обучения, как подготовка учащихся к восприятию нового; сообщение исторических данных; организация осмысливания и закрепления; выработка умений и навыков исторического мышления; обучение применению знаний;  проверка знаний..
По его мнению, в процессе обучения основные звенья могут сокращаться или расширяться, выступать слитно, одновременно или раздельно, осуществляться на одном или на нескольких уроках. В соответствии с этим на практике проводятся уроки, содержащие все звенья или характеризующиеся преобладанием какого-либо одного звена. Сочетание звеньев обучения называется структурой урока.
В других классификациях за основу берется ведущий метод (урок-лекция, урок-диспут, киноурок, урок-беседа, лабораторное занятие); деятельность учащихся (урок обобщения, проблемный, простого воспроизведения); характер материала (урок изучения фактов).
В особый тип можно выделить урок формирования умений и навыков. Вот как это обосновал А. А. Вагин: «Умения и навыки работы с картой, картиной, иллюстрацией в учебнике, составления таблиц, планов, конспектов мы вырабатываем почти на каждом уроке в связи с изучением нового материала или его повторением и обобщением. Но в какой-то момент, на какой-то очередной ступени школьного курса нам необходимо посвятить 25-30 минут показу учащимся новых приемов записи, работы по контурной карте, работы с учебником». Такая работа ведется на уроке формирования умений и навыков.
Иногда с таких же позиций подходят к проблемному уроку, на что Н.Г. Дайри резонно замечал, что нет смысла выделять в особый тип проблемный урок с творческим применением знаний и умений. Проблемность и творческие задания могут применяться на любом уроке, лишь бы позволяли познавательные возможности класса и уровень подготовленности учеников.
Классификация уроков. Большинство дидактов и методистов за основу классификации уроков берут звенья процесса обучения и соответствующую им главную обучающую задачу урока. В соответствии с этим подходом выделяют урок вводный, изучения нового, комбинированный (смешанный), контрольный, урок проверки и учета знаний, повторительно-обобщающий.
Выбирая тип урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Тип урока зависит также от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других факторов.
Уроки одного и того же типа могут быть разных видов, отличаясь в зависимости от ведущего метода. Например, вводный урок можно провести в виде лекции, экскурсии, беседы или сочетания рассказа и беседы. Определяя систему уроков по разделу и теме, следует иметь в виду, что изучение нового опирается на пройденное старое, а в процессе изучения нового закрепляется ранее изученное. Более подробно рассмотрим уроки, выделенные по соотношению структурных звеньев обучения и основной обучающей задаче и цели в третьем параграфе контрольной работы.

§ 2. Требования, предъявляемые к современному уроку истории
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:
• формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
• изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
• проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
• прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.
Теперь выделим специфические требования к урокам истории. К таким требованиям можно отнести следующие:
1) полноценность исторического содержания, педагогического замысла урока, его соответствие поставленным задачам;
2) научность знаний;
3) достоверность исторических фактов;
4) применение разнообразных источников знаний;
5) отбор главного для формирования базовых знаний, ключевых проблем;
6) мотивация и дифференцированность обучения;
7) высокая степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, их познавательной активности;
8) охват работой всех учащихся;
9) воспитание интереса к истории;
10)  правильный выбор типа урока, средств и методов его проведения;
11)  соответствие приемов учебной работы педагогическому замыслу, содержанию и познавательным возможностям учащихся;
12)  единство деятельности учителя и учащихся.

§ 3. Образовательно-воспитательные и развивающие цели каждого урока и системы уроков по теме, разделу, курсу.

Каждый урок в зависимости от формы, типа имеет свои цели и задачи. Рассмотрим их.
Уроки вводный и изучения нового материала
Цели и задачи уроков. Вводный урок должен помочь учащимся восстановить в памяти основные знания предыдущего курса и дать общую характеристику нового курса истории. В содержании вводного урока важны установки, помогающие ученикам войти в новую тему. При необходимости на этом или последующих уроках учитель выявляет уровень базовых знаний учащихся, их основных умений.
К типу урока изучения нового материала можно отнести такие его виды: урок изложения материала учителем; школьная лекция; урок-экскурсия; киноурок; урок с сообщениями и докладами учащихся. На уроках изучения нового материала этот вид учебной деятельности будет преобладающим и займет весь урок или большую его часть. В меньшей степени на нем могут быть закрепление, повторение и проверка знаний учащихся. Чаще всего такие уроки проводятся при изучении темы, не связанной с предшествующими уроками, или темы, где придется давать и разъяснять много сложных представлений и понятий. Такой урок называют комбинированным.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!