Формы общения. Функции педагогического общения

Существуют диаметрально противоположные  моноло­гическая и диалогическая  формы педагогического общения. В пер­вом случае существуют субъект-объектные отношения, где объек­том является ученик, студент, класс, группа. Во втором — субъект-субъектные отношения, при котором педагог взаимодей­ствует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских от­ношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятель­ности преподаватель отходит от привычных представлений о тру­де педагога, где один (педагог) должен учить и направлять раз­витие, воспитывать, а другие — учиться и развиваться под его руководством. Каковы же условия плодотворного педагогичес­кого общения на основе педагогического сотрудничества?

  1. Педагогическое сотрудничество — двусторонний процесс, основанный на взаимодействии преподаватель — студент, успеш­ность которого зависит от деятельности и личности педагога и де­ятельности обучаемого.
  2. Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности обучаемого, способствуя их максималь­ному проявлению.
  3. Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск преподавателем оптимальных пе­дагогических решений.

Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях,  проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения.

Педагогическое общение выполняет прак­тически все основные функции, которые реализуются в обыден­но-житейском непедагогическом общении. Наряду с этим функ­ции педагогического общения имеют свои от­личительные особенности.

Информационная функция заключается в передаче через обще­ние определенной информации житейского, учебно-методичес­кого, поискового, научно-исследовательского и иного характера. Реализация этой функции способствует трансформации накоп­ленного жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает про­цесс приобщения личности к материальным и духовным ценнос­тям общества. В процессе обучения учитель выступает перед уча­щимися как один из основных источников учебной информации в конкретной области науки, литературы, искусства или практи­ческой деятельности. Поэтому общение с учителем способствует трансформации соответствующей информации учащимся.

В современной школе каждый педагог входит в состав конкрет­ного методического объединения учителей-предметников, класс­ных руководителей, воспитателей группы продленного дня.

Воспитательная функция педагогического об­щения занимает или, по крайней мере, должна занимать цент­ральное место. Ведь один из главных смыслов взаимодействия с пе­дагогом заключается в том, чтобы способствовать приобщению растущего человека к сложившейся в обществе системе культур­ных и нравственных ценностей, к культуре общения с окружаю­щими людьми. Благодаря общению с педагогом, в роли которого может выс­тупать родитель, учитель, тренер, школьник получает возмож­ности не только для присвоения определенной порции знаний о правилах взаимоотношений окружающих людей. Он погружает­ся в сложный и противоречивый мир человеческих отношений и ощущает то, что испытывает взрослый: и удовлетворение от хо­рошо выполненной работы, и возмущение от чьей-то расхлябан­ности, и печаль от утраты близкого человека.

Функция познания людьми друг друга.  Педагогу важно знать особенности фи­зического, интеллектуального, эмоционального и нравственно­го развития каждого из своих учеников, особенности его отноше­ний к учению, труду, людям, самому себе. Учащимся также дале­ко не безразлично, кто работает с ними, что представляет собой учитель как специалист и как человек. Поэтому через общение и совместную деятельность педагог и воспитанники познают друг друга.

В педагогическом общении реализуется функ­ция организации и обслуживания той или иной предметной дея­тельности: учебной, производственной, научной, познаватель­ной, игровой и иной. Вплетенное в конкретный вид деятельнос­ти, общение выступает способом ее организации. Оно как бы отодвигается на задний план и выполняет на первый взгляд лишь второстепенную, вспомогательную роль, поскольку на пер­вый план выходит дело, достижение его задач. Благодаря общению осуществляется эмоциональная заражае­мость учащихся, поднимается их настроение, возникает мажор в жизни класса. Особенностями общения объясняется желание учащихся выполнять деятельность, предложенную одним учите­лем, и отторжение той же самой деятельности, предложенной другим педагогом. Именно этим объясняется такой встречающий­ся в школьной практике парадокс, когда учитель, обладающий огромными познаниями и способный решить самые сложные за­дачи из пособий для поступающих в вуз, бывает неинтересен сво­им ученикам, а педагог, имеющий более низкую предметную подготовку, становится душой ученического коллектива и пользу­ется уважением учащихся.

Реализация потребности в контакте с другим человеком — не ме­нее важная функция общения. Партнеры общаются не ради того, чтобы обязательно создать что-то материальное или решить ка­кую-то жизненно важную проблему, а в силу явно выраженной потребности в контакте с другой личностью. В школьной практике нередки случаи, когда ученик приходит к учителю не за помощью по предмету, а «просто так», чтобы по­быть со своим наставником некоторое время, поговорить с ним о чем-либо, чтобы «просто пообщаться». Современные школьники, несмотря на большое число контактов с окружающими, довольно часто испы­тывают дефицит именно такого общения.

В педагогическом общении реализуется функ­ция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора обще­ния. В реальных жизненных ситуациях, особенно в тех, где взаимо­действуют учитель и ученики, очевидно определенное «неравно­весие» партнеров, как бы ни были демократичны их отношения. Родитель или учитель, как правило, обладает большим жизнен­ным опытом, значительным объемом знаний и умений, более стабильным социальным положением, нежели его дети или уче­ники. Такое преимущество дает определенные права на проявле­ние своей компетентности как в конкретных областях научных знаний, так и в жизненных вопросах и одновременно накладыва­ет серьезные обязательства по качественному исполнению роли родителя или педагога. Однако в качестве инициатора общения может выступать не только родитель или педагог, но и ребенок. Поэтому возможно также приобщение взрослого к опыту и ценностям школьника. Особенно в тех сферах деятельности, где ученик может быть компетентнее своих родителей и учителей.

В ходе профессионально-педагогического общения может реа­лизоваться также функция приобщения инициатора общения к цен­ностям партнера. Данный процесс представляет собой самовос­питание, т.е. процесс самоформирования инициатора общения, процесс созидания собственного «Я» через ориентацию на цен­ности другого человека. Ориентируясь на значимую для себя личность, школьник ус­ваивает как внешние атрибуты своего кумира (своеобразие одеж­ды, прически, поведения), так и особенности его взглядов и убеждений (что сказал, какую позицию в споре занял, что лю­бит, а чего терпеть не может). Через это он как бы присваивает себе ценности другого человека, постепенно приобщаясь к ним.

Исходной является функция открытия ребенка на общение. Она проявляется в том, чтобы пробудить у ребенка желание к обще­нию, снять психологические зажимы, избавить его от страха пе­ред неизвестностью, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положительном отношении к нему другого че­ловека, в частности учителя. Эта функция играет важнейшую роль на начальном этапе взаимодействия учителя с учеником. Ее реа­лизация связана с умением педагога «подать себя» детям, проде­монстрировать свое расположение к ним, убедить их в своих мир­ных намерениях и благородных помыслах. От этого во многом за­висят начало общения и его характер.

Функция соучастия призвана поддерживать партнера (в частно­сти, ученика) в его выходе на общение. Ее реализация требует от педагога принять на себя часть трудностей ученика, оказать ему необходимую помощь и поддержку, стимулировать его успешные действия. Важно уметь проявить интерес к ученику, научиться слышать своего собеседника, предложить ему свою помощь. Через соучастие учителю удается лучше понять внутренний мир своего ученика, для которого порой приходится раскрывать свой внут­ренний мир, транслировать ему свое «Я».

Особой в профессионально-педагогическом общении является функция возвышения личности ученика. Реализация этой функции предполагает оказание такого влияния на воспитанника, которое способствует его восхождению к духовным новообразованиям. В результате общения с педагогом школьник должен хотеть быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее к окружающим людям и обладать многими другими положительными качествами и чертами характера.

Таким образом, в общении реализуется множество различных  функций, каждая из которых имеет важное значение в професси­ональной деятельности педагога.

 

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!