Формирование умений учащихся на уроках истории

16 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ПЛАН

1. Понятие развивающего обучения и его значение в процессе преподавания истории.
2. Классификация умений.
3. Методика формирования умений в процессе обучения истории.

Список  использованной литературы

1. Понятие развивающего обучения и его значение в процессе преподавания

На современном этапе в школе внедрено развивающее обучение. Оно предусматривает формирование знаний, умений, интеллекта, воли, эмоций, мотивов учения и иных познавательных способностей школьников, оказывает влияние на их умственное развитие, воспитывает мировоззрение, обеспечивает высокий уровень знаний. Эффективность и результативность развивающего обучения повышаются при соблюдении ряда условий:
1. Оно должно быть доступным, но базироваться на достаточно высоком уровне трудности. Как указывают психологи, этот уровень должен находиться в зоне ближайшего развития возможностей учащихся. Обучение следует вести таким образом, чтобы школьнику был понятен, а потому и интересен сам его процесс.
Оно должно быть посильным, это рождает желание и стимул выполнить задание. Слишком простое, как и очень трудное, задание одинаково снижают интерес. Трудное, но выполнимое задание утверждает у ученика веру в свои возможности.
2. Эффективность обучения предполагает фиксацию внимания школьников не только на изучении фактического материала, но и на теоретических выводах и обобщениях. Там, где материал позволяет, не следует преподносить готовые выводы. Надо дать возможность учащимся самим подойти к выводам на основе обобщения фактов.
3. Есть определенная связь между эффективностью обучения и его темпом. Чрезмерно быстрый темп не дает ученикам времени осмыслить, закрепить и прочно усвоить изученный материал. Слишком медленный темп снижает интерес и волевые усилия детей, сдерживает развитие их мышления. Следовательно, необходимым условием успешного обучения является выбор оптимального темпа обучения для каждого конкретного класса.
Не будет осознанного усвоения материала, прочности и эффективности обучения, если ученик не осознал его мотивов. Поэтому важно сформировать у  школьников умения и навыки самостоятельной работы. Готовность учеников к такой деятельности реализуется в развитии и овладении определенными умениями и навыками. Умение учиться имеет большое воспитательное значение, так как помогает выработать трудолюбие и добросовестное отношение к учебе, дисциплинированность, ответственность, настойчивость, самостоятельность - качества, необходимые в жизни любому человеку. Отсутствие таких умений ведет к перегрузке учеников, так как у них недостаточно развиты навыки рациональной организации своего труда.

2. Классификация умений

Начиная работу по формированию умении и навыков, следует определить, что вкладывается в их содержание. Этим занимаются, прежде всего, дидакты и психологи. Существует две точки зрения на определение умений и навыков и их соотношение.
Одна точка зрения (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, Н. А. Лошкарева) определяет умения как сознательное владение каким-либо приемом деятельности. Навык—это умение, доведенное до автоматизма. Умение постепенно перерастает в навык. Следовательно, в учебном процессе одновременно формируются умение и соответствующий навык (например, развитие умения читать печатный текст и навык беглого чтения).
На базе определенных навыков развиваются более широкие, обобщенные умения, как более высокая ступень овладения способом деятельности. Умение приобретается на основе знаний о способе деятельности и на основе упражнений, которые должны быть вариативны.
Другая точка зрения (Е. Н. Кабанова-Меллер) определяет умение как владение знанием о способе деятельности, как начальную ступень формирования навыка. Обе точки зрения расходятся только в соотношении между умениями и навыками и оценке их роли в развитии учащихся. Мы будем придерживаемся первой точки зрения.
О развивающем обучении и формировании умений учащихся в процессе обучения истории писали крупные советские дидакты и методисты.
В методической литературе умение определяется как «...подготовленность к сознательным и точным действиям (умственным и практическим) или как способность осознанно достигать цели деятельности на основе знаний и навыков, притом в изменяющейся обстановке».  Чтобы сформировать у учащихся умения, надо им помочь усвоить определенный способ учебно-познавательной деятельности, который состоит из ряда умственных операций и практических действий. Способы деятельности реализуются не только в умениях, но и навыках.
В методической литературе навыки рассматриваются как автоматизированные действия, играющие вспомогательную роль и входящие в состав сложных умений (например, беглое чтение, работа с оглавлением учебника, обращение с каталогом и т. д.).
В дидактике и психологии существует несколько классификаций основных умений и навыков школьников.
Критерием отбора умений и навыков здесь стала их значимость для подготовки школьников к самостоятельной учебной, трудовой и общественной деятельности.  Все учебные умения и навыки объединены в три группы.
1) Организация учебного труда (подготовка рабочего места, соблюдение гигиены умственного труда) и овладение структурой учебной деятельности. Особое внимание обращено на обучение ребят осмыслению, самостоятельной постановке учебных задач, умению планировать выполнение задания, выбирать рациональный способ его решения, освоению способов контроля и самооценки своей учебы и общественной работы.
2) Работа с книгой и другими источниками учебной информации (овладение процессом чтения, т. е. видами, техникой чтения разных по характеру текстов, темпом, умением определять цель чтения, извлекать и систематизировать информацию). Работа с учебником как основной и специфической разновидностью книги (выделять главную мысль, работать с понятиями, анализировать и систематизировать материал, составлять план, читать схемы, диаграммы и т. д.). Работа с текстами, воспринимаемыми на слух, и  аудиовизуальными источниками (слушать лекцию учителя, доклад ученика, воспроизводить и перерабатывать информацию радио и телевидения). Выработка библиотечно-библиографических умений.
3) Характеристика культуры устной и письменной речи учащихся (умения отвечать на вопросы различного характера, пересказывать текст, связно излагать материал, рецензировать, делать сообщение и т. д.).

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!