Формирование системы теоретико-литературных понятий на уроках литературы

Курс литературы содержит понятия в двух основных формах. Одни входят в пояснение к каждой теме программы, встречаются в объяснении учителя, в статьях учебника, но не выделяются для специального изуче­ния (например, волшебное в сказках, жизненная основа произ­ведения, мастерство писателя, отношение автора к героям повести, историческое своеобразие жизненных конфликтов и характеров, психологизм произведения, традиции и новатор­ство и т. д.).

Другие понятия программа особо выделяет под рубрикой «Теория литературы» (например, рассказ, поэма, олицетворение, метафора, литературный герой, композиция литературного произ­ведения, художественный образ, классицизм, романтизм, критиче­ский реализм, социалистический реализм, народность и партий­ность литературы и др.). Те и другие понятия должны «работать» в процессе занятий: первые - постепенно осваиваться учащимися как элементы научного подхода к литературе, вторые - выводиться из анализа литературных явлений, закрепляться в виде определений, становиться основными ориентирами в изучении литературы.

Все понятия в совокупности должны образовать в сознании школьников целостную концепцию, объясняющую законы словес­ного искусства, его место и значение в человеческой жизни. Эта концепция станет органической частью мировоззрения растущего человека, основой его литературных вкусов и мнений, направит его читательскую, художественную и социальную активность. Следовательно, учителю нужно, чтобы изучаемые теорети­ческие понятия, постепенно накапливаясь, развиваясь, вступая в связи между собой, образовали определенную систему и чтобы этапы становления этой системы были одновременно ступенями литературного развития школьников. Поэтому, в каком бы классе ни вел учитель работу над теоретико-литературными понятиями, ему важно представлять себе эту работу в масштабах всего школьного курса.

Ученики 5-6 классов, знакомясь с художественной речью, с элементами художественного изображения, вместе с тем учатся воспринимать произведение как целое, где каждая деталь имеет значение, как творение автора — человека вдумчивого, наблюда­тельного, мудрого, чьими глазами мы смотрим на людей и события. В 7 классе на основе накопившихся наблюдений и обобщений ученик получает представление о писателе и о народе-сказителе как художнике. Восьмиклассники осмысливают литературу в целом как особый вид человеческой деятельности, как образное воспроизведение жизни; они размышляют о том, как писатель преображает действительность силой творческой фантазии, как вымысел в произведениях искусства открывает правду жизни. Этому помога­ют сведения о жизни писателей, о времени создания и творческой истории их произведений. В 9 классе начинается изучение литературы как художе­ственного отражения жизни народа в ее историческом движении. Здесь закладываются представления об историческом развитии литературы, о ее великих традициях и вечном обновлении, о все более глубоком и полном отражении жизни в искусстве слова.

В X и ХI классах эта работа продолжается, но возникают и новые задачи. Десятиклассники осваивают диалектику отражения жизни в литературе, вникают в одну из труднейших проблем науки о литературе — взаимосвязь между социальной позицией пи­сателя и его творческой деятельностью, учатся понимать слож­ную зависимость между политической борьбой и литературным творчеством. Творчество писателя осмысляется учащимися как стилевое единство и как выражение единого по своим принципам лите­ратурного направления.

Система научных понятий в школьном курсе литературы построена таким образом, что известная часть материала средних классов должна получить повторное теоретическое освещение на новом уровне в старших классах. Вводные темы курса старших классов насыщены науч­ными понятиями, но изучение произведений того или иного периода истории литературы еще только предстоит учащимся. Возникает опасность толковать о важнейших литературоведческих понятиях вне литературы.

На помощь приходят произведения, изученные ранее. Только теперь знакомый материал надо осмыслить по-новому. Рассмотрим сущность такой работы на примере первой из вводных тем - введение к курсу старших классов. В этой теме, рассчитанной на два урока, целый комплекс понятий, которые концентрируются вокруг одной главной проблемы - в чем состоит общественная ценность художественной литературы? Эту работу облегчит традиционный прием: сопоставление научного и художественного описания какого-либо события.

Таковы общие тенденции и принципы в обучении школьников теории литературы и в формировании теоретико-литературных понятий.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!