Формирование профессиональных умений в системе непрерывного туристского образования

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Реформирование системы образования в России является осно­вой национального и духовного возрождения общества, воссо­здания интеллектуального потенциала нации, выхода на уровень мировых стандартов, залогом успешного становления государс­твенности и процессов демократизации общества. Одной из генеральных составляющих Болонского процесса яв­ляется разработка новых педагогических технологий, методик и приемов, которые повышают эффективность субъектов учеб­ного процесса (студентов, учащихся) в практическом изучении и закреплении программного материала [1]. Многие вопросы рассматривались на саммите большой восьмерки в июле 2006г в Санкт-Петербурге. Это предусматривает разные формы работы, а именно: изучение программного материала через классические формы - библиотеки, учебно-методические классы, Интернет; выполнение практических и индивидуальных работ - рефера­ты, расчетные, графические работы, курсовые и дипломные ра­боты и проекты; практическую работу в лабораториях, на объек­тах учебной и производственной практик. Учитывая, что объемы самостоятельной практической работы могут составлять 30-70% от общей учебной нагрузки, разработка концептуальных основ ме­тодики ее проведения и организационных элементов реализации на разных образовательно-квалификационных уровнях является актуальной, своевременной и необходимой, как на теоретическом уровне, так и в практическом виде.

Теоретические аспекты непрерывной педагогической технологии и результаты трехлетней работы в этом направлении были апро­бированы на научно-практических и научно-методических кон­ференциях, опубликованы в сборниках научных трудов высших учебных заведений. Учеными-педагогами Калининградского института туризма разработаны программы организации непрерыв­ной практической работы на образовательно-квалификационных уровнях колледж - «специалист», институт - «бакалавр»- «спе­циалист» - «магистр».

Встала необходимость в разработке механизма организации прак­тической подготовки, в многоуровневой системе туристского об­разования.

Основной целью данной статьи является программирование не­прерывной практической работы для студентов специальности „Менеджер организации» в образовательно-квалификационном уровне колледж -„специалист», институт - „бакалавр» и „специа­лист» в научно-технологических центрах с многоуровневой систе­мой построения учебного процесса в институте туризма. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать существующие виды уровневой системы в туризме и гостеприимстве.

2. Выделить из рабочих программ дисциплин учебных планов все виды практико - технологических (компонентов) работ, дающих не только знания, но и умения и навыки.

3. Выделить из учебных планов курсовые и дипломные работы.

4. Разработать схему тематического вхождения курсовых и дип­ломных работ и проектов с образовательно-квалификационного уровня колледж - «специалист» в соответствующие виды работ образовательно-квалификационного уровня институт - «бака­лавр», а с «бакалавра» - в «специалист».

Современное общество ставит перед учебными заведениями за­дачу подготовки будущего специалиста, знающего, думающего и, основное, специалиста, который умеет добывать и применять на практике новые знания [2].

Поэтому поиск форм, видов, методов, средств активизации прак­тической деятельности студентов является ведущим путем само­актуализации, саморазвития и самореализации личности. На осно­ве современных подходов к определению понятия «практическая деятельность» выделяются наиболее характерные ее признаки: наличие цели, задачи, наличие времени, личностный аспект, ак­тивность самого студента в процессе выполнения задания, полу­чение умений и навыков.

Практическая работа является элементом «проектной деятель­ности», все ее виды «персональными проектами» [3]. При этомпрактические задания, как «персональный проект» иллюстрируют развитие следующих квалификационных умений:

- умение выявлять проблемы и интересы социума;

- умение ставить адекватную цель, определять наследственность

заданий;

- свойство находить оптимальные решения, эффективные средс­тва и методы для достижения цели;

- умение находить необходимую информацию с использованием современных технологий, классифицировать и систематизиро­вать ее;

- умение планировать деятельность, представляя весь учебный

процесс в целом от начала до конца;

« умение представлять результаты своей деятельности, как в доку­ментальном, так и в устном виде для процедуры публичной защи­ты (презентации);

- умение владеть навыками делового результативного сотрудни­чества.

В Калининградском институте туризма по отдельным договорам сотрудничество в уровневой подготовке специалистов проводит­ся с Балтийским колледжем экономики и туризма, Калининградс­ким градостроительным колледжем, Калининградским професси­ональным ресторанно-гостиничным лицеем и др. На выполнение указанных соглашений ежегодно учебные заве­дения комплекса, согласовывают в дирекции Института темы курсовых работ из расчета входа их в дипломную работу выпус­кника колледжа - «специалист» и продолжение развития темы в направлении дипломной Выпускной квалификационной работы - «бакалавр» в высшем учебном заведении (в дальнейшем инс­титут») для студентов, которые планируют продолжать обучение. Руководителями выступают преподаватели Института, которые руководят дипломным проектированием на квалификацию «ба­калавр» и «специалист». Руководство заключается в составлении непрерывных заданий курсовых работ - проектов и дипломных работ - проектов на выпускных курсах.

Так как в пределах одной специальности на разных образова­тельных квалификационных уровнях имеются курсовые работы (проекты) по одинаковым дисциплинам, поощряется последова­тельность их выполнении. В этом случае организационная работа проводится на уровне преподавателей колледжа и института с координацией со стороны заведующего кафедрой. Особенность составления схемы непрерывной практической ра боты заключается в том, что она охватывает все образовательно-квалификационные уровни - колледж «специалист» - институт «бакалавр» - институт «специалист».

В связи с общим непрерывным охватом всех действующих в учеб­ном заведении образовательно-квалификационных уровней, в схе­му вписаны не только курсовые работы и проекты, а также рефе­раты и практические разработки (см. рис.1).

Подобная стратегия составления уровневой непрерывной прак­тической работы на образовательно-квалификационных уровнях - специалист-«колледж» бакалавр-«институт», специалист-«инс­титут», дает возможность совершенствовать полученные навыки, переводя их в разряд умений профессионального класса. Особенности составления многоуровневой непрерывной практи­ческой подготовки на отдельных образовательных квалификаци­онных уровнях не отличается от общей методики. Разница лишь в том, что к перечню курсовых работ и проектов добавляется максимально-возможное количество индивидуальных практичес­ких наработок (расчетные работы, творческие работы, вспомога­тельные задания, описательные работы с расчетом их вхождения в итоге в дипломную работу).

Подбираются те виды практической работы, которые за своей те­матикой будут использованными.

Наиболее творческо-практическая работа проводится на уровне курсового проектирования из отдельно взятых дисциплин. Руководители курсового проектирования составляют технологи­ческие карты - схемы работы по дисциплине. При этом придер­живаются следующих правил:

1. Выбрать тему курсовой работы из генеральной непрерывной схемы, составленной руководителем дипломного проектирова­ния.

2. Задействовать максимальное количество работ по базовой дис­циплине в курсовое проектирование.

3. Задействовать в непрерывную схему индивидуальные работы, учебно-опытные проекты дисциплин, которые читаются парал­лельно в семестре, на курсе.

Темы курсовых работ (проектов) выдаются к началу преподавания основной дисциплины, что дает возможность включить в схемунепрерывности индивидуальных работ по дисциплинам, читав­шимся на младших курсах.

Первый опыт дипломного проектирования по непрерывной тех­нологии с учетом многоуровнего образования выявил следующие преимущества:

1. Появилась заинтересованность студентов выполнять практи­ческие работы более качественно, своевременно, и искать пути их вхождения в дипломные проекты.

2. Вся практическая работа студентов приняла характер заказан­ной ими же, интересной по содержанию, с самоконтролем ее ка­чества.

3. Появилась возможность апробации отдельных фрагментов дипломного проектирования на базах практики, через освещение их на студенческих научных конференциях, заседаниях научных секторов-кружков, и тому подобное.

4. Стало реальностью посредством выполнения проектно-курсовых работ по дисциплинам "Основы экскурсионной деятельнос­ти", "Экскурсоведение", «Основы гостеприимства», «Менеджмент гостеприимства», «Основы туроперейтинга» и т.д. защитить раз­работки студентов, отдельных творческих групп, кафедр в целом через их публикацию в региональном центре научной информа­ции.

5. С использованием непрерывной технологии снимается пробле­ма привлечения к научной работе студенческой молодежи. Каждый дипломник, имея год и больше (до 5 лет) практической работы над темой дипломного проекта, является в своей отрасли специалистом и потенциальным докладчиком на уровне - засе­дание кружка-факультатива, сектора-лаборатории, студенческой научной конференции.

6. Глубокая проработка отдельных вопросов в течение нескольких лет (всего срока обучения) снимает психологический барьер пе­ред новым, делает возможным смелый подход к решению любого вопроса при обучении, или на производстве.

7. Непрерывная уровневая практическая работа учит студента ком­плексно подходить к решению проблем, превращает познаватель­ный процесс в конкретный, реальный, снимает неопределенность, бесцельность в обучении, настраивает на творческую работу для конечного результата с выходом на защиту дипломного проекта с возможностью его внедрения.

© И. Н. Богинская-Дюкова

Литература

1. Марик К., Ван дер Венде. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего обра­зования в Европе / К.Марик, Ван дер Венде// Высшее образование в Европе. - 2ООО.-№3.

2.Высшее образование в 21 веке. Подходы и практические меры. Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО. Париж. 5-9 октября 1998г. - 136с.

З.Краевский В.В. Общие сведения педагогики / В.В. Краевский.-М.: 2003.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!