Формирование первоначального капитала

3 мая 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Важнейшим объектом управления финансовой деятель­ностью каждого хозяйствующего субъекта в условиях рын­ка становится капитал. Понятие "капитал" происходит от английского слова capital (главный) и на микроэкономи­ческом уровне ассоциируется с общим объемом авансируе­мых в деятельность отдельных предприятий ресурсов. Как правило, капитал соответствует источникам финансирова­ния имущества предприятия и обеспечивает получение оп­ределенного экономического эффекта в результате рацио­нального использования этих ресурсов.

Существует много критериев деления капитала, среди которых прежде всего выделяют время и назначение его функционирования, источники финансирования, формы и способы его участия в производственных процессах. В за­висимости от времени создания и назначения различают первоначальный и текущий капитал.

Первоначальный капитал ассоциируется с теми сред­ствами, которыми должен располагать любой хозяйствую­щий субъект, чтобы начать свою хозяйственную деятель­ность. Он выступает как решающее условие создания и на­чала действия предприятия, поскольку обеспечивает фор­мирование обязательных элементов производства. Как из вестно, организовать любой вид деятельности, обеспечить его функционирование возможно лишь в том случае, если есть где, чем, кому и над чем работать. Или нужно распола­гать прежде всего такими первостепенными элементами производства, как основные фонды, оборотные средства и рабочая сила.

В этой связи и появляется первостепенная задача: где найти, сколько и как аккумулировать необходимые сред­ства, чтобы обеспечить начало хозяйственной деятельности. Формирование первоначального капитала для всех хо­зяйствующих субъектов является сложной задачей и требу­ет определения его оптимального размера, источников фи­нансирования, а также наиболее выгодного размещения с точки зрения получения будущих доходов.

Следует подчеркнуть, что объем, структура первона­чального капитала во многом зависят от специфики дея­тельности, ее прогнозируемых масштабов, намеченной це­ли. Именно эти и другие особенности субъекта влияют на стоимость имущества, его структуру, а значит, и объем фи­нансовых ресурсов. Например, для производственных предприятий необходимыми являются средства для при­обретения основных фондов (машин, оборудования, соору­жений), создания определенных запасов сырья, материалов и других ценностей. У торговых фирм решающая доля средств направляется на приобретение необходимых това­ров, транспортных средств, создание складских и торговых помещений или их аренду.

Поэтому не может быть единого общего подхода к форми­рованию первоначального капитала хозяйствующих еди­ниц, но в то же время имеются общие правила, главные воп­росы, которые необходимо соблюдать и решать при выпол­нении должных управленческих действий. К ним следует отнести:

1)  четкое определение сферы деятельности новой хо­зяйствующей единицы, ее размеры, цели функционирова­ния;

2) обоснование оптимальной структуры первоначально­го капитала и главных направлений его использования, обеспечивающих начало хозяйственной деятельности;

3)   определение источников формирования первона­чального капитала, оптимизацию их структуры, а также создание рациональной системы аккумуляции и использо­вания соответствующих ресурсов.

Все данные действия взаимосвязаны, должны произво­диться с учетом реальной ситуации, конкретных возмож­ностей, общественных потребностей, экономических инте­ресов самого предпринимателя. Так, от вида деятельности, предполагаемых размеров предприятия во многом зависит объем первоначального капитала. В то же время возможности накопления соответствующего объема первоначаль­ного капитала ограничивают масштабы, иногда и сферу действия нового бизнеса.

Однако во всех случаях целесообразно начать с четкого обоснования самой идеи организации новой хозяйствую­щей единицы. Выдвигаемую идею следует всесторонне обосновать прежде всего с. точки зрения ее реальности, предполагаемой выгоды. Это касается возможности про­дажи предлагаемой продукции, услуг на существующем рынке. Не менее важными остаются вопросы уровня зат­рат на ее реализацию, производство, будущие поступле­ния, окупаемость всей намечаемой деятельности. Чтобы правильно ответить на эти сложные вопросы, необходимо хорошо изучить конъюнктуру рынка, конкурентоспособ­ность предлагаемой продукции, определить круг возмож­ных покупателей. Первостепенное значение для принятия решения имеют и такие экономические проблемы, как уровень цен на рынке, предполагаемые затраты на изго­товление и продажу товаров, выполнение услуг, работ, ко­нечные результаты планируемых действий. Их определе­ние связано и с предполагаемой организацией снабжения производства, сбыта продукции, наличием соответствую­щих помещений и т.д.

Поэтому успешно включиться в уже действующий по­ток реализации ранее известных товаров весьма сложно. Как подтверждает мировая практика, победу одерживает прежде всего бизнес новых идей, оригинальных предложе­ний во всех сферах хозяйственной деятельности - от нови­нок научно-технического прогресса до товаров первой не­обходимости, новых видов бытовых услуг. В условиях трансформационного общества на развивающемся рынке товаров, услуг появляется много свободных мест. Для каж­дой оригинальной идеи, новинки найдется место, однако в сложных условиях трансформационной экономики требу­ется особая осторожность. Все действия следует обосновать с учетом своих финансовых и материальных возможностей. Действуя в пределах установленных законом правил хозяй­ствования, главное внимание целесообразно сосредоточить на окупаемости предполагаемых затрат, возможности удер­жания предприятия на рынке.

В такой ситуации основой начала прибыльного бизнеса могут стать модернизация производства, его перепрофили­рование, которые обеспечат выпуск новых, более качес­твенных, пользующихся спросом товаров. Большие шансы на успех имеют фирмы, частные предприниматели, кото­рые находят свою нишу на рынке, предлагая новые или бо­лее совершенные виды услуг, изделий или работ. Можно привести много примеров, когда интересные идеи отдель­ных предпринимателей, фирм содействовали развитию бизнеса, увеличению доходов и одновременно расширили возможности удовлетворения потребителей.

В Польше любовь к истории, историческим романам, а также интуиция подтолкнули учительницу к изготовлению ночного головного убора для женщин (так называемые чеп­чики). Это изделие из отходов шелка, тюля, украшенное лен­тами, цветами, быстро нашло спрос у иностранных женщин и стало источником высоких доходов предпринимателя.

В Венгрии заботливый отец придумал для защиты от дож­дя для своего малыша накидку для детской коляски. Исполь­зуя дешевый непромокаемый материал, он изготовил и напра­вил на рьшок много разнообразных накидок, зонтиков. Этот незатейливый бизнес принес ему значительную прибыль.

В Польше крестьяне, доходы которых в основном от сельского хозяйства невысокие, последовали примеру не­которых других стран (Австрия, Ирландия, Англия и др.) и стали предлагать агротуристические услуги. Свое жилье, хозяйственные помещения они приспособили для приема туристов; с каждым годом предлагая более широкий круг услуг: питание, культурные, спортивные мероприятия, что вызвало интерес у многих отечественных и иностранных туристов. Гостей привлекают чистый воздух, красивый пей­заж, тишина, удобства, приветливость хозяев и относитель­но низкие цены. Количество агротуристинеских услуг в 1999 г. в Восточной Польше за последние четыре года уве­личилось больше чем в три раза.

Этот вид бизнеса приносит умеренные доходы, которые стали существенным подспорьем для развития сельского хозяйства, повышения материального благосостояния сельского населения. Общий социальный и экономический эффект считается более внушительным, поскольку он способствует не только увеличению доходов крестьян, но и созданию новых рабочих мест, а также развитию местной инфраструктуры. Расширилась сеть торговых, коммуналь­ных, других обслуживающих предприятий, существенно изменился вид польского села, уровень жизни его населе­ния. Население страны получило более дешевую, альтерна­тивную (в основном активную) форму оздоровления, про­ведения своих отпусков.

Таких и других примеров бизнеса во всех странах мира много, но в каждом конкретном случае они зависят от нали­чия первоначального капитала, его объема, структуры, воз­можностей его расширения. При этом часть капитала мо­жет образоваться в форме имущественной, т.е. имеющихся в распоряжении владельца зданий, помещений, соответ­ствующей мебели, оборудования, инструментов и других ценностей, которые могут быть пригодны для предполагае­мой деятельности. Если в распоряжении предпринимателя нет необходимых основных фондов, а также сырья, матери­алов, топлива для производства продукции или осущес­твления других видов деятельности, то он должен их при­обрести (иногда арендовать). Кроме того, уже на начальной стадии становления, организации бизнеса требуются также деньги для оплаты ряда обязательных услуг. К ним отно­сятся прежде всего нотариальные, транспортные, комму­нальные услуги, реклама, а при наличии наемных работни­ков - вознаграждение (авансы) за выполнение трудовых обязанностей, некоторых видов работ.

Объем первоначального капитала должен быть таким, чтобы обеспечить минимальные потребности в необходи­мых видах имущества, а также в денежных средствах, ис­пользуемых для выполнения первых финансовых обяза­тельств. Как уже отмечалось, не существует общей форму­лы для его расчета вне специфики конкретного субъекта хо­зяйствования, времени и места его действия.

Фирмы, предприятия, занимающиеся производствен­ной деятельностью, основную долю первоначального капи­тала, как правило, расходуют на материальные затраты. Они используются для приобретения основных фондов и создания необходимых производственных запасов (сырья, материалов, запасных частей для оборудования и т.д.). Поэ­тому прежде всего необходимо определить потребность в этих ресурсах для выпуска первой партии продукции. Пос­кольку еще неизвестными являются поставщики этих цен­ностей, то расчеты целесообразно вести по укрупненным показателям, отражающим примерное количество соответ­ствующих данных и их среднюю рыночную цену.

В таких случаях объем денежных средств для приобрете­ния основных фондов исчисляется на основе заранее состав­ленного перечня и примерной цены каждого вида оборудова­ния и других расходов. Для крупных предприятий, венчур­ных фирм требуются значительные суммы на приобретение современных машин, оборудования, соответствующих про­изводственных помещений и др. Менеджер уже на стадии становления предприятия обязан найти наиболее эффектив­ные варианты технической оснащенности производства, поз­воляющие снизить потребность в увеличении денежных средств на эти цели. Следует учесть возможности аренды не­которых основных фондов, применения лизинга, совместного владения и использования некоторых сооружений, оборудо­вания несколькими хозяйствующими субъектами.

Значительную долю первоначального капитала прихо­дится расходовать на приобретение сырья, материалов, топ­лива. Обоснованию его размеров должна предшествовать плановая калькуляция затрат для важнейших видов изделий. На ее основе можно определить потребность в количестве ма­териальных ценностей на единицу продукции, а затем на вы­пуск предполагаемой первой партии товаров. Как подсказы­вает хозяйственная практика, при установлении объема де­нежных средств, необходимых для приобретения этих мате­риальных ценностей, нельзя ограничиться лишь расходами первой партии изделий, поскольку существует малая вероят­ность ее немедленной продажи. Поэтому объем планируемых запасов, соответственно и денежных средств целесообразно предусмотреть в размере, превышающем в 1,5 - 2,5 раза пот­ребности сырья, рассчитанного для первой партии выпускае­мых изделий. Это позволяет создать некоторый запас сырья, важнейших материальных ценностей, которые обеспечат непрерывное функционирование предприятия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!