Формирование национального самосознания в рамках русской философии

8 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Началом его можно считать XIV век, появление «Слова о Законе и Благодати» Иллариона Киевского, где впервые прозвучала идея духовного творчества, роли нравственных принципов, противостоящих мертвой букве закона. Значительный подъем национального самосознания был связан с Куликовской битвой (XV в.), в которой отчетливо определилась историческая роль Руси как щита, противостоящего азиатским нашествиям, ее роль защитницы Европы, которая обязана Руси возможности своего возрождения, расцвета гуманизма.

Новый этап российского возрождения связан с расцветом Московского государства, выдвижением в XVI столетии монахом Филофеем идеи «Москва - третий Рим», в которой звучала не столько апология абсолютизма, сколько идея религиозного и исторического возрождения России, православных народов.

Эпохой в развитии национального самосознания России явился период петровских реформ, приведших страну к плодотворной модернизации, включению в ткань общеевропейского экономического, научного, культурного прогресса. Этот процесс проходил противоречиво, однако в целом XVIII век- эпоха Просвещения - закрепил статус России в мире, привел к расцвету творческих сил народа - от Ломоносова и Татищева до Радищева и Державина. Кстати, не случайно в русской историографии термин «золотой век» применяется к характеристике не только пушкинского времени, но и периода царствования Екатерины II.

Одним из важнейших этапов роста национального самосознания явился период, начавшийся в 30-х гг. XIX века, когда в полной мере был осмыслен и подъем патриотического сознания после победы над Наполеоном, и сила и слабость декабристских идей, и взлет культуры России. Этот период характеризуется зрелым творчеством Пушкина и появлением целой плеяды «поэтов пушкинской поры», творчеством Росси, Брюллова, Гоголя, Каратыгина. Осмысление этого этапа духовной и культурной жизни России выразилось в философских идеях, с которыми выступали Чаадаев, Киреевский и Хомяков - проложившие путь славянофильству, Белинский - революционному демократизму. Шестидесятые годы XIX века положили начало существенному обновлению всех сторон российской жизни на основе ликвидации крепостного права и других остатков феодального мира. В различных формах, высказывая подчас взаимоисключающие суждения, мыслители середины века были в одном сходны - в утверждении исторической миссии России, в вере в нераскрытые возможности народа.

После некоторого спада тонуса общественно-культурной жизни в последней четверти XIX века, связанного и с торможением прогрессивных либеральных реформ, и с наступлением клерикально-бюрократической реакции, и с затянувшимся эпигонством 60-х гг., наступает, начиная с 90-х гг. прошлого века, новый этап в развитии русской культуры. Во многом он был подготовлен творчеством Достоевского и Толстого с их непрестанными нравственными и религиозными поисками, философией В. Соловьева и К. Леонтьева - предтеч философии начала двадцатого века.

Уяснив роль русской философии в процессе развития национального самосознания, следует обратить внимание на вопрос «Философия рубежа веков и традиции русской философской мысли».

Культурный ренессанс рубежа веков явился высшим синтезом не только различных сфер духовной культуры (философия, богословие, искусство), но и синтезом отечественной и мировой культуры. Такая связь в полной мере воплотилась в русской философии конца XIX - начала XX века. (Такие ее черты, как ощущение единства русских земель, общности русских людей, тяготение к нравственным и правовым проблемам, тесная связь с искусством, антропологическая и историософская ориентация, неприятие абстрактной, внеличностной системы рассуждений, синтез философского и религиозного отношения к миру, безусловно сближают философию XIX - XX веков с философской мыслью допетровской Руси Х - XVIII вв., с идеями славянофилов.

Необходимо в процессе изучения истории русской философии иметь в виду, что идеи славянофилов очищены в наше время от односторонних идеологизированных оп;енок. Консерватизм, утопизм многих их суждений не могут заслонить или преуменьшить значение славянофильского патриотического интереса к проблеме прошлого и будущего России, критических оценок бездуховной цивилизации, стремления пронизать личным восприятием каждое явление бытия и сознания, соединить философию и православную веру. Славянофильство оказало непосредственное воздействие на социально-философские идеи Герцена и народнических идеологов с их представлениями об особой роли России в мире, с ее общинным укладом.

Восприняв многие тенденции славянофильского течения в отечественной мысли, русская философия рубежа веков вместе с тем продолжила и многие концепции антагонистов славянофильства-западников. Хотя западнические идеи сложились уже в XVII веке (некоторые исследователи ведут их с времен Андрея Курбского, XVI век), однако классическое западничество оформилось лишь в 30 - 40 гг. XIX в.; причем не как целостная социально-философская концепция, а скорее как тенденция, тип умонастроения. Западничество внесло в отечественную духовную культуру неприятие духовной замкнутости, стремление рассматривать собственное прошлое, в особенности его патриархальные формы, как идеал общества. Западники, хотя и не создали особой идеологии, однако их влияние на отечественную мысль было весьма значительным. Идея необходимости изучения и использования опыта Западной Европы прочно вошла в умственную жизнь России. Западнические идеи объединяли людей самой различной политической ориентации - Белинского и Герцена, Грановского и Тургенева, Кавелина и Чичерина. Их объединяло неприятие крепостничества, деспотизма, отсталости, требования либерализации, а подчас и демократизации общественной жизни, усвоения опыта Европы в интересах будущего прогрессивного развития России.

Глубокий водораздел славянофильства и западничества в заостренной форме предвидел П. Я. Чаадаев, и он же указал путь его преодоления. Следует подчеркнуть, что именно его круг идей и был в значительной мере воспринят русскими философами рубежа XIX - XX столетий.

Одно из завоеваний западнической традиции русской общественной мысли оказывает значительное влияние на философов «серебряного века» - это стремление к общечеловеческим началам в философии и социальной мысли. Это стремление прозвучало в работах таких оппонентов славянофильства, как Грановский, Кавелин и особенно Чичерин, который писал: «Для человека в истинном смысле, так же как и для истинного христианства „несть ни Еллина ни Иудея", нет Востока, ни Запада. Принадлежа к известной народности, он живет жизнью человечества. Таким образом, идея судеб России, мысль о ее возрождении и развитии характерна для самых различных течений философии.

Характерной общей особенностью русской философской мысли является ее связь с искусством, в особенности с литературой. Это не внешняя, а внутренняя, глубоко органичная связь. Она вытекала из того, что в центре русской философии находилась проблема человека. Искусство же обладает неограниченными возможностями в передаче внутреннего мира человека, всех форм его деятельности. Таким образом, русская философия предстает как сложная и своеобразная сфера русской национальной духовной культуры.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!