Формирование мировоззрения учащихся

Само слово мировоззрение состоит из двух слов: мир и воззрение, или сознание. Таким образом, в общем плане мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека, его взгляды на окружающий мир и свое место в этом мире. В философской энциклопе­дии это понятие трактуется так: Мировоззрение - это система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб чело­вечества, совокупность научных, философских, политичес­ких, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей.

Детализируя сущность мировоззрения, ученые опери­руют такими понятиями, как знания, взгляды, убежде­ния и идеалы личности, которые позволяют ей выражать определенное отношение к явлениям окружающей жиз­ни и занимать в ней определенную позицию. В этом смыс­ле под мировоззрением следует понимать специфичес­кую форму сознания человека, включающего в себя обоб­щенную систему его знаний, взглядов, убеждений и иде­алов, в которых выражается его отношение к разви­тию природы и общества и которые определяют его об­щественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни.

Как видим, в качестве важнейших структурных ком­понентов мировоззрения выступают: а) система знаний; б) взгляды; в) убеждения; г) идеалы. В свою очередь ука­занные структурные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы; объективные (знания) и субъек­тивные (взгляды, убеждения и идеалы).

Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения лично­сти. Они связаны с осмыслением и пониманием объективной стороны природных и общественных явлений и в этом составе могут одинаково мыслиться любым челове­ком, как, например, законы наследственности, описание исторических событий и т.д. Вполне понятно, что овла­дение научными знаниями создает основу для выработки научного мировоззрения.

Для того чтобы знания способствовали формированию и развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, то есть перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов. Взгляд есть суждение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определением своего отноше­ния к этим явлениям.

Более действенным компонентом миро­воззрения человека являются убеждения. Убеждения, как правило, характеризуются сильным влиянием внутрен­них побуждений на деятельность, поведение и личност­ное развитие человека. Под убеждением следует понимать сово­купность глубоко осмысленных и эмоционально пере­житых идей, относящихся к идеологии, политике, нрав­ственности и искусству, которые определяют проч­ность жизненных ориентации личности, характер ее деятельности и поведения.

Органическим компонентом мировоззрения являются идеалы личности. Идеал - это осмысление и эмоциональное при­нятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремле­нием личности.

Для формирования научного мировоззрения учащихся важное значение имеет весь объем усваиваемых знаний по естественным, гуманитар­ным и эстетическим предметам. Однако решающую роль в формировании взглядов и убеждений играют заклю­ченные в содержании школьного образования мировоз­зренческие идеи по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания. Это требует от каждого учи­теля глубокого осмысления этих идей и их умелого ис­пользования для формирования научного мировоззрения учащихся.

К наиболее важным идеям относятся следующие: ма­териальность мира и объективный характер его разви­тия; движение как форма существования материи; пер­вичность материи и вторичность сознания; развитие как борьба противоположностей; познаваемость мира и его закономерностей; практика как основа познания и кри­терий истины; решающая роль труда в формировании и развитии человека; материальное производство — основа общественного развития; значение общечеловеческих и национальных ценностей в развитии современного мира.

Перечисленные идеи составляют положительно-утвер­дительную сторону мировоззрения личности, то, что она готова отстаивать и что является фундаментом ее жиз­ненной позиции. Известно, однако, что любое мировоз­зрение основано не только на утверждении определенных идей, но и на отрицании антиподов этих идей.

Фактически нет ни одного учебного предмета в школе, который   так или иначе не оказывал бы влияния на развитие у учащихся научного мировоззрения. Вместе с тем большие возможности в обогащении школьников ми­ровоззренческими знаниями (идеями) содержит вне­классная учебно-воспитательная работа. Содержание за­нятий предметных кружков, изучение факультативных курсов, разнообразные формы общественной, научной, культурно-массовой работы, а также разъяснительные мероприятия в процессе организации трудовой деятель­ности, эстетического и физического воспитания служат богатым источником овладения школьниками мировоз­зренческими знаниями, помогают связывать их с совре­менностью и жизненной практикой.

Исходным в воспитании мировоззрения уча­щихся является положение о том, что в структуре миро­воззрения определяющую роль играет взаимосвязь на­учной истины, взглядов и убеждений. Отсюда следует, что основой, фундаментом, на котором базируется на­учное мировоззрение, являются научные знания. Чтобы быть в состоянии выражать свое отношение к тем или иным явлениям действительности, чтобы что-то оцени­вать или быть в чем-то убежденным, надо прежде всего иметь необходимые знания. Вот почему в процессе фор­мирования мировоззрения первостепенное значение име­ет овладение учащимися глубокими и прочными знания­ми основ наук. Чем осмысленнее и прочнее знания, тем обстоятельнее школьник анализирует факты, чем глуб­же проникает его мысль в сущность научных понятий, законов и идей, тем шире становятся педагогические воз­можности для выработки научного мировоззрения.

Первым дидактическим и воспитательным услови­ем формирования мировоззрения учащихся является обеспечение глубокой научной доказательности, логи­ческой убедительности и непротиворечивости всех ус­ваиваемых выводов мировоззренческого характера. Реа­лизация этого положения достигается следующими пу­тями.

Во-первых, изложение материала должно осуществ­ляться на основе ярких и убедительных фактов и их глу­бокого анализа. Во-вторых, в процессе формирования мировоззрения необходимо обеспечивать глубокое научное истолкование всех изучаемых явлений, процессов, уяснение заклю­ченных в них причинно-следственных связей. В-третьих, нужно побуждать учащихся к выяснению всех возникающих у них вопросов, развивать их пытли­вость и потребность в осмыслении всех явлений, проис­ходящих в природе и обществе.

Вторым дидактическим и воспитательным услови­ем перевода знаний во взгляды и убеждения учащихся является придание обучению общественной направленно­сти. Здесь имеет значение раскрытие социально-политической основы общества, разграничение в нем различных политических сил и партий, их отношение к тем сдви­гам, которые происходят в демократическом развитии общества. Учащиеся должны уяснить, в каком направ­лении мы движемся, какие прогрессивные преобразова­ния осуществляются в нашей экономике и социальных отношениях.

Третьим дидактическим и воспитательным услови­ем формирования у учащихся научного мировоззрения является соблюдение принципа историзма при изуче­нии программного материала.

Четвертым дидактическим и воспитательным ус­ловием формирования мировоззрения и перевода знаний в убеждения является развитие познавательной актив­ности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий.

Для развития познавательной активности и самостоя­тельности учащихся необходимо широко использовать весь арсенал методов и приемов обучения, обращая са­мое серьезное внимание на возбуждение внутренних про­тиворечий между знанием и незнанием и формирование на этой основе потребности в учении и учебных интере­сов, а также придание обучению проблемного характера, практикуя различные виды работы с учебником, прове­дение уроков-семинаров, уроков-диспутов и т.д.

Пятым дидактическим и воспитательным услови­ем перевода знаний в убеждения является возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу. Эмоционально-положительное отношение к учению прежде всего стимулирует познавательную актив­ность школьников.

Шестым, дидактическим и воспитательным услови­ем формирования мировоззрения является тесная связь обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную трудовую деятельность.

Седьмым условием формирования у учащихся науч­ного мировоззрения является учет их возрастных и индивидуальных особенностей в процессе учебно-воспитателъной работы.

Формирование мировоззрения школь­ников — процесс длительный и многосторонний. Он за­висит не только от различного уровня овладения знания­ми и соответствующего им уровня выработки взглядов, убеждений и идеалов, но и от возрастных особенностей учащихся. Он носит целостный и интегративный характер, или, иначе говоря, начинается с формирова­ния простейших элементов мировоззренческих представ­лений у младших школьников, которые затем с возрас­том обогащаются, усложняются и закладывают основы убеждений в старших классах.

Мировоззренческие идеи осваиваются не поочередно, одна за другой, а в тесном переплетении, в комплексе. Практически они начинают усваиваться почти одновремен­но, лишь постепенно усложняясь по мере развития физи­ческих и умственных сил учащихся, расширения их обра­зовательной подготовки.

Работа по формированию мировоззрения учащихся требует не только знания и учета возрастных особеннос­тей, но и их индивидуальных различий. Исследования показывают, что у школьников отчетливо проявляются различия в успеваемости, в глубине усваиваемых зна­ний, в развитии эмоциональной сферы, которые так или иначе отражаются на выработке у них взглядов и убеж­дений.

Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сформированности мировоззрения учащихся. В научной литературе имеются разные подходы к разра­ботке этих критериев. Однако большинство исследовате­лей считают, что при определении уровня сформирован­ности мировоззрения следует исходить из самой его сущ­ности, содержания и структуры. В связи с этим при оценке уровня сформированности мировоззрения школьников необходимо учитывать следующие показатели: знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее зна­чение для понимания научной сущности процессов разви­тия природы и общества и выработки мировоззрения; устойчивость взглядов и убеждений учащихся, ко­торые сказываются при оценке всех явлений и событий окружающей жизни; проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в своей деятельности и поведении.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!