Формирование художественной культуры XX века

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

На рубеже XIX и XX столетий в культуре распространяются веяния конца века.

В этом, казалось бы, нет ничего необычного. Каждый новый этап в истории культуры вызывает желание подвести итоги прошедшего и поразмышлять о будущем. Так уже было на рубеже XVII и XVIII веков, и потом - XVIII и XIX веков.

Однако вся тревожная атмосфера в Европе на рубеже XIX-XX веков, события, которые переживало человечество, свидетельствовали о глубочайшем историческом переломе, равного которому история давно уже не знала. Нечто подобное было в античной культуре, когда произошла кардинальная смена ценностей - древневосточной на европейскую.

Вжившись в новую систему ценностей, Европа долгое время жила в устойчивом каркасе ценностных установок и идеалов, которые обеспечивали общение с миром, его понимание и преобразование.

В этой системе ценностей развивалась художественная культура, периодически меняя один художественный стиль на другой. Но любой стиль - устойчивая система художественных приемов и средств - существовал в русле фундаментальных ценностей, кото­рые воспринимались как незыблемые и вечные.

С конца XIX века остро ощущается кризис именно этих куль­турных ценностей, ломка устойчивой структуры художественных идеалов и традиций. Такие же процессы наблюдались во всех сферах общества. В обществе такое состояние культуры воспринималось с большой тревогой и оценивалось как ее гибель. Не случайно отражением возрастающего беспокойства общества стали многочис­ленные публикации в разных странах с примечательными названи­ями: «Закат Европы» О. Шпенглера, «Новое средневековье» Н. Бер­дяева, «Восстание масс» X. Ортеги-и-Гассета, «Прощание с прежней историей» А. Вебера, «Конец нового времени» Р. Гвардини и другие. Люди разных культур, национальных традиций, духовных ориента­ции и убеждений с беспокойством думали о перспективах культуры, почти единодушно предрекая ей закат, упадок, катастрофу.

Тревоги и волнения имели под собой почву. Человечество стояло на пороге острейших проблем и противоречий. В лице своей культурной элиты оно услышало предупреждение о серьезном не­благополучии в мире, о непригодности старой системы хозяйство­вания, об уязвимости прежнего образа жизни, об ограниченности традиционного миропонимания. Все острее вставала проблема пе­ресмотра и переоценки классического миропонимания, ценностей и идеалов. Это вызывало ощущение неблагополучия, смятения и растерянности перед неизведанным и непонятным будущим. Это состояние духа насыщало и пронизывало собой художественную культуру, отражаясь в ее творениях.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!