Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой

Формирование системы знаний о природе у детей способству­ет расширению круга представлений ребенка о мире в целом. Уста­навливая связи и зависимости, существующие в природе, дети учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать име­ющуюся у них информацию. Именно это по­зволяет решать еще одну задачу – интеллектуальное развитие де­тей средствами познания природы, развивать у них мыслитель­ные процессы и операции.

Следующей задачей интеллектуального развития ребенка в про­цессе ознакомления с природным окружением является формиро­вание его сенсорной культуры. Познание малышом окружающей действительности в силу его возрастной специфики, а именно наглядного характера мышления, осуществляется посредством различных органов чувств. Как отмечал классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский, ребенок мыслит формами, краска­ми, звуками, ощущениями. Великий русский физиолог И. М. Се­ченов отмечал, что познание окружающего мира невозможно без включения в этот процесс различных органов чувств. Причем чем больше анализаторов принимает участие в процессе познания, тем знания о познаваемом объекте или явлении полнее и прочнее.

Продукты деятельности органов чувств необходимо рассмат­ривать как источники развития психики, интеллекта. Именно по­этому формирование сенсорной культуры ребенка является не­отъемлемой частью умственного его развития. Решение данной задачи в процессе ознакомления дошкольников с миром приро­ды направлено на совершенствование анализаторной сферы де­тей, что, в свою очередь, составляет основу для формирования представлений и понятий ребенка о мире природы.

Еще одной задачей, решаемой в процессе умственного разви­тия детей средствами познания природы, Э.И. Залкинд считает воспитание у дошкольников исследовательского отношения к миру природы.

С задачей воспитания познавательного отношения к миру у детей неразрывно связано развитие такого качества личности, как на­блюдательность. Приучая дошкольников наблюдать мир природы, т. е. целенаправленно сосредоточивать свое внимание на ее объек­тах и явлениях, мы тем самым развиваем внимание и вообра­жение дошкольников. И снова можно привести высказывание К.Д. Ушинского, который писал: «Чтобы образовать обширный и сильный ум, должно много наблюдать и думать». Необходимо при­учать ребенка присматриваться к окружающему миру, подмечать в нем существенное и характерное для каждого предмета и явле­ния, замечать происходящие изменения.

Вместе с тем следует помнить, что, развивая сенсорную куль­туру детей, воспитателю важно соотнести чувственный опыт де­тей с доступным для них изложением.

Готовность к  усвоению детьми дошкольного возраста системных зна­ний доказана исследованиями как психологов (Л.С.Выготский, А. В.Запорожец), так и педагогов (Н.Н. Поддъяков, Е. И. Радина, А. П.Усова). В исследованиях Н.Н.Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, Е. Ф. Терентьевой, И. Хайдуровой и др. разработаны кон­кретные системы знаний о мире природы для детей дошкольного возраста.

Большой интерес представляет исследование Л.М. Маневцовой (1985), ориентированное на формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных. Автор отмечает, что система знаний о сезон­ных изменениях в природе создает у ребенка представление о це­лостной картине мира, способствует формированию элементов материалистического миропонимания. В основу программы системных знаний положена идея об обусловленности сезонных из­менений факторов окружающей среды (температура воздуха, ос­вещенность, наличие и характер осадков и пр.) сменой положе­ния Земли и Солнца относительно друг друга.

В результате проведенного экспериментального исследования автор не только доказала готовность усвоения детьми старшего дошкольного возраста системных знаний о сезонных изменениях в мире природы, но и показала, что особое значение имеет выбор методов работы с детьми. Оптимальным методом формирования системы знаний о сезонных изменениях в жизни животных, по мнению Л. М. Маневцовой, должно стать широкое использование моделей и деятельности по моделированию. Именно модель позво­ляет в единстве раскрыть пространственно-временные и причин­но-следственные зависимости, предлагаемые для усвоения детям.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!