Фольклор на Руси

3 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Борьба против монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига стала главной темой устного народного творче­ства. Многие устные народнопоэтические произведения на эту тему вошли в переработанном виде в письменную литературу. Среди них сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Мерку­рия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище, о Кули­ковской битве.

Наивысшего подъема достиг героический былинный энос.Древние былины получали новую жизнь. Слагатели былин о татарском нашествии обращались к образам киевских богаты­рей, группировавшихся вокруг старого князя Владимира "Крас­ное Солнышко". В них повествуется о том, как татары подсту­пали к Киеву и как киевские богатыри изгоняли захватчиков. Ки­ев в былинах предстает как воплощение русской государственности, как идеальный эпический центр всей Русской земли. В этот период создание цикла былинного эпоса, связанного с Ки­евом и князем Владимиром, завершалось. В нем в полной мере проявился характерный для всей русской культуры этого времени интерес к героическому прошлому русского народа.

В XIV в. сложились новгородские былины о Василвд Буслае­ве и о Садко, отразившие богатство и могущество Великого Новгорода во времена его самостоятельности, вольнолюбивый дух новгородцев.

В этот же период оформился новый жанр устного народного творчества - жанр исторической песни. В отличие от былин­ного эпоса в исторической песне герои и события изображаются гораздо более приближенными к реальности, время действия не условно эпическое, а конкретно-историческое, хотя сюжет и ге­рои могут быть вымышленными. Это живой, непосредственный отклик на конкретные события. Историческая песня - произведе­ние не о прошлом, а о настоящем, исторической она становит­ся лишь для следующих поколений.

В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся оста­новить полчища Батыя. Многие из них сохранились лишь в литературной обработке, но некоторые остались в народной памяти вплоть до XIX в. Одна из них - песня об Авдотье-Рязаночке. Героиня ее, простая горожанка, совершает подвиг, проявляя при этом мудрость, терпение и большую душевную стойкость: она уводит из полона жителей Рязани и заново воз­рождает город. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 г . восстание жителей Твери против ханского наместника Чолхана (Шевкала) является песня о Щелкане Дудентьевиче. Она вы­держана в оптимистическом духе, в ней выражена идея неизбеж­ного и скорого краха золотоордынского ига. Следы историчес­ких песен, связанных с Куликовской битвой, обнаруживаются в "Задонщине" и в "Сказании о Мамаевом побоище".

Разновидностью этого жанра являются песни о татарском полоне, и прежде всего песни о девушках-полонянках. В центре их не судьбы государства, а частные человеческие судьбы, через кото­рые раскрывается один из трагических моментов судьбы народной. Образ чистой и стойкой духом девушки, попадающей в плен, воп­лощает образ страдающей под тяжким игом Русской земли.

Идея независимости Руси, сознание героического прошлого, готовность к самоотверженной борьбе за родину - таков основ­ной пафос произведений устного народного творчества.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!