Флот в Древнем Риме

4 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание:

Введение

1. Возникновение римского флота.

2. Типология римских военных судов. Структура и организация римского военного флота.

3. Характеристики римских торговых и транспортных судов.

Заключение

Список использованной литературы.

Введение.

В 264г. до н.э. началась первая Пуническая война. Карфаген был сильнейшей морской державой того времени во всем Средиземноморье. Этот момент явился поворотом не только в истории Римского государства, но и всего Древнего мира. Аграрная страна с мощной крестьянской армией должна была либо стать морской державой, либо отказаться от притязаний на роль гегемона в Западном Средиземноморье. С большим напряжением сил и при помощи греческих инструкторов римлянам удалось в чрезвычайно короткие сроки построить свою первую флотилию из 120 больших военных кораблей. Именно с этого времени берет свое начало римский военный флот.

Однако еще до этого времени в Риме существовали торговые суда. Римляне вели морскую торговлю с соседними государствами, поэтому опыт мореходства они имели еще до Пунической войны.

После Пунических войн римский флот и мореходное искусство не остались стоять на месте и продолжали активно развиваться, вобрав в себя все достижения в данной области подвластных Риму народов.

В соответствии со всем вышесказанным история римского флота представляется нам в достаточной степени интересной. Интерес к проблеме исследования во многом объясняется еще и тем, что в отечественной исторической науке истории римского флота уделялось мало внимания.

Таким образом, тему нашего курсового исследования мы определили следующим образом: « Римский флот».

Целью данной работы является характеристика организации и структуры римского военного, торгового и транспортного флота

Объектом нашего исследования является материальная культура Древнего Рима. Предмет исследования – организация римского военного и торгового флота.

Для достижения поставленной цели мы ставили и решали следующие задачи:

• охарактеризовать основные типы военных судов;

• определить время возникновения римского военного флота;

• показать организацию и структуру римского военного флота;

• выделить основные особенности римских торговых и транспортных судов.

Для решения поставленных задач мы пользовались следующими методами исторического исследования: изучение и анализ всей доступной исторической литературы, посвященной данной проблеме, анализ археологических данных, изучение исторических источников и др.

Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

1. Возникновение римского флота.

Как уже отмечалось выше, римский военный флот ведет свое начало с первой Пунической войны. О необходимости мощного военного флота римляне задумались уже в самом начале войны – во время осады Агригента. Долгая осада Агригента и блокада южноиталийских берегов карфагенянами убедили римлян в необходимости увеличения численности их флота и усиления его боеспособности. Это был решительный момент римской истории, от которого зависела вся дальнейшая судьба Римской республики. До сих пор римляне не имели собственного флота, пользуясь судами и экипажем своих союзников, в особенности южных греков. Но и союзнический флот не стоял на должной технической высоте. В то время как в Карфагене строили мощные пятирядные суда (пентеры), флот италийских союзников состоял из четырехрядных судов старой конструкции (триер).

Падение Агригента в 262 году привело к тому, что еще несколько материковых городов Сицилии перешло на сторону римлян. Зато приморские центры, боясь карфагенского флота, крепко держались за неприятельские суда и начали нападать на побережье Италии. Римскому правительству стало ясно, что без флота дальше воевать невозможно. Тогда с величайшей энергией было преступлено к постройке крупных боевых судов. С необычайной быстротой построили 100 пятипалубных и 20 трехпалубных кораблей. Для них требовалось не меньше 30 тыс. искусных гребцов. Часть их доставили морские союзники, но большую часть пришлось набрать из совершенно необученных италийских крестьян и городской бедноты. Для ускорения дела одновременно с постройкой судов гребцов обучали гребле на суше, посадив их на скамьи в том самом порядке, как они должны были сидеть на кораблях (6, С. 175 ).

Молодой римский флот сильно уступал карфагенскому: суда были неповоротливы, экипаж плохо обучен, опытных капитанов мало. Чтобы компенсировать эти недостатки и использовать боевые качества римской пехоты, на судах было применено следующее изобретение, быть может, заимствованное из Сиракуз. В носовой части кораблей были устроены перекидные мостки с крючьями на конце и перилами по бокам. Когда римский корабль сближался с неприятельским, мостки перекидывались на палубу противника и по ним устремлялась пехота. На палубе завязывался рукопашный бой, в котором римляне не имели себе равных. Это приспособление на солдатском жаргоне получило название «ворон». Его применили с огромным успехом в первом же крупном морском сражении.

В 260 году до н.э. консул из плебеев Гай Марк Дуилий (Gaius Marcus Duilius) при Милах, близ Липарских островов, одержал первую крупную морскую победу над сильным карфагенским флотом. Полибий (I, 23) так описывает этот знаменитый бой: «…карфагеняне, исполненные презрения к неопытности римлян, с радостью и поспешностью вывели в море сто тридцать кораблей, которые все носами вперед пошли навстречу неприятелю; карфагеняне не находили даже нужным соблюдать боевой порядок и шли как бы на верную добычу... По мере приближения карфагеняне замечали на передних частях всех кораблей поднятые вороны; сначала они недоумевали и удивлялись никогда невиданным приспособлениям. Наконец, движимые пренебрежением к врагу, первые корабли смело открыли сражение. Во время схватки суда каждый раз сцеплялись с помощью описанных орудий, причем люди немедленно переправлялись по самому ворону, и бой происходил на палубах. Часть карфагенян была истреблена; другие в ужасе сдавались неприятелю сами, ибо морская битва обратилась в подобие сухопутной» (11, С. 143).

«То было удивительное зрелище видеть, как наши тяжеловесные и неуклюжие корабли останавливали быстроходные, как бы летавшие по волнам, неприятельские суда. Карфагенянам не помогли ни их морская опытность, ни ловкость разрушать неприятельские галеры и издеваться над ними вследствие быстроты своих судов. Тогда на них обрушились железные крючья и ужасные машины (ferrae manus machinaeque vaidae), над которыми они издевались до знакомства с ними, заставившие их сражаться, как на сухопутье. Неприятельский флот частью пошел ко дну, частью обратился в бегство» (11,С. 144).

Победа при Милах была не только победой римского флота, но также и победой демократической партии, настаивавшей на более энергичном ведении войны со своим торговым соперником. В честь Дуилия в Риме был дан «морской триумф» (triumphus navalis) и поставлена колонна, украшенная железными Носами кораблей (columna rostrata Duilii). В начертанной на этой колонне надписи говорится, что Дуилий в качестве военной добычи внес в казну сумму в несколько миллионов медных ассов. В награду за это было постановлено, чтобы, когда Дуилий будет ночью возвращаться домой с ужина, перед ним шествовали слуга с факелом и музыкант, играющий на флейте (1, С. 98).

Особенность стратегии первой Пунической войны заключалась в том, что коренным ее вопросом была борьба Рима и Карфагена за господство в западной части Средиземного моря. Поэтому исход войны решили победы римлян на море. Бой при мысе Экном выявляет особенности военно-морской тактики того времени.

В 256 году до н.э. римский флот под командованием консулов М.Атилия Регула и Л. Манлия Вольсо отплыл из Сицилии с целью вторжения в Африку, располагая в общей сложности 150 тысячами солдат и моряков. Карфагенский флот из 350 кораблей под командованием Гамилькара и Ганнона встретил римлян у берегов Сицилии. И на этот раз в упорном сражении превозмогла новая римская тактика. 30 карфагенских кораблей было потоплено и 64 захвачено, тогда как римляне потеряли только 24.

Римляне разделили свои корабли на четыре флота, что обеспечило им возможность маневрировать в бою. Боевой порядок был компактным с расчетом на осуществление мощной атаки противника. Первый, второй и третий флоты выстроились правильным треугольником. За линией третьего флота построились транспортные суда и от них были протянуты канаты к кораблям третьего флота. За транспортными судами стоял в линию четвертый флот, крылья которого выступали за впередистоявшие корабли. По сообщению Полибия, «общий вид строя представлял подобье клина, одна часть которого у вершины была полая, другая, у основания, — сплошная; целое же приспособлено к сопротивлению и нападению, и в то же время разорвать строй было нелегко».

Боевой порядок карфагенского флота в целом был вытянут в одну линию. При этом правое крыло состояло из быстроходных кораблей и выдавалось далеко в море, чтобы охватить левое крыло боевого порядка римлян. Левое крыло карфагенского флота имело форму крюка.

Увидев длинную тонкую линию боевого порядка карфагенян, римляне устремились на их центр. Но по приказанию начальника левого карфагенского крыла корабли, составлявшие центр, быстро обратились в бегство. Римляне стали их преследовать, в результате чего первый и второй римские флоты оторвались от третьего и четвертого флотов, тянувших за собой и охранявших транспортные суда.

Когда два римских флота удалились на значительное расстояние от третьего и четвертого флотов, отступавшие карфагенские корабли повернули назад и контратаковали преследовавшего их противника. Завязался ожесточенный бой, в котором перевес был на стороне карфагенян, так как их боевые корабли хорошо маневрировали.

Правое крыло карфагенян атаковало четвертый римский флот, а левое их крыло напало на третий флот, тянувший транспортные суда. Римляне сбросили канаты и вступили в бой. Образовались три очага морского боя - два на флангах и один в центре. Когда в центре корабли карфагенян были оттеснены, второй флот римлян поспешил на помощь своему четвертому флоту. Опасность окружения заставила карфагенян начать отступление в открытое море.

Командир первого римского флота заметил, что левое крыло карфагенян прижало к берегу третий флот римлян с транспортными судами, и поспешил им на помощь. Карфагенские корабли были окружены. Карфагеняне потерпели поражение.

Бой у мыса Экном показал превосходство хорошо маневрировавших в бою карфагенских кораблей. Но преимущество оказалось на стороне римлян, составные части боевого порядка которых хорошо взаимодействовали. Римские начальники флотов, имевшие успех, проявляли инициативу и своевременно приходили на помощь в те пункты, где римляне терпели поражение (17, С. 65).

В начале лета 255 года до н.э. римский флот отправился в Африку. У африканского побережья он без труда разбил вышедшую ему навстречу карфагенскую эскадру, захватив 24 корабля. Однако на пути домой, у берегов Сицилии, флот попал в ужасный шторм: из 364 судов уцелело только 80. Погибло около 70 тыс. гребцов и 25 тыс. солдат.

Война зашла в тупик, необходим был решительный шаг с чьей либо стороны. Этот шаг сделали римляне. Римский сенат пошел на крайнюю меру: было решено произвести государственный заем (трибут) у богатых людей и на собранные деньги построить новый флот. Занятые суммы предполагалось вернуть впоследствии, когда государство разбогатеет. Таким путем к 242 году до н.э. было построено 200 пятипалубных судов усовершенствованного типа. С этими силами консул Гай Лутаций Катул в марте 241 года в битве у Эгатских островов разбил флот Карфагена (карфагеняне потеряли 120 судов). После такого удара Карфаген оправиться уже не мог – римский флот стал безраздельно господствовать в Средиземноморье.

2. Типология римских военных судов. Структура и организация римского военного флота.

Следующий этап в развитии римского военного флота связан со временем принципата Августа. В рамках военных реформ, проведенных Августом, создание постоянного военного флота считалось фундаментальной необходимостью. Реформа этой морской силы в Средиземном море, целью которой явилось укрепление внутренних морских границ, означало появление и кристаллизацию концепции, в масштабе трех континентов, касающейся различных миссий римского имперского флота.

Согласно этой концепции, весь Средиземноморский бассейн, разделенный древнеиталийским полуостровом, находился под контролем единой базы. Были созданы два новых флота. Один, classis Praetoria Misenatis, контролировал западное побережье Средиземного моря. Второй, classis Praetoria Ravennatis, располагался на восточном побережье. Именно такое расположение флотилий отвечало всем необходимым географическим и стратегическим требованиям.

Оба флота являлись составной частью сил армии. Тацит начинает повествование о военной мощи Империи с упоминания о двух преторианских флотах Равены и Мизены (Равена - город в Италии, Мизена - мыс Италии - морская база Римской Империи). Светоний и Вегеций также, уделяют внимание созданным флотским объединениям в эпоху Августа. Так, Вегеций подчеркивает, что оба флота имели строго установленное зоны действия. Согласно этому территория восточного Средиземноморья переходила флоту Равены. Другими словами Черное море, которое до I в. н.э. имела греческое название Понт Эвксинский, находилось в ведении Равены (5, С. 173) .

Однако информация Вегеция относится и к более раннему периоду, когда флоты еще не были созданы или же когда только находились в процессе создания. В отдельных случаях, но не известно было ли это правилом либо исключением, римские флотилии разворачивали свои действия во многих регионах, независимо от своей «компетенции» (2, С. 78).

Кроме «географического» разделения флотилий, в римском флоте существовало, что вполне естественно, разделение флотилий на основе типов судов и их приспособленности (неприспособленности) к плаванию в открытом море: на речные и морские. Однако существовали и исключения. В течении долгого времени судно типа liburna, изначально предназначенное для морской навигации, находилось не только в распоряжении двух преторианских флотов, но и некоторых других.

Информацию о том, что представляло собой судно данного типа мы находим у Вегеция. «Либурны делаются главным образом из кипариса, из домашней и дикой сосны и из ели; лучше соединять их медными, чем железными гвоздями. Хотя расход при этом будет несколько значительнее, но так как это прочнее, то это выгодно; ведь железные гвозди быстро разъедает ржавчина от тепла и влаги, медные же и в воде сохраняют свою основную металлическую основу. Особенно нужно обращать внимание на то, чтобы деревья, из которых должны быть выстроены либурны, были срублены между 15 и 22-м числом месяца. Что касается величины кораблей, то самые маленькие либурны имеют по одному ряду весел; те, которые немного больше, — по два; при подходящей величине кораблей они могут получить по три, по четыре и по пять рядов весел. И пусть это никому не кажется огромным, так как в битве при Акциуме, как передают, столкнулись между собой гораздо большие корабли, так что они имели по шесть и больше рядов весел» (2, С. 94).

Как правило либурны ходили в сопровождении более мелких судов, информацию о которых мы также находим у Вегеция. «К более крупным либурнам присоединяются разведочные скафы, которые имеют на каждой стороне почти по двадцать рядов гребцов; их британцы называют... просмоленными. С помощью этих кораблей производят внезапные нападения, иногда нарушают свободное плавание и подвоз провианта для неприятельских кораблей и путем выслеживания перехватывают их прибытие и их планы. Чтобы эти разведочные суда не выдавали себя белым цветом, их паруса и канаты окрашиваются в венетскую краску, которая похожа на цвет морских волн; даже воск, которым обычно обмазывается корабль, окрашивается в ту же краску. Моряки и воины надевают одежду венетского цвета, чтобы не только ночью, но и днем они, занятые выслеживанием, могли бы остаться незамеченными» (2, С. 98). Однако подобную роль по отношению к крупным судам могли играть и более мелкие либурны, поэтому их использование в военных походах зависело от тактики римских флотоводцев и конкретных условий, в которых проходили боевые действия.

По своему назначению к судам типа «либурна» примыкает другой тип судов. Суда типа musculi ходили и по морю и по рекам, поэтому могли представлять собой эскадру, задачей которой являлась защита входов в устье Дуная и берегов провинции (использовались в рамках classis Praetoria Ravennatis). Как и суда типа либурна суда musculi заходили даже в верховье Дуная.

В период с III в. до н.э. по IV вв. н.э. римлянами использовалось несколько типов судов, как в военных целях, так и для различных транспортировок, торговли и т.д.

Главная проблема заключается в том, как представить различные типы судов. Дело в том, что в настоящий момент имеется несколько тысяч наименований судов римского флота, в том числе и античных авторов. Такая ситуация, с одной стороны, объясняется схематизмом большого количества наименований, а с другой стороны - неверной информацией древних авторов о форме и функции различных судов.

Существует несколько попыток составить технологическую классификацию римских судов. Причём в каждом случае присутствуют элементы анализа. Так, П.М. Дюваль предлагает 3 большие категории судов, анализируя известную морскую мозаику althiburus, беря её форму за основу.

1. ассиметричные судна (с вёслами или без), с закруглённой кормой;

2. судна с ассиметричным профилем (с вёслами или без), похожие на шпоры

3. промежуточные формы

Ф. Милтнер подразделяет все известные типы судов на две категории по их функциям:

• морской флот, куда входили разведывательные суда, транспортные и речные

• коммерческий (торговый ) флот

Ж. Пекари разработал свою классификацию, в которой он выделяет пять типов судов :

• navis longa

• navis oneraria

• navis actuaria

• navis piscatoria

• navis fluminalis

Не вдаваясь в детали, заметим, что последняя классификация оказалась удачной в силу того, что смогла охватить все судна, которые, в свою очередь, могут упоминаться сразу в нескольких классификациях. Так, судно liburna относящееся к navis fluminalis, согласно этой типологии, использовалось и на реках. Учитывая эту последнюю классификацию судов, которая, без сомнения, охватывает абсолютно все факторы ( форму, функцию, величину, технические характеристики, водное пространство, в котором они циркулировали), мы можем предположить, что классификация П.М. Дюваля (на судна симметричные и ассиметричные ) всё же наиболее удачная к настоящему моменту. Согласно иконографическим свидетельствам, симметричные судна являются торговыми, транспортными и провизионными, тогда как ассиметричные - суда военные.

По своим характеристикам римские военные корабли не только не уступали греческим, но даже превзошли их. Они отличались от греческих транспортных и торговых кораблей по форме задней части корабля - более полые и загнутые к внутренней части. Что касается внешней, она была выше образуя некий acrostalion. Военные корабли отличались количеством вёсел и гребцов, образуя своеобразную типологию: moneres, dieres, trieres, penteres, hexeres и т.д. Они могли быть afrakte, то есть без перекрытий, которые защищали гребцов более высокого ранга. Такое судно могло называться apera navis или kathafracte. Движение таких кораблей обеспечивалось как за счёт вёсел, так и парусов.

Первые римские военные корабли, очень похожие на военные суда Карфагена и Греции. Они были длиннее и уже торговых, несли один или два паруса, но все же их главной движущей силой оставались весла. Самыми крупными боевыми кораблями считались квадриремы и квинквиремы, то есть суда с четырьмя и пятью ярусами гребцов. Квинквирема имела 40 метров в длину, пять ярусов и 270 гребцов, а также 30 человек морского экипажа и 140 солдат. Каким образом располагались гребцы — этого мы не знаем. Точно так же нет точного представления о том, как размещались гребцы на триерах. По каждому борту длиной в 36 метров сидело по 90 гребцов, то есть всего их было 180. Не знаем мы и того, как располагались ярусы один над другим или с интервалами по длине. По заказу императора Наполеона III в Париже построили и спустили на воду Сены римскую триеру в натуральную величину. Это было в 1865 году. Но весла трех ярусов перепутались и триера, при всей своей величественности, не могла двигаться. Надо думать, что на настоящей триере гребцы располагались либо последовательно, либо рядом (14, С. 112).

Римляне усовершенствовали греческую триеру и оборудовали ее подъемным трапом, что называлось корвус для удобства атаки на абордаж. Большой блок обрушивался с высоты на вражеское судно и ломал корпус. Удар этот был потрясающий. На носу и на корме располагались небольшие площадки для стрелков. Помимо этого, римские боевые корабли имели грозные тараны каждый с тремя остриями. Римляне первыми в мире учредили морскую пехоту, которая использовала для абордажа подъемный трап на носу корабля. В случае необходимости трап этот длиной от 6 до 12 метров освобождался от крепления и стремительно падал на палубу вражеского судна. На боевом краю этого трала было острие, вонзавшееся в палубу противника. Теперь морская пехота могла идти в атаку. Обычно римляне в таких морских сражениях побеждали. Так они разгромили Карфаген, о чем уже говорилось выше.

Бирема — это боевая галера, приводимая в движение двумя ярусами гребцов. На грот-мачте она несла прямоугольный парус. Второй прямоугольный парус, только поменьше, крепился на второй, малой мачте впереди. Бирема была мобильнее триеры, имела возможность эффективнее использовать в бою таран, имевший форму клюва, который тоже был падающим. Кроме того, бирема имела боевую башню и большой блок для разрушения корпуса вражеского корабля. Единственным недостатком судна было малое число солдат на борту. В Музее науки и техники в Милане выставлена модель биремы на 23 весла по каждому борту. Ее длина - 32 метра, ширина - 5,75 метра, осадка - 1,3 метра.

В том же музее можно увидеть модель галеры поменьше — либурны, о которой говорилось выше. Либурна была введена в состав военного флота Рима по инициативе адмирала Агриппы ( I в. до н. э.). Длина либурны - 39 метров, ширина - 5 метров, осадка - 1,1 метра. Парусное оснащение такое же, как у биремы, весел - по 11 по каждому борту, в один ярус. Иногда, при удлиненных веслах, на одно весло полагалось по 2—3 человека. Эта конструкция скопирована римлянами у далматинских пиратов, которых было в то время полным-полно на Средиземном море.

Римляне для защиты своего торгового флота сначала скопировали пиратскую либурну, а потом стали этих же пиратов громить своим усиленным военным флотом. В 67-м году до н. э. против пиратов были брошены триремы и квинквиремы, но основная ударная сила принадлежала биремам, к тому времени уже оборудованным катапультами, и либурнам, на которых стояли тяжелые катапульты. Это было весьма грозное оружие: во вражеские корабли летели убийственные снаряды - глиняные горшки, наполненные смесью смолы и селитры, мгновенно вспыхивающей на палубе противника. При заливании такого пожара водой огонь разгорался еще сильнее. Погасить пламя можно было только песком или вином.

Биремы и либурны показали себя исключительно эффективными боевыми кораблями в сражениях с триерами - в большой битве между флотами Октавиана и Антония. Триеры Антония, при поддержке флота царицы Египта Клеопатры, вступили в бой с биремами и либурнами Октавиана у Акциума. Это было в 31 г. до н.э. После этого разгрома, триеры, как тип кораблей, потеряли свое значение. С падением Западной Римской империи триеры вообще исчезли с морских просторов. Их окончательно вытеснили биремы и либурны. Либурна стала прообразом дромона — гребного византийского судна (3, С. 271).

Двухъярусные биремы, как и галеры, продержались до конца XIII века. Характерной особенностью биремы (см. приложение) является узкий кринолин - парадос, служивший не для размещения гребцов, а для защиты бортов. В орнаментальном украшении форштевня предусматривались зажимы для копий. Выше металлического тарана линия форштевня имеет внутренний прогиб, а затем плавно выступает вперед и переходит в массивный акростоль, украшенный своеобразным орнаментом. Декоративные фигуры крокодилов по обеим сторонам форштевня, вероятно, символизировали название судна. Фальшборт, расположенный по всей длине биремы, в носу и корме имел открытые проходы. С носовой части, на наружной поверхности фальшборта, видны изображения головы Медузы и богини - покровительницы судна.

Для военачальника отводилось место под легким тентом-палаткой на корме. В носовой части располагались характерная для римских боевых судов башня для пращников и абордажный трап-ворон. На акростоле обычно крепились флагштоки с боевыми символами - трофеи с захваченных судов. Этот тип биремы - чисто гребное судно, приводимое в движение 88-ю веслами.

Римская трирема (триера) - основной тип боевого корабля Средиземноморья. Одни исследователи приписывают изобретение триремы финикийцам, другие называют коринфянина Аменокка. Главным оружием триремы был таран - продолжение килевого бруса. Водоизмещение судна достигало 230 тонн, длина – 45 метров.

Весла на триремах были различной длины. Самые сильные гребцы - траниты размещались на верхней палубе. Это была высокооплачиваемая и привилегированная каста. Гребцов среднего ряда называли зигитами, нижнего - таламитами. Командовал кораблем триерарх, ему подчинялись кормчий и начальник гребцов - гортатор.

Скорость хода триремы на веслах составляла 7 - 8 узлов, но все три ряда весел работали только во время боя. Даже при небольшом волнении нижний ряд весел втягивали внутрь корабля и весельные порты затягивали кожаными пластырями. Парусное вооружение состояло из большого прямоугольного паруса и малого (артемона) на наклонной мачте в носовой части судна. Мачты делались съемными и убирались на время боя. В ходе сражения триремы стремились развить максимальный ход, ударить тараном в борт врага, лишить хода, сломав ему весла и «сваливались» на абордаж.

Боевые корабли с пятью рядами весел - пентеры - были введены в римском военном флоте перед первой Пунической войной. (2644 - 241 гг. до н. э.) в связи с тем, что карфагеняне уже обладали многоярусными тяжелыми кораблями, борт которых, защищенный целым лесом весел, был недоступен таранному удару сравнительно легких римских бирем. За короткое время Рим ввел в состав своего флота 120 таких судов. Каждым веслом управлял один гребец, число весел в одном ряду доходило до 25. Длина пентеры была около 45 м, а общее количество весел достигало 250. Гребцы третьего и четвертого верхних рядов размещались в закрытом кринолине - пародосе, а нижнего яруса - друг над другом в корпусе корабля. Согласованная гребля таким большим количеством весел достигалась за счет соединения весел одного ряда общим канатом и применения упоров, ограничивающих величину гребка.

Нос и корму пентеры украшали акростолем (продолжение штевней). Кормовая часть корабля была окружена навесной галереей с балюстрадой, под которой обычно подвешивалась шлюпка. Пентеры имели две мачты с боевыми марсами (площадка в верхней части мачты). Парусное вооружение состояло из больших прямых парусов, использовавшихся только на переходах при попутных ветрах.

Таким образом, римский военный флот состоял из кораблей различных типов, приспособленных к различным условиям боя.

3. Характеристики римских торговых и транспортных судов.

Римское торговое судно вышло на морские просторы в III в. до н. э. Римские суда - онерарии - в основном возили товары из захваченных провинций. Общий облик этих кораблей передают рельефы и мозаики из раскопок в Остии и Помпеях (3, С. 155).

Библия сообщает нам о морском путешествии апостола Павла в Рим на корабле, который вез большой груз зерна и 276 пассажиров. Римские торговые суда были крупнее греческих. Они имели большую ширину, глубокую осадку и закругленный корпус, водоизмещение составляло около 150 тонн. Они достигали 20 метров в длину, 6 - в ширину, с осадкой порядка 3 метра. Самые крупные из римских торговых судов ходили регулярно на линии Александрия - Остия и перевозили в основном зерно (в их трюмах помещалось от 300 до 700 тонн зерна). Из греческих источников нам известны размеры одного из знаменитых кораблей этого типа, длина которого составляла 55 метров, ширина 15 метров, а высота от киля до верхней палубы - 13 метров. Это судно перевезло обелиск весом в 500 тонн от Гелиополиса до Рима. Значит, его водоизмещение должно было составлять по меньшей мере 1300 тонн, потому что, помимо обелиска, оно было загружено еще и 800 тоннами чечевицы.

Онерария приводилась в движение прямоугольным парусом на гротмачте, треугольным парусом (топсель пурпурного цвета) и маленьким парусом прямоугольной формы на короткой мачте, наклоненной вперед (фок-мачта), которая служила одновременно кран-балкой. Это было единственное римское изобретение в области торгового кораблестроения.

Передний парус облегчал маневренность и плавание при боковом ветре. Весла на римских торговых судах выполняли всего лишь вспомогательную функцию, хотя получали важную роль при безветрии. Характерная для этих судов приподнятая корма несла голову лебедя на длинной шее. Вместо рулевого весла - румпель, два весла с расширенными лопастями расположены позади. Раскопки на озере Неми позволили увидеть, что парусник эпохи императора Калигулы был по скулам одет тонкими свинцовыми пластинами для защиты дерева от гниения, Если верить Плутарху, самым крупным судном античности был корабль Гиерона Сиракузского: водоизмещение 4200 тонн, длина 150 метров, четыре тысячи гребцов. Но этот огромный по тем временам корабль совершил только одно плавание - из Сиракуз в Александрию. Судно такой величины не мог принять ни один тогдашний порт.

Изображенный в приложении римский зерновоз относится к 50-м гг. н. э. Длина его 27 метров, ширина -7,5 метров, осадка 2 - 2,5 метра. Такое судно должно было иметь вместимость не менее 250 - 300 тонн. Установленная в центре округлого, прочно сработанного корпуса мачта несла прямой парус, который был усилен двумя треугольными парусами, похожими на более поздние лиселя. В носу - короткая наклонная мачта типа бушприта с небольшим парусом - артемоном. Наличие артемона являлось серьезным шагом вперед, поскольку благодаря ему появилась возможность ходить при боковых ветрах. Круто изогнутая корма венчалась акростолем в виде головы лебедя. На выступающих кормовых балконах - кринолинах - крепилась пара мощных рулевых весел. На римских зерновозах впервые появилось надпалубное помещение - прообраз мостика. Там же располагались хозяин и пассажиры.

Прекрасный материал о состоянии транспортного флота и о кораблях в него входивших, дает колонна императора Траяна. На Колонне представлены 9 транспортных кораблей. Транспортные суда представлены почти идентичными. Хотя условие реализации этих кораблей ещё более очевидно по отношению к либурнам. Так, чтобы изобразить транспортные корабли, художник ограничился лишь наброском силуэта судна, корма и задняя часть которого имеют округлую форму и практически одинаковы по своему уровню. Ясно, что художник не был заинтересован в изображении нескольких типов транспортных кораблей, которые он не знал. Его попытка изобразить лишь разницу между военными кораблями и транспортными, отразилась в эскизе схематического контура судна. Чтобы придать более художественный вид наброскам художник изобразил в каждом корабле по одному-два вздутых шара, играющих роль перевозимых товаров. Вышесказанное не позволяет нам идентифицировать 6 кораблей с теми транспортными судами, которые использовались римлянами.

На одном фрагменте колонны мы видим 2 типа специальных транспортных кораблей. В верхней части располагается судно с вёслами, более округлыми. На корме находится кабина-платформа и рулевой. Два персонажа работают вёслами, на палубе тюки с товарами. Почти вся палуба занята кабиной с крышей, где можно увидеть некий висячий предмет. Все эти детали позволяют установить сущность корабля. Это, без сомнения, транспортное судно, предназначенное не только для товаров, но и для пассажиров. Это тип корабля thalamegus или cubiculata navis, использовавшегося на крупных реках. Нам не известно, по каким причинам корабль такого типа появился в римской армии на Дунае, в 102 году н. э. однако можно предположить, что Троян использовал подобные корабли.

На колонне изображено несколько типов транспортных римских судов. Внизу мы видим корабль, перевозивший лошадей конницы, под названием hippago; Navis fluminalis, категория транспортных кораблей, используемых на больших реках; Oikas, транспортное судно больших размеров, используемое в V в. н.э. Это торговые и транспортные суда, называвшиеся также navis oneraria. Иногда эти корабли связывают с военными судами, транспортирующими войска. Amphiprimnos еще один тип транспортного судна, - корма была закруглённой, корабль имел два ряда вёсел - рулей на корме, и по два - в задней части, что позволяло легко и быстро изменять маршрут. Можно так предположить, что движение осуществлялось исключительно при помощи вёсел.

PIateypegia, корабли с плоским дном. Были построены специально для функционирования в мелких водах дельты Нила. Благодаря многим глиняным и деревянным находкам, сделанным в Египте, можно до маленьких деталей воссоздать корабль такого типа. Это лёгкое судно, с плоским дном и вертикальными бортами, корма выше задней части. Судно имело мачту "латинский парус", с большой кабиной впереди.

Заключение.

Римский военный флот ведет свое начало с первой Пунической войны. О необходимости мощного военного флота римляне задумались во время осады Агригента. Долгая осада Агригента и блокада южноиталийских берегов карфагенянами убедили римлян в необходимости увеличения численности их флота и усиления его боеспособности. Это был решительный момент римской истории, от которого зависела вся дальнейшая судьба Римской республики.

Весь Средиземноморский бассейн, разделенный древнеиталийским полуостровом, находился под контролем единой морской базы. Были созданы два флота. Один, classis Praetoria Misenatis, контролировал западное побережье Средиземного моря. Второй, classis Praetoria Ravennatis, располагался на восточном побережье. Такое расположение флотилий отвечало всем необходимым географическим и стратегическим требованиям. Оба флота являлись составной частью сил армии.

Кроме «географического» разделения флотилий, в римском флоте существовало, что вполне естественно, разделение флотилий на основе типов судов и их приспособленности (неприспособленности) к плаванию в открытом море: на речные и морские. Однако существовали и исключения.

В период с III в. до н.э. по IV вв. н.э. римлянами использовалось несколько типов судов, как в военных целях, так и для различных транспортировок, торговли и т.д.

Существует несколько попыток составить технологическую классификацию римских судов. Причём в каждом случае присутствуют элементы анализа. Классификация П.М. Дюваля (на судна симметричные и ассиметричные) наиболее удачная к настоящему моменту. Согласно иконографическим свидетельствам, симметричные судна являются торговыми, транспортными и провизионными, тогда как ассиметричные - суда военные.

Римское торговое судно вышло на морские просторы в III в. до н. э. Римские суда - онерарии - в основном возили товары из захваченных провинций. Общий облик этих кораблей передают рельефы и мозаики из раскопок в Остии и Помпеях.

На колонне Траяна изображено несколько типов транспортных римских судов. Внизу мы видим корабль, перевозивший лошадей конницы, под названием hippago; Navis fluminalis, категория транспортных кораблей, используемых на больших реках; Oikas, транспортное судно больших размеров, используемое в V в. н.э.

Список использованной литературы.

1. Бокщанин А.Г. Древняя Греция и Древний Рим. – М., 1952.

2. Вегеций Флавий Ренат Краткое изложение военного дела / Пер. С.П.Кондратьева // ВДИ. – 1940. - №1.

3. Виппер Р.Ю. Очерки истории римской империи. – М., 1994.

4. Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. – М., 1992.

5. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. – М., 1998.

6. История Древнего Рима. / Под ред. Ковалева С.И. – М., 1937.

7. Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М., 1956.

8. Машкин Н.А. История Римской империи. – М., 1949.

9. Мейер Э. Экономическое развитие древнего мира. – М., 1978.

10. Моммзен Т. История Древнего Рима. – М., 1936 – 1941, 1949.

11. Полибий Всемирная история в сорока книгах. – М., 1982.

12. Разин Е.А. История военного искусства. – М., 1955.

13. Светоний Гай Транквилл Жизнь двенадцати цезарей – М., 1998.

14. Сергеев В.С. Очерки по истории Древнего Рима. – М., 1982.

15. Словарь античности. – М., 1989.

16. Тацит Корнелий Сочинения в 2 т. - М. – Л., 1969.

17. Фронтин Секст Юлий Стратегемы. // ВДИ. – 1946. - №1.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(832.0 KiB, 30 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!