Физические и психические отклонения от нормы у детей

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и соци­альные. Рассмотрим их подробнее.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя­ми. В медицине для каждой возрастной и половой группы де­тей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это — идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребен­ка, который точно соответствовал бы им. Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследствен­ными факторами, или какими-либо внешними обстоятельства­ми: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворитель­ным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жиз­ни семьи и др.

Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследствен­ными факторами, или какими-либо внешними обстоятельства­ми: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворитель­ным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жиз­ни семьи и др. Существует довольно много классификаций людей, имею­щих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная орга­низация здравоохранения в 1980 году приняла британский ва­риант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: недуг — любая утрата или аномалия психических либо фи­зиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность; ограниченная возможность — любые ограничения или по­теря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять ка­кую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека; недееспособность (инвалидность) — любое следствие де­фекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

В проекте закона РФ о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено понятие, принятое в западных стра­нах, «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический не­достатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тя­желые.

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) челове­ка, либо хроническое соматическое или инфекционное заболе­вание. К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двига­тельного аппарата.

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатка­ми. К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отста­лость детей, или олигофрения. Умственная отсталость может быть обусловлена врож­денными дефектами нервной системы или являться результа­том болезни, травмы или другой причины. У детей может про­являться различная степень выраженности умственной отста­лости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии. К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заи­кания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма. Еще одной разновидностью психических отклонений явля­ются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм— состояние психики, характеризующееся замк­нутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид — по­пытки к самоубийству.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей.  Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее ус­пешность выполнения какой-либо деятельности. Способности — характеристика личности, выражающая меру освоения не­которой совокупности деятельности. Мера одаренности и талан­та устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новиз­ной, нестандартностью, оригинальностью и другими показате­лями.

 

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!