Финансовый менеджмент как система управления финансами организации

14 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Термин «финансовый менеджмент» (financial management) при­шел в Россию в 90-х годах XX столетия из зарубежной практики. Термин «management» американского происхождения и не перево­дится на другой язык дословно. В англоязычных странах он упот­ребляется в различных, но близких по смыслу значениях, всегда применим к бизнесу и рассматривается как процесс управления в рамках предпринимательской деятельности в зависимости от ее ха­рактера. Для иных объектов используются другие термины. Напри­мер, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control»; для государственного или общественного управ­ления — термины «government administration» или «publik administra­tion». Иногда к слову management добавляется слово business (busi­ness management), что лишь подчеркивает его принадлежность к деятельности хозяйствующего субъекта.

Термин «управление» намного шире термина «менеджмент», поскольку применяется к разным видам деятельности человека (управление автомобилем, движение транспорта); различным сфе­рам деятельности (управление государством); к органам управления (различные подразделения государственных и общественных орга­низаций). Термин «менеджмент» применим лишь к управлению

социально-экономическими процессами, протекающими на уровне коммерческих организаций, хотя в последнее время его стали при­менять и в отношении некоммерческих организаций.

Менеджмент — это управление в условиях рыночной экономи­ки, что означает:

- ориентацию на спрос и потребности рынка, на запросы кон­кретных потребителей и организацию производства тех видов продукции и услуг, которые пользуются спросом и могут принести намеченную прибыль;

- стремление к повышению эффективности деятельности с наи­меньшими затратами, получению оптимальных результатов;

- хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений тем, кто несет ответст­венность за конечные результаты предпринимательской дея­тельности организации;

- постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка.

Предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта в разных фазах цикла его развития охватывает большое количество различных процессов и подпроцессов. В зависимости от организа­ционно-правовой формы хозяйствования, размера организации, вида ее деятельности, от фазы цикла отдельные процессы могут занимать либо ведущее место, либо осуществляться в небольшом размере, либо вообще отсутствовать. Из всего многообразия про­цессов можно выделить основные, которые присущи любой органи­зации, производственная, сбытовая, финансовая деятельность и управление производственным персоналом. Управление каждым из этих процессов является подсистемой в общей системе управления организацией.

Финансовый менеджмент дословно означает управление финан­сами, т.е. организацию финансовых отношений, управление движе­нием денежных средств, капиталом, формированием финансовой политики, оценку инвестиционных проектов, финансовое прогно­зирование и планирование.

Понятия «финансовый менеджмент» и «управление финансами» по своей сущности неравнозначны. Управление финансами охватыва­ет более широкую сферу, поскольку осуществляется не только в отдельных организациях, но и в рамках некоммерческих организа­ций, и на уровне государства.

В рыночных условиях хозяйствования организации самостоя­тельно принимают финансовые решения о вложении капитала, формировании финансовых ресурсов, их структуре, использовании

финансовых инструментов и методов. Они функционируют в усло­виях жестокой конкуренции, что объективно требует принятия бы­стрых изменений в управлении и в том числе в принятии неотлож­ных финансовых решений, учитывающих большое количество до­полнительных факторов. Современный финансовый менеджмент охватывает широкий спектр составляющих, связанных с использо­ванием результатов экономического анализа и специальных мето­дов расчетов. Он основан на разработке финансовой стратегии и тактики для достижения поставленных целей с учетом воздействия факторов внешней среды и конкретных условий хозяйственной дея­тельности. Правильнее представлять финансовый менеджмент как сплав планирования, анализа и контроля финансов организации на базе действующей системы бухгалтерского учета. К такому пониманию финансового менеджмента западная наука об управлении подошла не сразу.

В течение долгого времени роль финансов в деятельности хо­зяйствующих субъектов недооценивалась, игнорировалась необхо­димость финансового планирования. Это было связано с тем, что исторически развитие менеджмента как науки оценивалось с точки зрения двух разных подходов. При первом — основное внимание сосредоточивалось на технической стороне производственного про­цесса, при котором вопросы управления рассматривались на уровне исполнителя, т.е. как лучше организовать труд, повысить его про­изводительность.

Другой подход основан на управлении трудовыми ресурсами, что значительно расширяет сферу менеджмента, поскольку предпо­лагает стимулирование трудовой деятельности, учет психологиче­ских факторов, изучение мотивации труда.

Примерно в 50—60-е годы XX столетия начинает развиваться финансовый менеджмент. Он выделился в самостоятельную сферу деятельности. Консультационные услуги в области управления фи­нансами стали оказывать профессиональные специалисты или тра­стовые компании, трастовые отделы банков, особенно это относит­ся к такой сфере деятельности, как финансовый рынок.

Банковский менеджмент начал развиваться за рубежом в 80-е го­ды прошлого столетия. Применительно к кредитным учреждениям управление их активами и пассивами составляет содержание бан­ковского менеджмента.

Финансовым менеджментом также занимаются в инвестицион­ных фондах, страховых компаниях и пенсионных фондах, так как, не являясь по сути предпринимательскими организациями, они управ­ляют временно свободными денежными средствами населения.

В настоящее время финансовый менеджмент развивается одно­временно по многим направлениям, поэтому в этой области появи­лись и узкие специалисты, называемые линейными менеджерами. Это специалисты по страховому делу, управлению пенсионными фондами, операциям с ценными бумагами, вексельному обраще­нию, управлению банкротством, антикризисному управлению, оп­тимизации налогообложения, оценке недвижимости и т.д.

Финансовый менеджмент — финансовая система управления на уровне организации, направленная на достижение общих целей управления и взаимодействующая с внешней средой: контрагента­ми, заказчиками, подрядчиками, государством, банками и пр.

Финансовый менеджмент — наиболее сложная часть в общей системе управления организацией, поскольку любое принятое управленческое решение в конечном счете фокусируется в финан­совом результате.

Как любая система управления, финансовый менеджмент со­стоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления) (рис. 1.1).

Управляющая подсистема {субъект управления) — это финансовая служба организации и ее структурные подразделения. Финансовая служба как аппарат управления может быть представлена финансо-

вой дирекцией, финансовым управлением, финансовым отделом, сектором, участком в составе бухгалтерии. Конкретная структура финансовой службы, ее кадровый состав во многом зависят от ор­ганизационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, его раз­мера, вида деятельности и задач, поставленных руководством орга­низации. Финансовый менеджер управляет финансами организации с помощью стандартных методов и приемов, находящихся в его ар­сенале.

Как управляющая подсистема финансовый менеджмент ограни­чен государственным регулированием системой налогов, ставок ре­финансирования, тарифов, лицензирования, амортизационной по­литикой и т.п. (рис. 1.2).

Управляемая подсистема (объект управления) в финансовом ме­неджменте — это финансовые отношения, источники финансовых ресурсов, финансовые ресурсы, денежный оборот.

Финансовые отношения должны строиться и использоваться в текущей деятельности организации с целью активного воздействия на бизнес и ее финансовые результаты и всегда оформляться доку­ментально. Однако это не означает, что их возникновение должно немедленно отразиться на конечном финансовом результате. При­мером может служить заключение договора о поставке материаль­ных ресурсов. В основе управления финансовыми отношениями

лежит их экономическая целесообразность. Дополнительной слож­ностью в формировании финансовых отношений организации яв­ляется воздействие на нее целого ряда факторов внешней и внут­ренней среды.

Среди внешних факторов, влияющих на создание ра­ционального финансового менеджмента в организации, можно вы­делить:

- условия экономического развития страны;

- уровень интегрированности страны в мировую экономиче­скую систему;

- состояние рыночной инфраструктуры (уровень правового, информационного и культурного развития);

- степень развития финансового рынка и финансово-кредит­ных институтов (банки, финансовые, лизинговые, страховые и другие организации);

- многообразие форм финансовых отношений.

На основе внешних факторов государство разрабатывает свою финансовую политику.

К внутренним факторам, оказывающим влияние на формирование финансового менеджмента в организации, относятся:

- степень самостоятельности хозяйствующего субъекта в орга­низации финансово-хозяйственной деятельности;

- уровень осуществления бухгалтерского учета и отчетности ор­ганизации;

- степень использования пакетов прикладных программ для обработки и анализа информации;

- уровень профессиональной подготовки финансовых менедже­ров организации.

Источниками финансовых ресурсов организации являются взносы учредителей, прибыль от собственной предпринимательской дея­тельности, амортизационные отчисления, заемные и привлеченные средства. Каждый из источников имеет свою стоимость. Основная задача управления источниками финансовых ресурсов — оптимиза­ция их структуры в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Важнейший объект финансового менеджмента — финансовые ре­сурсы организаций, которые представляют собой совокупность соб­ственных денежных доходов (в наличной и безналичной формах) и поступлений извне (привлеченных и заемных), аккумулируемых организацией и предназначенных для выполнения финансовых обя­зательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства. Эффективное управление финансовыми ресурсами включает в себя управление активами в краткосрочном и долгосрочном аспектах.

Другой объект управления в финансовом менеджменте — де­нежный оборот организации, который сопровождается потоком де­нежных поступлений и платежей, имеющих непрерывный характер.

Финансовый менеджмент как подсистема в системе управления организацией испытывает на себе воздействие различных управлен­ческих решений и поэтому должен строиться на определенных принципах, важнейшие из которых — адаптивность, функциональ­ность, комплексность.

Принцип адаптивности основан на том, что подсис­тема финансового менеджмента не обособлена рамками одной ор­ганизации, а постоянно должна реагировать на изменения внешней среды и своевременно вносить коррективы в систему.

Принцип функциональности предполагает соот­ветствие реализации механизма финансового менеджмента постав­ленным конкретным целям организации.

Принцип комплексности означает использование взаимодополняющих приемов и методов для достижения постав­ленных целей.

Построение системы финансового менеджмента путем выявле­ния ее основных элементов и определения их взаимосвязей являет­ся необходимым, но не достаточным условием эффективного управления финансами организации. Финансовый менеджер может использовать специфические методы и приемы и варьировать ими при решении конкретных задач.

Систему финансового менеджмента отличает высокая динамич­ность, обусловленная постоянно меняющимся объемом финансо­вых ресурсов, величиной расходов и доходов, колебаниями спроса и предложения капитала и другими факторами.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!