Финансовое обеспечение корпоративной социальной политики

24 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Для российской экономики сейчас важно сформировать модель социальной политики, стимулирующую экономический рост и при ее формировании учесть опыт развитых стран.

Нефтяная отрасль всегда была основой отечественной экономики. Таковой она останется и впредь. Сегодня труд нефтяников приобрел общегосударственную значимость, потому что с его результатами связаны надежды россиян на будущее. Поэтому правительство России заинтересовано в развитии инвестиционной привлекательности компаний и предприятий отрасли.

Для успешного развития предприятия в условиях рынка, для повышения конкурентоспособности продукции необходимо модернизировать производство, применять передовых научных технологий, создать необходимой инфраструктуру производства и социальной сферы. Судьба экономических и технологических преобразований во многом зависит от того, как они проводятся, насколько адекватны применяемые методы и средства социальной политики, в какой степени нейтрализуют социальные издержки экономических преобразований и т. д. Социальная политика во многом определяет степень общественной поддержки различных преобразований.

Эффективность преобразований определяется не одними производственно-экономическими показателями; не меньшее значение приобретают социальные проявления и издержки преобразований. Игнорирование социальных ограничений экономических преобразований так же ущербно, как и игнорирование экономических ограничителей социальной политики и социальных программ.

Кризисная ситуация в обществе потребовала от крупных предприятий России новых подходов к организации социальной защиты своих работников и членов их семей, наполнение реальным содержанием конституциональных прав и свобод граждан.

В настоящее время, когда материально-финансовые ресурсы предприятий ограничены, обеспечение конкретности, адресности и рациональности расходования средств при решении проблемы социальной защиты своих работников и членов их семей имеет особо важное значение (как для самих работников, так и для общества).

Экономическое планирование корпоративных социальных программ -т важная составляющая реализации социальной политики предприятий, дочерних обществ и компании в целом. Основа экономического планирования корпоративной политики - бизнес-планы различных уровней, связанные в единый корпоративный план, подкрепленный финансовыми и материальными ресурсами, обеспечивающий выполнение всех мероприятий социальных программ.

Основные принципы бизнес-планирования в современных условиях: минимально необходимые затраты при максимальной эффективности финансируемых направлений деятельности; использование средств из дополнительных источников и средств реинвестируемых в производство из различных социальных программ, регулируемых государством.

Исходя из результатов анализа производственной экономической и финансовой деятельности компаний, дочерних обществ и предприятий, перспективных планов на последующий (планируемый) период, рассчитываются и согласовываются базовые критерии социальных программ приоритетных направлений деятельности. Базовые критерии определяют ежегодную сумму затрат на одного работающего, дополнительные затраты на членов семьи одного работника учитывают планируемую инфляцию и другие экономические показатели.

При определении основных корпоративных социальных программ учитывается характер производственной деятельности структуры, специфика региона и проводимой в нем социальной политики органами местного самоуправления.

Если одна из структур компании (корпорации) - градообразующее предприятие, оценивается соотношение уровня социальных льгот работников компании и работников бюджетных и муниципальных организаций в целях достижения здравого паритета и недопущения социальной напряженности.

Рассмотрим основные направления социальной политики и процесс формирования бизнес-плана по ее реализации на примере дочернего предприятия Тюменской нефтяной компании ОАО "Самотлорнефтегаз" с местонахождением в г. Нижневартовске.

ОАО "Самотлорнефтегаз" образовано в 2000 г., в результате реорганизации ОАО "Нижневартовскнефтегаз". В структуру ОАО "Самотлорнефтегаз" входят два нефтегазодобывающих управления (основные производственные единицы), предприятие внутреннего сервиса - управление по комп-римированию газа и аппарат управления Обществом (головной офис).

Основные цели и задачи социальной программы Общества:

- создание условий, способствующих повышению производительности и качества труда;

- улучшение быта на месторождении;

- программа оздоровления работников и детей работников Общества;

- содержание объектов соцкультбыта;

- обеспечение государственных гарантий (согласно закону о гарантиях, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

- обеспечение необходимых выплат, предусмотренных Коллективным договором;

- добровольное медицинское страхование;

- негосударственное пенсионное обеспечение;

- реализация жилищной программы;

- программа "Чистая вода";

- проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий;

- оказание шефской и благотворительной помощи;

С 2002 г. социальная политика ОАО "Самотлорнефтегаз", как одного из основных добывающих подразделений ОАО "Тюменская нефтяная компания", приобретает более целенаправленный, адресный характер. Это обусловлено спецификой решаемых задач в различные периоды, способами и методами их реализации, произошедшими структурными преобразованиями и другими объективными причинами. Если в период становления Общества 2000-2001 гг. приходилось буквально спасать социальную сферу предприятий, в которую средства не вкладывались в течение 5-10, а по отдельным направлениям и 20 лет, то на сегодняшний день стоят совершенно другие задачи. Финансирование социальных проектов 2000-2001 гг. в основном направлялось на создание и восстановление инфраструктуры Самотлорского месторождения, приобретение необходимого оборудования, материалов, электробытовых приборов, строительства и капитального ремонта объектов соцкультбыта на месторождении и в городской черте, необходимых для создания нормальных условий труда и отдыха работающих. Средства направлялись и на реализацию социально-значимых программ Общества:

- организация горячего питания бригад ПРС;

- внедрение программы "Чистая вода";

- организация санаторно-курортного лечения работающих;

- организация детского отдыха и укрепление существующей системы здравоохранения непосредственно на месторождении.

Получила ускоренное развитие жилищная программа, возрождены программы по оказанию шефской и благотворительной помощи предприятий и организаций.

Возрождение традиций заключения коллективных договоров между администрацией и профсоюзным комитетом позволило значительно улучшить материальное положение неработающих пенсионеров, работников, впервые уходящих на пенсию, ветеранов ВОВ.

На все вышеперечисленные мероприятия по выполнению социальной программы в 2000-2001 гг. Обществом затрачено около 1 млрд 100 млн руб., в 2002 г. - 351 млн руб. Такая значительная разница в финансировании объясняется тем, что в 2000-2001 гг. приоритетным было восстановление социальной инфраструктуры Самотлора, потребовавшее значительных капитальных вложений. Все это позволило улучшить условия труда и быта на месторождении, удовлетворить потребности работающих в отдыхе, лечении, других социальных благах, решить вопросы региональных и других целевых программ.

Блоком (подразделением) по кадровой и социальной политике проанализировано расходование финансовых ресурсов на эти цели. Оказалось, что определенные средства планировались предприятиями без должной на то необходимости, т. е. их использование на те или иные программы можно было ограничить гораздо меньшими суммами. Поэтому для реализации сложного комплекса социальных программ кардинально изменена структура Блока по кадровой и социальной политике Общества.

Раньше в каждом структурном подразделении ОАО "Са-мотлорнефтегаз" был отдел социального развития, подчинявшейся заместителю директора по материальному снабжению и транспорту этого подразделения. Данная структура была в принципе недееспособна, так как до заместителя по указанным вопросам, занятого транспортом, снабжением и пр., как и других заместителей директора не доходила суть социальной значимости проблемы, которую ставил начальник социального отдела. Отсюда остаточный принцип в решении последних.

Для решения этой задачи в ОАО "Самотлорнефтегаз" выстроена сквозная, вертикальная структура с административным подчинением социальных отделов всех структурных подразделений департаменту по кадровой и социальной политике, а также заместителю генерального директора - руководителю блока по кадровой и социальной политике. Эта структура формирует социальную политику в целом в Обществе и контролирует ее реализацию на местах. Структура управления социальными программами:

- консолидирует финансовые ресурсы, направленные на реализацию социальных проектов, значимых для всех структурных подразделений Общества;

- квалифицированно выбирает контрагентов по выполнению различных услуг;'

- тесно увязана с Генеральным планом реконструкции Самотлорского месторождения в целом.

Подразделения блока по кадровой и социальной политике, базирующиеся в структурных единицах Общества, основываясь на базе глубокого знания Самотлорского месторождения, социальных проблем в коллективах цехов и^бригад, контролируют реализацию программ на местах, систематизируют данные о положении дел в низовых структурных подразделениях и выходят с предложением в центральный департамент о решении тех или иных задач в разрезе Общества.

В результате объединения творческого потенциала работников центрального департамента и практической работы подразделений блока на местах сформирована стройная система планирования и реализации социальных проектов, принятая за основу работы во всех подразделениях и Обществах ОАО "Тюменская нефтяная компания". В результате произведенных преобразований появилась возможность:

- глубокой проработки каждой программы;

- концентрации усилий высокопрофессиональных специалистов;

- иметь достаточный уровень власти для ведения диалога с директорами, структурных подразделений и отстаивании позиций и жизнеспособности программ, обеспечения их финансирования.

Основываясь на единых корпоративных социальных программах ОАО "Тюменская нефтяная компания", Обществом определяется приоритетное, характерное только для Самотлорского месторождения направление деятельности в области социальной сферы. Учитывая длительный период эксплуатации Самотлорского лицензионного участка, остаточный принцип финансирования социальной сферы и развитие инфраструктуры на начальном этапе его разработки и освоения перед Обществом стоит задача обеспечения работающих на месторождениях всем необходимым набором социальных благ для плодотворного высокопроизводительного труда.

Успешное решение социальных проблем и внедрение в жизнь принятой социальной политики во многом зависит от взаимодействия социальных работников и профсоюзных комитетов. При разработке бизнес-плана учитываются все требования действующего в Обществе коллективного договора между администрацией и профсоюзным комитетом. Опыт и творческий подход к решению социальных проблем работников блока Общества позволил руководству компании принять решение о разработке единого Коллективного договора компании на основе принципов формирования статей коллективного договора ОАО "Самотлорнефтегаз", учитывая специфику каждого региона, в котором базируются предприятия ОАО "Тюменская нефтяная компания".

Начальный этап формирования бизнес-плана состоит из сведения планируемых затрат в отдельные блоки и направления. В ОАО "Самотлорнефтегаз" это:

- выплаты работающим на основании государственных гарантий согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (льготный проезд);

- социальные гарантии, реинвестированные в производство;

- социальные затраты непроизводственного характера;

- социальные затраты производственного характера;

- затраты, связанные с улучшением быта на месторождении, социальные затраты из средств инвестиционных проектов.

После формирования блоков бизнес-плана каждый из них разбивается на отдельные направления затрат, производимых из себестоимости и затрат за счет внереализационных и прочих операционных расходов (прибыль).

По окончании формирования статей затрат и определении источников их финансирования обрабатываются и систематизируются данные, полученные от подразделений блока, базирующихся в структурных единицах Общества, в целях создания единых программ по реализации социальной политики.

Оценка": перспективы финансового состояния предприятия, базовое критерии и коэффициенты, выведенные на их основе, позволяют определить затраты, связанные с численностью работающих и членов их семей, пенсионеров и других категорий граждан, получающих социальные льготм на основании действующего Коллективного договора.

На основании региональных и корпоративных программ производится расчет статей затрат, направленных на их реализацию. Расчетным путем (от достигнутого) определяются планируемые затраты по различным подрядным организациям финансирования услуг, намеченных из бизнес-плана по реализации социальной программы, с учетом ежегодной инфляции и дефляторов ежеквартального роста стоимости услуг сторонних организаций. При наличии постоянных ежегодных затрат проводится экономический анализ и определяется целесообразность включения их в бизнес-план.

Окончательно сформированный бизнес-план проходит экономическую и производственную оценку в Обществе и компании и выносится на рассмотрение и утверждение в руководящие органы компании.

По итогам корректировок планируемых затрат и утверждения бизнес-плана Общества окончательно формируется и утверждается бизнес-программа структурных подразделений с доведением контрольных показателей, которые являются законом для всех подразделений Общества.

Процесс бизнес-планирования позволяет в полной мере обеспечить прозрачность затратного механизма в любой компании, обеспечивает концентрацию средств для выполнения намеченных социально значимых программ и наряду с передовыми производственными технологиями, оптимизацией управленческих процессов определяет лицо компании, повышает ее инвестиционную привлекательность, приближая ее к мировым стандартам.

Реализация социальной политики - важнейшая составляющая экономики предприятия

Эффективность реализации социальной политики любого уровня - федерального или корпоративного - зависит от финансовых возможностей. Неотъемлемый элемент в системе мер, направленных на стимулирование экономического роста, социальная политика. Создание действительно эффективной системы управления корпоративной социальной политикой - важнейшая задача любого крупного предприятия. Кризисная ситуация в стране потребовала от крупных предприятий России новых подходов к организации социальной защиты своих работников и членов их семей, наполнение реальным содержанием конституциональных прав и свобод граждан.

Смысл любых экономических преобразований в конечном итоге замыкается на ее социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоев населения к реформированию экономики, значит, и на успех самих реформ.

Социальной сфере в последнее время придается большое значение, поскольку нормально, качественно и производительно люди могут работать, если большая часть их сил не уходит на решение проблем, связанных со здоровьем, жильем, заботой о детях. Сегодня это понимают руководители многих крупных компаний.

ОАО "Тюменская нефтяная компания" - одна из первых корпораций, стала уделять постоянное внимание условиям труда, быта и отдыха своих сотрудников. Социальная политика компании направлена на создание максимально благоприятных условий для эффективной трудовой деятельности персонала.

Основные производственные объекты ОАО "Самотлор-нефтегаз" находятся на расстоянии от 12 до 70 км от города, где рабочие проводят большую часть времени. Решение вопросов организации быта, досуга и рабочих мест нефтяников на промыслах для руководства компании приоритетные. На предприятии установлена регулярная обратная связь с производственными подразделениями и службами. Первые руководители Общества систематически посещают месторождение с целью контроля за выполнением мероприятий по улучшению' социально-бытовых условий. На месторождении регулярно проводятся опросы и консультации с работниками, пожелания и предложения которых учитываются в планах работ. В отделе социального развития ОАО "Самотлор-нефтегаз" организована "горячая линия", по телефону которой любой работник может позвонить, задать интересующий его вопрос и получить квалифицированный ответ специалиста. Генеральный директор Общества и его заместитель - руководитель блока по кадровой и социальной политике еженедельно проводят прием по личным вопросам, но большая их часть решается в рабочем порядке через "горячую линию". Большое внимание уделяется решению вопросов реконструкции и капитального строительства объектов социально-бытового назначения на месторождении, повышению качества общественного питания и медицинского обслуживания на промыслах. Постепенно строятся и капитально ремонтируются административно-бытовые корпуса с полным набором необходимых санитарно-бытовых помещений, столовые, опорные пункты бригад, бытовые помещения, прачечные, общежития на месторождении. В целях обустройства вновь вводимых объектов приобретается необходимое оборудование для столовых, медпунктов, мебель, бытовая техника, шкафчики в бытовые помещения и т. д.

Работников Общества обслуживают 42 столовые, расположенные в основном на Самотлорском месторождении. Для обращения за медицинской помощью открыто 12 здравпунктов, в том числе 9 из них расположены непосредственно на месторождении.

Для оказания оперативной медицинской помощи на Самотлорском месторождении в ночное время в 2002 г. введен в эксплуатацию круглосуточный здравпункт, оборудованный всем необходимым медицинским инвентарем, укомплектован высококвалифицированным персоналом. Для оказания первой доврачебной помощи на местах за здравпунктом закреплена санитарная автомашина с круглосуточным графиком работы. Сотрудникам предоставляется социальный пакет. В него входят все социальные льготы, оговоренные в коллективном договоре. Коллективный договор детально проработан. Для этого изучались коллективные договоры прошлых лет, договоры других предприятий, анализировалась экономическая ситуация на предприятии. За каждой строчкой договора стоит определенная статья в бюджете.

Все сотрудники имеют полисы добровольного медицинского страхования. Полис гарантирует получение помощи не только по месту жительства, но и в других медицинских учреждениях Нижневартовска, Москвы и других городах, где расположены предприятия ТНК. Отбор медицинских учреждений происходит по самым серьезным критериям. Специалисты предприятия знают, что им гарантировано качественное медицинское обслуживание.

Программа оздоровления - одна из приоритетных направлений социальной политики Общества - учитывает особенности организации труда в климатических условиях Севера, включает в себя санаторно-курортное лечение, профилактику профзаболеваний, различные оздоровительные, спортивные программы.

В бизнес-плане Общества заложена статья "Профилактика профзаболеваний". В ней предусмотрено проведение ежегодных флюорографических осмотрев, вакцинация против гриппа и т. д.

Планирование средств на профилактику здоровья собственных сотрудников - это фактически оптимизация будущих финансовых затрат на их лечение. Выгоднее выделять деньги на регулярные медицинские осмотры, покупку противогриппозной вакцины, чем потом оплачивать дорогое лечение хронических заболеваний работника и больничный лист.

Успешное решение производственных задач - главное для всего коллектива ОАО "Самотлорнефтегаз". Но вопросы социальной политики (льгот, строительства жилья и др.) волнуют конкретных людей -- каждый работник предприятия связывает с ними определенные надежды, строит свои планы.

Руководству Общества небезразлично, как его сотрудники работгают и отдыхают. Санаторно-курортные путевки приобретаются за счет различных средств (ДМС, прибыль, соцстрах) и реализуются работникам Общества и членам их семей на льготных условиях. Ежегодно дети работников Общества оздоравливаются на Черноморском побережье в детских оздоровительных лагерях. Родители приобретают путевки за 10% стоимости; предусмотрено 50%-ное удешевление стоимости проезда к месту детского отдыха.

В целях организации детского летнего отдыха в городе Нижневартовске на базе спортивно-оздоровительного комплекса "Радуга" организован детский лагерь, где ежегодно отдыхают 400 детей сотрудников Общества и предприятий Тюменской нефтяной компании в г. Нижневартовске.

В целях социальной поддержки работников ОАО "Тюменская нефтяная компания" организован негосударственный пенсионный фонд "ТНК-Владимир". Совместно с ТНК фондом создана единая корпоративная система дополнительного пенсионного обеспечения работников холдинга, позволяющая обеспечить выходящих на пенсию сотрудников дополнительными материальными средствами и способствовующая своевременному омоложению кадров компании.

Эффективная система социальной защиты привлекает в компанию квалифицированных специалистов, снижает текучесть кадров, укрепляет корпоративный дух и является основой успешной производственной деятельности.

Неработающим пенсионерам, проработавшим 10 и более лет на предприятии (а это порядка 1000 чел.) и уволившимся на пенсию до образования пенсионного фонда "ТНК - Владимир" ежегодно производится доплата к пенсии в размере 2000 руб.

В рамках реализации жилищной политики за 3 года смогли улучшить свои жилищные условия 306 семей работников Общества.

Большое внимание уделяется формированию нового формата Коллективного договора Общества, основные направления которого в полном объеме подкреплены финансовыми средствами, заложенными в бизнес-плане по реализации социальной программы. Коллективный договор - основной документ, по которому живет коллектив предприятия. И администрация, и общественные организации, и трудовой коллектив относятся к нему, как к внутреннему закону предприятия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!