Финансово-правовое регулирование обязательного страхования

25 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Обязательное страхование — одна из форм страхования, при которой страховые отношения возникают в силу закона. Обязательное страхование подразделяется на государственное, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации, и социальное, правовую основу которого образуют в первую очередь федеральные законы «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Об основах обязательного социального страхования», Закон об обязательном пенсионном страховании РФ и иные нормативные акты.

Возникающие при обязательном социальном страховании общественные отношения являются одновременно предметом трудового права, права социального обеспечения, а также финансового права.

Финансово-правовое регулирование в сфере обязательного страхования обусловлено тем, что:

1)                      именно государство в законодательном порядке устанавливает виды, условия обязательного страхования;

2)                      государство определяет бюджетные источники выплат страховых возмещений;

3)                      государство или выступает одной из сторон данных отношений, или осуществляет государственный надзор за выполнением требований закона страховщиком и страхователем;

4)                      регулирование отношений по обязательному страхованию осуществляется государством с использованием императивного метода, что является характерным для финансового права;

5)                      законодательно устанавливаются тарифы страховых взносов, платежей;

6) государство определяет порядок формирования, размещения и расходования соответствующих страховых фондов в публичных целях.

Цель финансово-правового регулирования данных отношений заключается в обеспечении, с одной стороны, автономности финансовой системы обязательного социального страхования, а с другой стороны, включенности системы обязательного социального страхования в финансовую систему государства, гарантированности государством соблюдения прав застрахованных лиц.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

•  устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

•  всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

•  государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

•  государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

•  паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

•  обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

•  ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

•  обеспечение надзора и общественного контроля;

•  автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами отношений по обязательному социальному страхованию выступают:

1) страховщик — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с законодательством о конкретных видах социального страхования: Фонд социального страхования РФ,

Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования;

2)                      страхователь — юридическое лицо любой организационно- правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. В ряде случаев, предусмотренных законодательством, страхователями могут выступать органы исполнительной власти и органы местного самоуправления;

3)                      застрахованные лица — граждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; иные категории граждан, предусмотренные законодательством.

Основанием страховых выплат является наступление следующих страховых рисков:

•  необходимость получения медицинской помощи;

•  временная нетрудоспособность;

•  трудовое увечье и профессиональное заболевание;

•  инвалидность;

•  потеря кормильца;

•  смерть застрахованного лица;

•  другие страховые риски.

Страховыми обеспечениями по отдельным видам обязательного социального страхования являются, в частности:

•  пенсия по старости;

•  пенсия по инвалидности;

•  пенсия по случаю потери кормильца;

•  пособие по временной нетрудоспособности;

•  пособие по безработице;

•  оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

•  оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

•  иные виды пенсий и пособий.

Источниками формирования фондов обязательного социального страхования являются:

•   единый социальный налог;

•   страховые взносы;

•   выделяемые из бюджета средства;

•   штрафы, пени, взимаемые со страхователей за допущенные нарушения;

•   иные источники, предусмотренные законодательством.

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации как один из видов обязательного социального страхования представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Страховым риском для целей обязательного пенсионного страхования признается утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая: достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности или потери кормильца.

Страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию в зависимости от страхового случая являются страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости и по инвалидности, страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца, социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, составляющие единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователями выступают организации; индивидуальные предприниматели; граждане, производящие выплаты застрахованным, а также адвокаты.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование:

•  работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг;

•  самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты) и другие категории, указанные в законодательстве.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Объектом обложения страховыми взносами у страхователей, осуществляющих выплаты в пользу застрахованных лиц, и базой для их начисления являются объекты обложения страховыми взносами, определенные Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

1)                      обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

2)                      возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

3)                      обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Объектом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выступают имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Основные цели данного вида социального страхования реализуются путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Страховщиком в отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев выступает Фонд социального страхования Российской Федерации. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101. Согласно Положению Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаевявляютсяюридическиелицалюбой организационно- правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Закон устанавливает обязательность регистрации страхователей страховщиком и сроки, в течение которых страхователь должен быть учтен и зарегистрирован.

Застрахованными являются следующие категории физических лиц:

1)    физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

2)    физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;

3)    физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора (например, подряда), однако при условии, что в нем зафиксирована обязанность страхователя уплачивать страховщику страховые взносы;

4)    физические лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.

Страховой случай по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев — подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Обеспечение по страхованию — страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с законодательством.

Обеспечение по страхованию осуществляется в следующих формах:

1)    в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем;

2)    в виде единовременных либо ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

3)    в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Перечень таких расходов устанавливается федеральным законом. В него, в частности, включены расходы:

•  на дополнительную медицинскую помощь, специальный медицинский и бытовой уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

•  санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания;

•  протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному для трудовой деятельности и в быту, и др.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:

•   обязательных страховых взносов страхователей;

•   взыскиваемых штрафов и пеней;

•  капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;

•  иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Установленный законом страховой тариф применяется к начисленной страхователем оплате труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Страховщиками по обязательному медицинскому страхованию являются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, представляющие собой самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат1.

В отношениях по обязательному медицинскому страхованию участвуют граждане, страхователи, страховые медицинские организации, медицинские учреждения.

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются:

•  для неработающего населения — правительства республик в составе Российской Федерации; исполнительные органы автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; местная администрация;

•  для работающего населения — предприятия; учреждения; организации; лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Форма типовых договоров обязательного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Правительством РФ.

Страховым риском по обязательному социальному страхованию является необходимость получения медицинской помощи.

Страховым обеспечением — оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи, входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения при определенных в соответствующем перечне заболеваниях, осуществляется проведение мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых детей. Медицинская помощь в рамках базовой программы предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет:

• отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование в составе сумм страховых взносов, ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

См.: Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»:

добровольных взносов юридических и физических лиц;

•  доходов от использования временно свободных финансовых средств;

•   нормированного страхового запаса Федерального фонда;

•   поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством.

Ранее отмечалось, что возникающие в данной сфере общественные отношения являются предметом регулирования ряда отраслей права, в том числе финансового права.

К отношениям по обязательному социальному страхованию, регулируемым финансово-правовыми нормами, относятся следующие.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» в случае нехватки в данной системе средств для социальных выплат Правительство страны в лице своих органов — Минфина России и Министерства экономического развития и торговли РФ — должно при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусмотреть дотации Фонду социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить необходимые выплаты по обязательному социальному страхованию.

Законодательство предусматривает возможность вложения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования Фондом социального страхования только под обязательства Правительства РФ. Согласно п. 3 и 5 ст. 13 названного Федерального закона средства обязательного социального страхования являются федеральной собственностью, страховщики же осуществляют их оперативное управление.

За финансово-хозяйственной деятельностью страховщика и осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводится государственный контроль Счетной палатой РФ, а в части использования ассигнований из федерального бюджета — федеральным органом исполнительной власти в области финансов — Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Предметом финансового права являются также отношения между Фондом социального страхования и страхователями по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования, включая:

•  отношения по формированию резервов средств на осуществление социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

•  отношения в процессе аккумулирования платежей, в том числе капитализации платежей в случае ликвидации страхователя;

•  отношения между страховщиком и страхователем по взиманию пени с последнего за каждый день просрочки уплаты страхового взноса или штрафов;

•  отношения по выделению средств из бюджета данного фонда страхователям на страховые выплаты застрахованным.

Помимо обязательного социального страхования к предмету финансового права также относятся отношения по государственному обязательному страхованию.

Государственное обязательное страхование подразумевает возложение обязанности по страхованию на лиц, указанных в законе. Этот вид страхования включает страхование:

•  жизни, здоровья или имущества определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;

•  риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.

Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может возлагаться на гражданина по закону.

Государство устанавливает обязательную форму страхования в том случае, когда защита тех или иных объектов связана с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества. Обязательное государственное страхование проводится на основе соответствующих законодательных актов, в которых предусмотрены:

•  перечень объектов, подлежащих страхованию;

•  объем страховой ответственности;

•  уровень (нормы) страхового обеспечения, основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании;

•  порядок установления тарифных ставок страховых платежей и некоторые другие вопросы.

Закон определяет круг страховых организаций, которым поручается проведение обязательного страхования.

Принцип обязательности в равной степени распространяется на страхователя и страховщика: первый обязан вносить страховые платежи по действующим ставкам, другой — выплачивать страховое возмещение во всех предусмотренных случаях.

Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. Этот вид страхования производится за счет страхователя, за исключением обязательного страхования пассажиров, которое в предусмотренных законом случаях может осуществляться и за их счет, а также при обязательном государственном страховании жизни, здоровья и имущества граждан страхование проводите я за счет соответствующего бюджета (п. 3 ст. 927 ГК РФ).

Принцип обязательности достаточно широко применяется в имущественном страховании. Так, законодательством предусмотрены случаи обязательного страхования юридическими лицами имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или оперативном управлении и являющегося государственной или муниципальной собственностью, предусматривается также страхование организациями своей ответственности. С 2003 г. введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В основном данный вид страхования относится к предмету финансового права, поскольку в перечисленных отношениях государство является обязательной стороной или само непосредственно, или в лице уполномоченного органа; этот вид страхования осуществляется за счет средств бюджета.

Одним из видов государственного обязательного имущественного страхования является обязательное страхование вкладов.

В развитие банковского законодательства в 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Цели введения данного вида страхования возможно подразделить на две группы:

1.    непосредственные;

2.    опосредованные.

К непосредственным целям относятся защита прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему.

К опосредованным целям данного вида страхования относятся увеличение инвестиционных ресурсов в результате аккумулированных сбережений в банковской системе, а также цели стабилизации денежного обращения в стране.

Создание системы страхования вкладов базируется на следующих принципах:

•   обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

•   сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязанностей;

•   прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

•   накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков — участников системы страхования вкладов.

Предметом финансово-правового регулирования являются отношения:

•   по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев;

•   отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов.

В целях осуществления функций по обязательному страхованию создано Агентство по страхованию вкладов (далее — Агентство), являющееся государственной корпорацией, некоммерческой организацией.

В полномочия Агентства входит:

•   организация учета банков; сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в Фонд обязательного страхования вкладов (далее — Фонд);

•   осуществление мероприятий по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;

•  обращение в Банк России с предложениями о применении к банкам-нарушителям мер ответственности;

•  размещение, инвестирование временно свободных денежных средств Фонда обязательного страхования вкладов;

•  иные полномочия.

Высшим органом управления Агентства является Совет директоров, в чьи полномочия входит:

•  утверждение предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита Фонда и направление его Правительству РФ для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;

•  установление ставки страховых взносов;

•  определение направления, условий и порядка размещения, инвестирования временно свободных денежных средств Агентства;

•  принятие решения о наличии дефицита Фонда и направление предложения в Правительство РФ о его покрытии;

•  принятие решения о перечислении в федеральный бюджет средств после восстановления финансовой устойчивости системы страхования;

•  назначение аудитора Агентства;

•  принятие решения о выпуске облигаций и иных ценных бумаг;

•  иные полномочия.

Агентство подотчетно Правительству РФ и Банку России.

В процессе формирования и функционирования системы обязательного страхования вкладов возникающие общественные отношения складываются между:

1)                      банками Российской Федерации и Агентством;

2)                      банками Российской Федерации и Банком России;

3)                      Агентством и Банком России;

4)                      Агентством и Правительством РФ, а также иными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Финансовую основу системы страхования вкладов образует Фонд, являющийся собственностью Агентства и предназначенный для финансирования выплат возмещения по вкладам. Источниками формирования Фонда выступают:

•  страховые взносы, денежные средства и иное имущество, полученные в удовлетворение права требования Агентством;

•  пени;

•  средства федерального бюджета;

•  доходы от размещения, инвестирования временно свободных денежных средств Фонда;

•  другие доходы.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов законодательство предусматривает право Правительства РФ выдавать беспроцентные бюджетные ссуды и осуществлять заимствования в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.

Проведенный анализ общественных отношений, складывающихся в процессе формирования и функционирования системы страхования вкладов, законодательства, регулирующего данные отношения, позволяет сделать вывод о появлении нового вида государственного обязательного страхования, нового целевого фонда денежных средств, входящего в финансовую систему общества, создание и распределение которого охватывается финансовой деятельностью государства, что влечет включение этих отношений в предмет финансового права.

Помимо обязательного имущественного страхования законодательством предусмотрено обязательное государственное лйчное страхование, которое включает в себя:

•  страхование работников ядерных установок и иных аналогичных предприятий, а также некоторых других лиц от риска радиационного воздействия за счет собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»1);

•  обязательное государственное страхование военнослужащих; граждан, призванных на военные сборы; лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; работников налоговых органов и налоговой полиции; судей; всех сотрудников кадрового состава органов внешней разведки и органов государственной безопасности; судебных приставов (Закон о налоговых органах РФ, Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»[1], Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»3, Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»);

•  страхование врачей-психиатров и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи (Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[2]);

•  страхование лиц, пострадавших от чернобыльской катастрофы, а также граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов аварии 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу (Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);

•  страхование должностных лиц таможенных органов (ст. 418 Таможенного кодекса РФ);

•  страхование доноров за счет средств службы крови на случай заражения их инфекционными заболеваниями при выполнении донорской функции (Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»[3]).

Страховыми случаями при обязательном государственном личном страховании являются:

1)                      гибель (смерть) застрахованного лица; причинение увечья или иного повреждения здоровья, исключающих (либо не исключающих) возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью;

2)                      для военнослужащих и приравненных к ним лиц — смерть, увечье (ранения, контузии, травмы) или заболевание, полученные в период прохождения ими военной (иной приравненной) службы или военных сборов, и др.

Законодательством предусматриваются различные размеры выплат применительно к каждой группе застрахованных лиц.

Во-первых, к отношениям по обязательному страхованию, регулируемым нормами финансового права, относятся отношения, связанные с лицензированием деятельности страховщика.

Страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие лицензию на осуществление данного вида страхования. Лицензии выдаются Федеральной службой страхового надзора. Страховщики выбираются на конкурсной основе.

Во-вторых, к отношениям, регулируемым нормами финансового права, относятся отношения между страхователями и страховщиками в связи с уплатой страховых взносов и страховых выплат.

Страхователями в данных отношениях являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, например, Минобороны России, МВД России и др. Застрахованными являются, например, военнослужащие, работники налоговых органов и другие категории работников.

[1]     СЗРФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
[2]     Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
[3]     Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 28. Ст. 1064.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!