Финансовая среда организации

19 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В тесном взаимодействии с правовой средой выступает финан­совая среда предпринимательства, создаваемая финансовым рынком.

Финансовый рынок - рынок, на котором обращаются капиталы и кредиты. Различают рынок краткосрочного капитала и рынок дол­госрочного капитала. Он представляет собой механизм, при помощи которого осуществляется торговля финансовыми инструментами.

Финансовые рынки способствуют развитию инвестиционного процесса с помощью механизмов, удовлетворяющих потребности заемщиков (потребителей капитала) и кредиторов (по­ставщиков капитала).

Организация может выступать на финансовом рынке не только как покупатель, но и как продавец. В случае, если у организации имеется избыточный собственный оборотный капитал и отсутству­ют инвестиционные возможности, способные принести ему приемлемую ставку дохода, она может осуществлять финансовые вложе­ния в ценные бумаги или размещать свободные средства на банков­ском депозите. Тем самым делается попытка хотя бы частично воз­местить альтернативные издержки владения денежными средства­ми. Покупая ценные бумаги других эмитентов, организация продает им свой временно свободный капитал. Его ценой в этом случае вы­ступает ставка дохода, выплачиваемая по приобретаемым финансо­вым вложениям.

Вследствие большого разнообразия видов и форм финансовых инструментов, а также способов торговли ими, существуют различ­ные финансовые рынки:

1) денежный рынок - рынок находящихся в обращении налич­ных денег, на котором потребители капитала получают крат­косрочные займы и кредиты;

2) рынок ценных бумаг - фондовый рынок, осуществляющий операции с долгосрочными и краткосрочными ценными бу­магами. Этот рынок подразделяется на первичный и вторич­ный. На первичном рынке ценных бумаг происходит

60 I. Экономические, теоретические и правовые аспекты

привлечение капитала в новую или расширяющуюся органи­зацию посредством эмиссии и размещения акций или долго­вых обязательств. На вторичном рынке осуществляется торговля ценными бумагами с целью получения прибыли и увеличения рыночной стоимости акционерного капитала;

3) кредитный рынок - рынок ссудного капитала. Он предостав­ляет краткосрочные и долгосрочные кредиты;

4) на валютном рынке осуществляется купля-продажа крупных партий иностранной валюты на основе спроса и предложе­ния. Непосредственными участниками этого рынка являются в основном банки, имеющие соответствующую лицензию ЦБ России. По результатам ежедневных торгов на валютном рынке ЦБ устанавливает официальный курс национальной валюты.

Организация может ощущать влияние финансового рынка, даже не выходя на него в поисках капитала. Рыночная стоимость органи­зации определяет предельное значение уровня доходности его акти­вов и является индикатором эффективности деятельности хозяйст­вующего субъекта.

Нормально работающий финансовый рынок способствует рас­ширению корпоративной формы предпринимательства, для которой характерно разделение функций владения и управления собствен­ностью. Количество собственников организации в некоторых слу­чаях может исчисляться десятками и даже сотнями тысяч. У каждо­го из них могут быть свои личные предпочтения, несовпадающие точки зрения на различные аспекты работы корпорации. Для того чтобы максимально удовлетворить потребности всех владельцев ор­ганизации, команда топ-менеджеров должна иметь четкие критерии и ориентиры деятельности, которые им предоставляет финансовый рынок. К таким критериям могут быть отнесены предельная доход­ность инвестиций, доходность вложений в другие финансовые ак­тивы, степень риска. Эта концепция финансового менеджмента, сформулированная в 30-х годах XX в. американским ученым Ирвин­гом Фишером (1867-1947), имеет простую финансовую интерпрета­цию: капитал должен инвестироваться в такие активы, чистая те­кущая стоимость которых положительна.

Таким образом, для того чтобы удовлетворить интересы вла­дельцев организации, финансовые менеджеры должны постоянно отыскивать на рынке наиболее доходные направления инвестиро­вания капитала, обосновывать и реализовывать соответствующие проекты. Рынок не только дает ориентир менеджерам, но и создает условия для эффективного контроля за их деятельностью со сторо­ны собственников организации. Окончательную оценку эффектив­ности работы менеджеров выносит финансовый рынок, агрегируя информацию, содержащуюся не только в финансовых отчетах, но и во всех остальных общедоступных, а порой и конфиденциальных, источниках информации, которая находит свое отражение в ры­ночной цене акций организации. Рост цены акций означает увели­чение реальной стоимости капитала и цены организации, а значит, и богатства его собственников.

Образно говоря, топ-менеджеры организации «выставляют» на финансовый рынок его отчетные показатели. Реакция рынка на одни и те же показатели разных организаций может быть далеко не одинаковой. Практикой доказано, что улучшение отчетных показа­телей, вызванное изменением учетной политики организации, не производит впечатления на инвесторов и практически не влияет на уровень рыночных цен его акций. Увеличение дивидендных выплат на акцию оказывает значительно более существенное влияние на цены. Однако это не означает, что именно размер дивидендов явля­ется исчерпывающей информацией для рынка. Удорожание акти­вов, отраженное в финансовой отчетности, увеличивает только но­минальный капитал организации. Реальная же его стоимость может быть определена лишь на финансовом рынке.

Функционирование финансового рынка связано с несовпадени­ем во времени потребностей в финансовых ресурсах хозяйствующих субъектов с наличием временно свободных денежных средств инве­сторов. Для перераспределения временно свободных денежных средств привлекаются финансовые институты, выполняющие роль посредников на финансовом рынке. Финансовым институтам при­сущи следующие функции:

1) перераспределение капитала посредством аккумуляции капи­тала инвесторов (поставщиков капитала) и предоставление его под проценты взаймы или через аренду потребителям ка­питала;

2) снижение предпринимательских рисков путем вложения не­больших вкладов мелких поставщиков капитала в большой диверсифицированный портфель (например, в паевые инве­стиционные фонды);

3) реструктуризация кредитов путем взаимодействия долгосроч­ных заемщиков и инвесторов, предоставляющих краткосроч­ные денежные средства;

4) снижение транзакционных издержек организации путем ми­нимизации стоимости сделок по привлечению капитала;

5) финансовые консультации и предоставление рекомендаций.

Эти функции в рыночной экономике выполняют товарно-сырьевые и фондовые биржи, инвестиционные компании, паевые инвестиционные фонды (ПИФ), негосударственные пенсионные фонды, депозитарии и финансово-промышленные группы (ФПГ).

Денежные средства, полученные организациями с финансового рынка, могут быть использованы по следующим направлениям:

1) формирование и пополнение уставного капитала (при пер­вичной и дополнительной эмиссии акций);

2) приобретение активов (выпуск корпоративных облигаций);

3) обеспечение платежного оборота (использование коммерче­ских векселей);

4) пополнение оборотного капитала (привлечение депозитных сертификатов).

Таким образом, финансовый рынок позволяет организациям повышать финансовую устойчивость и создает основу для обеспе­чения их экономического роста.

Финансовая среда предпринимательской деятельности представ­ляет собой совокупность и взаимозависимость деловых связей орга­низации с другими субъектами рынка и определяется степенью раз­вития рыночных отношений. Она зависит от внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности организации.

Влияние внешней среды выражается в воздействии государства и инфраструктуры рынка на положение хозяйствующего субъекта. Оно осуществляется через рычаги государственного регулирования - налоги, льготы, ставки, таможенные пошлины, цены, амортизаци­онная политика, расчетные операции - путем законодательного и нормативного обеспечения функционирования системы управления финансами организаций. Так, налоговые отношения регулируются Налоговым кодексом РФ, таможенные - Таможенным кодексом РФ, амортизационная политика - ПБУ «Учет основных средств» и т.д.

Влияние внешней среды на предпринимательскую деятельность проявляется и через инфраструктуру рынка: систему отраслей и хо­зяйственных звеньев, обеспечивающих свободное продвижение то­варов и услуг на рынке и снабжение субъектов рынка необходимой коммерческой информацией. Инфраструктура рынка должна соот­ветствовать конкретному этапу экономического развития государст­ва. Она связана с разработкой и применением четкой законода­тельной базы, регулирующей общую политику государства в облас­ти экономики и финансов. Для финансового менеджмента органи­зации особенно важно наличие ясных законодательных актов и других нормативных документов, регламентирующих правила нало­гообложения, финансирования и кредитования, проведения амор­тизационной политики, порядок эмиссии и размещения ценных бумаг и других действий, связанных с ведением предприниматель­ской деятельности.

Эффективная рыночная инфраструктура предполагает взаимо­действие всех типов рынков: товарного, рынка труда, финансового, рынка коммуникационных услуг и т.д.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!