Философское понимание конечного и бесконечного

13 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Бытие чело­века во Вселенной отражается философскими понятиями конечного и бесконечного. Конечное - это философская категория для обозна­чения такой характеристики предметов, явлений и процессов, ко­торая фиксирует их определенность и границу, в пределах которой существует объект. В принципе не было ни одного значительного философа, который не размышлял бы о неизбежной гибели всего рожденного. Гегель отмечал, что «конечное вообще в том и состоит, что нечто имеет границу, т.е. в.том, что здесь положено его небы­тие, что здесь это нечто прекращается». «Открытие» конечности че­ловеческого бытия указывало не только на жесткие границы суще­ствования, но и на бесконечность - ряд сменяющих друг друга по­колений. Исходными и наиболее очевидными моментами конечно­го выступают определенность и граница.

Границы бывают пространственно-количественными (например, территориальные границы государств) и качественными (возрастные периоды). Однако граница - это не только то, что разъединяет, но и то, что соединяет, дает возможность для соприкосновения, пере­хода через границу. Для обозначения этой противоположности Ге­гель ввел понятия «бытие в себе» и «бытие для другого».

Не следует понимать конечное как нечто застывшее, пребываю­щее вне движения. Сущность конечного в том и состоит, что оно само себя отрицает, двигается к концу. Следовательно, конечное не может быть понято вне движения, а только будучи в движении.

Отрицанием конечности выступаетбесконечность. С бесконеч­ностью в философию и науку вошли парадоксы, антиномии, про­тиворечия. Для классической греческой мысли бесконечность вы­ступает как негативное понятие: бесконечность лишена границ и формы, она недетерминирована, а следовательно, недосягаема для человеческого разумения. Древний символ круга или змеи, кусаю­щей себя за хвост, был призван для обозначения бесконечности.

Стремление постигнуть бесконечность неизменно сталкивалось с огромными трудностями. Существовало даже устоявшееся выраже­ние «Ьоггог шПпНЬ - «ужас бесконечного». Сознание не может ни вообразить, ни представить бесконечность, оно раздваивается. И если исходным пунктом конечного выступает ограниченность, то идея бесконечности существует в человеческом мышлении как интуитив­ное представление об отсутствии границ и о существовании некоего неограниченного пространства, процесса или последовательности. Однако безграничность не есть бесконечность. Возьмем, например, шар: двигаясь по его поверхности, мы нигде не упремся в границу. Это нечто безграничное, но в то же время конечное. Поэтому более су­щественными характеристиками бесконечного являются неисчерпае­мость и неопределенность. Это осознается уже в эпоху Возрождения, где бесконечность теряет свою негативную окраску, означая собой неизмеримое и неисчисляемое богатство реальности, силу человече­ского интеллекта. Бесконечный универсум не полагает границ чело­веческому разуму, напротив, он побуждает его к движению. Глубо­кий философский анализ идеи бесконечности принадлежит Гегелю, который связывал бесконечность с развитием и различал истинную (качественную) и «дурную» (как непрестанное увеличение количе­ства) бесконечность.

Следует заметить, что человеческий опыт всегда ограничен и не может обнаружить бесконечное эмпирически. Для фиксации бес­конечности к данным органам чувств следует присоединить еще и деятельность мышления. Поэтому бесконечность не представляется, а понимается^ ее выявляет человеческий интеллект. Однако именно то обстоятельство, что бесконечное нельзя охватить эмпирически, что человеческий опыт сталкивается только с миром конечных ве­щей, послужило основой идеалистического представления о беско­нечности как о результате мыслительной деятельности. Идеалисты утверждают, что бесконечное - это мысль и существует бесконеч­ное не в реальной природе, но лишь в мышлении, в духе. Бесконеч­ное не имеет никакого объективного аналога. Субъективный идеа­лист Беркли, исходя из своего основного тезиса - «Существовать, значит, быть воспринимаемым», - заключает, что, поскольку бес­конечное чувственно невоспринимаемо, оно не существует. Неото-мизм, христианский экзистенциализм мистифицируют понятие бес­конечности, приписывая ему сверхприродное, сверхразумное зна­чение. Подлинная и высшая бесконечность заключена, по их мне­нию, лишь в божественном бытии, в потусторонней по отношению к чувственному миру трансценденции.

В неопозитивистской литературе проблема бесконечного сво­дится к анализу математических соотношений. В конечном и беско­нечном видят выражение потребности человеческого мышления в ограничении предметов мысли, с одной стороны, а также в неогра­ниченной свободе создания мысленных образов, с другой. Для неопо­зитивистской философии характерно стремление снять проблему отношения понятий конечного и бесконечного к реальности как псевдопроблему и ограничиться выяснением значения терминов в том или ином языке.

Обосновать онтологический статус бесконечного действительно очень трудно. Однако следует иметь в виду, что понятие бесконечного включает в себя актуальную и потенциальную бесконечность. Потен­циальная бесконечность фиксирует в принципе незавершаемый про­цесс количественных и качественных изменений. Потенциальная бес­конечность указывает на процесс становления, изменения и разви­тия, которые нельзя остановить, отменить или объявить несущест­вующими. Актуальная бесконечность - это абстракция от существую­щей как бы целиком в данных условиях бесконечности. Это как бы объект особого рода, образованный из неограниченного множества сходных объектов, например волос на головах всех живущих на Земле или цветов, произрастающих на планете. Актуальная бесконечность бе­рется как данное наличное бытие, но она всегда вызывает наибольшее возражение и неприятие. Ее стараются избегать, в чем немаловаж­ную роль сыграл авторитет Аристотеля.

Выдвитое им положение не теряет силу на протяжении двух тысячелетий. Бесконечность существует, но только потенциально, а не актуально. С точки зрения здравого смысла доводов на стороне Аристотеля достаточно. Если потенциальная бесконечность, образ­но говоря, позволяет к любому числу прибавить единицу и является абстракцией не очень высокого порядка, ее можно принять и с ней можно свыкнуться, то актуальная бесконечность парадоксальна по определению, ибо претендует на право явить «здесь и теперь» бес­конечность как оконеченную, сосчитанную, целостную. Приведем забавный пример. Если гусар в одной из оперетт заявляет, что он может выпить шампанского сколько угодно плюс еще две бутылки, то это - потенциальная бесконечность. А вот если он скажет, что уже выпил бесконечное число бутылок, то к подобному заявлению следует отнестись как к абсурдному. И вместе с тем это попытка обозначить актуальную бесконечность - бесконечность, существую­щую как реальный объект со всеми своими элементами. Постоянно развивающийся универсум не может быть охарактеризован как уже ставшая актуальная бесконечность. Однако сама идея актуальной бесконечности весьма плодотворна как источник творчества и пи­тательная почва эвристического поиска.

Со своеобразной трактовкой актуальной бесконечности можно , встретиться в «Мыслях» Паскаля. Актуальная бесконечность не уве­личивается при прибавлении к ней любого числа и не уменьшается при его вычитании. Паскаль отождествляет актуальную бесконеч­ность с идеей Бога - бездонного абсолюта, «неделимого и беско­нечного Существа», а также с идеей божественной темноты. Ибо действительность, погруженная в непроглядный мрак бесконечно­сти, многократно превосходит возможности человеческого понима­ния. Потенциальную бесконечность Паскаль считает всего лишь ва­риантом конечного.

Актуальная бесконечность имеет разновидности. Это «бесконеч­ность в большом» - бесконечность универсума и «бесконечность в малом», которая менее очевидна, но выдвигается в качестве реаль­ной проблемы в связи с развитием научной мысли в направлении изучения микромира. Во времена Паскаля таковую .представляли явления микроскопии. Актуальная бесконечность непостижима для конечного человеческого духа. Человек, по мнению Паскаля, с трудом удерживается на грани двух бездн - «бездны бесконечно­сти и бездны небытия». Неисчерпаемость бесконечности обрекает человека на безмолвное созерцание.

Понятие актуальной бесконечности не могло не беспокоить и не волновать умы ученых. Так, математик Д.Гильберт, пытаясь истолковать феномен актуальной бесконечности, отмечает, что таковой мы имеем, например, рассматривая саму совокупность чисел 1, 2, 3,... п как некое законченное единство или точки отрезка как сово­купность вещей, предстающую перед нами в законченном виде. Это­го рода бесконечность мы будем называть актуальной бесконечно­стью. В математике существует определение бесконечного как мно­жества, равномощного своему истинному подмножеству.

С философской точки зрения бесконечность следует понимать как процесс, отрицающий границы конечного, преходящий через эти границы. Это означает, что конечное, выходя за свои пределы, отрицая свое отрицание, становится бесконечным. Невозможно изу­чать конечное в отрыве от бесконечного и никогда нельзя опроверг­нуть существование бесконечного, сохраняя в то же время сущест­вование конечного. Конечное является формой или способом суще­ствования бесконечного.

Существование человека во Вселенной связано с постижением неисчерпаемости материи и вглубь и вширь/Неисчерпаемость материи вглубь охватывается представлением об интенсивной бесконеч­ности. Существование интенсивной бесконечности говорит о том, что в,природе нет абсолютно элементарных, не имеющих внутрен­ней структуры объектов. Взаимопревращаемость частиц доказывает

их более сложную природу. Экстенсивная бесконечность в отличие от интенсивной уходит не в глубь, а за пределы данного объекта, в мир «большого». «Нет краев у нее и нет ни конца, ни предела И безразлично, в какой ты находишься части Вселенной: Где бы ты ни был, везде, с того места, что ты занимаешь, Все бесконечней она остается во всех направлениях...» Так писал Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей». В действительности же существует одна бесконечность, которая мо­жет быть понята как потенциальная и актуальная, интенсивная или экстенсивная в связи с тем направлением, в котором концентриру­ются познавательные усилия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!