Философский психоанализ З.Фрейда

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение          3
1. Сущность массовой души       4
2. Характер отношений внутри коллектива    6
3. Жизнь отдельного человеческого «Я»     9
Заключение         16
Литература          17

Введение

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог основоположник и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.
Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.
3. Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название - глубинная психология - это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

1. Сущность массовой души

Вся система общественных отношений объяснялась Фрейдом с позиции теории либидо, составлявшей энергетическое начало, в поведении людей. Побуждающая энергия либидо направляется и регулируется системой бессознательных механизмов психики, которые трансформируют общественно неприемлемые влечения в социально принятые формы их реализации. Иными словами, это означало, что все отношения между людьми и отношения в обществе в целом носят в своей глубоко скрытой основе либидонозный характер, а на поверхности трансформированные механизмами рационализации, переноса и проекции выступают как политические, социальные, национальные и т. п. отношения. Большую роль играют здесь также концепции нарциссизма и группового нарциссизма, но у нас нет возможности остановиться на них подробнее [8, c. 161].
Главное заключается в том, что понятия либидонозых отношений и нарциссизма использованы Фрейдом также и для объяснения механизмов поведения толпы. По его мнению, решающую роль играет лидер толпы, на которого направлены бессознательные либидонозные чувства людей. Лидер для них выступает в роли «отца». Этим обусловливается единство толпы. Механизм идентификации участников толпы с ее лидером означает, что они отказываются от собственного супер-эго, которое обычно осуществляет контроль над их отношениями с обществом, и передают его функции лидеру. Тем самым они оказываются в полной зависимости от его решений и выполняют любое его указание. Этим объясняется и «уравнивание» индивидов, и «однородность» толпы, и способность людей совершать действия, которые индивидуально для каждого из них были бы невозможны. Важно подчеркнуть при этом, что понятие «лидер» Фрейд наполнял очень широким содержанием. В роли «лидера» может выступать, по его мнению, не только конкретный реальный человек, но и такие символические фигуры, как, например, Христос. В этом же качестве может оказаться просто лозунг, призывающий к чему-то. Поэтому толпа способна действовать и в отсутствие реального лидера [8, c. 164].
Фрейд выделял несколько защитных механизмов личности, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.
Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. Символ, по мнению Фрейда, является не непосредственным отражением вытесненного желания, а его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение "психопатологии обыденной жизни", т. е. толкованию таких явлений, как ошибки и описки, сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгам, который считал, что существует не посредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом [9, c. 29].
Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ вы хода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т. д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей "добропорядочный" вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.
При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно [9, c. 31].
Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

2. Характер отношений внутри коллектива

Идеи Фрейда относительно групповой психологии оказали серьезное влияние на развитие превентивной и социальной психиатрии, особенно в той ее части, которая касается роли культурного фактора в образовании неврозов. Его первый значительный вклад в теорию общества был сделан в работе «Тотем и табу» (1913), где он приложил выводы своих психологических теорий к обществу в целом. За этой работой последовали две другие - «Групповая психология и анализ "Я"» (1920) и «Цивилизация и ее неудовлетворенность» (1927). По иронии судьбы в этих работах содержится большая часть основных социологических идей, которые неофрейдисты вобрали в свои теории и которые они же отрицали как классически фрейдистские.
В «Тотеме и табу» Фрейд руководствовался предположением Чарльза Дарвина о том, что доисторическое человеческое общество представляло собой орды братьев, ведомые сильным отцом. Под влиянием универсального и самого центрального из человеческих конфликтов - эдипова комплекса - сыновья восстали и убили вожака; с той поры орды превратились в дезорганизованную братскую общину, лишенную лидера. Но потребность в лидере в конечном итоге привела к тотемизму, а затем к религии - и тотем, и божество олицетворяли убитого отца. Фрейд был убежден, что человеку присуща глубинная эмоциональная потребность в сильной власти, и это убеждение является краеугольным камнем всех его социологических постулатов. Фрейд в принципе не доверял демократическим институтам [9].
Сущность фрейдовской теории общества в том, что устойчивое человеческое общество может существовать лишь в том случае, если будут преодолены универсальные отцеубийственные тенденции, с тем чтобы сохранялась семья - «клетка общества». Отсюда табу на инцест, представляющий собой компонент эдипова комплекса, поощрение брака за пределами семьи; разные семьи объединяются в кланы, племена и в конечном счете нации. Таким образом, психологическим ядром культурного развития, согласно этой теории, является преодоление эдипова влечения.
Фрейд подкрепил свою концепцию обширным антропологическим материалом, большую часть которого он взял из книги «Золотая ветвь» (1890) Джеймса Джорджа Фрейзера. Работа Фрейзера подтверждала его мысль об универсальности как табу на инцест, так и табу на убийство священного (тотемного) животного, которое символизирует отца племени. Эта социологическая теория вызвала в среде антропологов много возражений, однако она была первым психодинамическим обоснованием распространенных брачных законов, запрещающих различные формы инцеста, а также того широкого разнообразия религиозных табу, которое существует в примитивных обществах.
Фрейд считает, что поведение членов группы сродни поведению человека в состоянии высокой внушаемости, например под воздействием гипноза, но он идет дальше и задает вопрос, который не обсуждался Ле Боном: кто же гипнотизер? Фрейд утверждает, что лидер группы повергает ее членов в гипнотическое состояние, а их отношение к лидеру объясняет и их отношения между собой. Вожак становится для каждого индивида воплощением «Я-идеала», которому он передает все свои способности к критическому осмыслению своих действий, в точности как загипнотизированный человек полностью вверяет себя воле гипнотизера. Этот общий «Я-идеал», которым каждый из членов группы связан с лидером, обусловливает и их внутреннюю связь между собой, ибо через свою общую привязанность к лидеру они солидаризируются друг с другом [1].
Объясняя природу привязанности группы к лидеру, Фрейд пользуется концепцией «либидо поставленной цели», или десексуализированного либидо. Члены группы связаны с лидером либидозными узами, но лидер не связан эмоциональными привязанностями ни с кем, кроме самого себя. Кстати, именно этот нарциссизм и делает его лидером. «Он не любит никого, кроме себя и тех людей, которые могут быть ему полезны». Он обладает властной натурой, уверен в себе и независим. Таким образом, он воплощает в себе те черты, которых отдельные члены группы не способны достичь, и именно поэтому он становится их «Я-идеалом» [9, c. 34].
Предложив идею либидо, связывающего членов группы с лидером, Фрейд смог отбросить термин Троттера «стадный инстинкт» в качестве силы, ответственной за сплочение группы. Толкование Фрейда объясняло и взаимоотношения между членами первичной социальной группы - семьи. Взаимные привязанности членов семьи проявляются как либидозные связи и не требуют открытия некоего нового особого инстинкта. Один и тот же принцип может быть применен для объяснения как внутрисемейных связей, так и связей внутри более широкого образования - социальной группы.
В теории Фрейда недостает полного описания эмоциональных связей членов группы с лидером: по современной психоаналитической теории, это эмоциональное воздействие может быть определено как возврат к младенческому состоянию зависимости от родителей. Регрессивная -природа группового поведения в этом случае достаточно удовлетворительно объясняется духовной зависимостью членов группы от лидера, под влиянием которого они отказываются от сокровенных родительских образов (то есть их собственной совести) и регрессируют до той фазы, во время которой они слепо следовали воле родителей. По всей видимости, большинство людей сохраняют достаточную степень остаточной младенческой зависимости и неуверенности, чтобы быть восприимчивыми к такой эмоциональной регрессии. Недаром вечным мотивом искусства и философии является блаженная безопасность садов Эдема [9 c. 35].
Теория Фрейда помогла раскрыть динамику группового поведения. Концепция зависимости от лидера решает ту внешне противоречивую загадку, когда группа может быть не только свирепой и разрушительной, но способна также на самопожертвование и преданность. Очевидно, что поведение группы зависит от природы и идеалов самого лидера, который может повести эту группу в любом направлении. Более того, именно зависимостью группы от лидера можно объяснить такое явление, как паника. В момент опасности опора группы на лидера усиливается. Стоит лидеру проявить слабость, как членов группы охватывает парализующий страх, ибо нет уже сильной руки, в которой они нуждаются, и они испытывают нечто сродни ощущению беззащитного ребенка, брошенного родителями. Так, в период опасности демократическое общество готово поступиться частью своих свобод, чтобы придать правительству больше веса.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!