Философский психоанализ Фрейда

8 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание
Стр.
Введение          3
1. Сущность массовой души      4
2. Характер отношений внутри коллектива    7
3. Жизнь отдельного человеческого «Я»    11
Литература          17

Введение

На фоне ситуации, сложившейся в науке конца XIX в., особняком стояла одна из наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии, а пожалуй, и вообще в истории западной цивилизации - Зигмунд Фрейд.
На мой взгляд, невозможно переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Еще в начале своей карьеры он сделал вывод, что для лечения психического заболевания необходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельном феномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. Это привело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как действенного метода исследования.
В результате Фрейду удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения и исследования. Его выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.

1. СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ ДУШИ

Фрейд вполне отдавал себе отчет в том, что развитие человеческой личности следует рассматривать под углом зрения превалирующих общественных стандартов и ценностей, влияющих на эту личность. Фактически те социологи и психологи, которые считали себя передовыми благодаря своей «культурной ориентации в противоположность прошловековой «биологической ориентации» Фрейда, сумели добавить к этому основному, базисному тезису лишь очень немногое. Фрейд не проводил сравнительного анализа развития личности в контексте различных культур. Такого рода исследования стали возможны лишь тогда, когда психоаналитическая мысль глубоко проникла в общественные науки, в особенности в социальную антропологию. Однако основные принципы формирующего влияния общества на развитие личности заложены Фрейдом.
В работе «Цивилизация и ее неудовлетворенность» Фрейд сосредоточивает внимание на агрессивных и враждебных импульсах человека. Чтобы стать членом организованной общественной структуры, человек должен отказаться от бесконтрольного выражения своих индивидуальных влечений. Это ограничение - та цена, которую он платит за ощущение большей безопасности, обеспеченной благодаря взаимодействию с другими членами общества. Фрейд ясно утверждает здесь то, что он всегда подразумевал, а именно: что эдипов комплекс изначально подавляется из-за кровосмесительной его подоплеки. Сексуальное влечение к одному из членов семьи (женщине) вызывает вместе с тем враждебное чувство к отцу, но подавляется в этом случае именно импульс разрушения, и подавляет его внутренний родительский образ, или «Сверх-Я». Это подавление должно быть усилено внешним влиянием общественных институтов, среди которых основным фактором является социальная справедливость. Только при условии, что каждый откажется от своих асоциальных импульсов, общество может сохранить эту сдерживающую силу; если же разрешить нарушение принятых правил, это само по себе может привести в действие подавленные асоциальные импульсы. Попытка устраниться от открытого выражения асоциальных импульсов не облегчает чувства вины, ибо это чувство вызывается не только действиями, но и бессознательными влечениями: чувство вины может быть вызвано не только криминальными действиями, но и криминальными мыслями. Эта социальная вина является, по Фрейду, источником всеобщей неудовлетворенности, что он считает неизбежным фактором общественной жизни.
Столь пессимистичный взгляд, по существу, совпадает с теорией общества Хоббса. Хоббс полагал, что человеческое общество состоит из враждующих между собою людей и что человек по сути своей есть дикое животное, которое лишь сильный тиран должен и может заставить жить мирно. Закон, по сути, есть закон сильного репрессивного лидера; при отсутствии такого сильного тиранического руководства люди в конечном итоге уничтожат друг друга. К теории Хоббса Фрейд добавил идею о внутреннем тиране, «Сверх-Я», представляющем собой образ первичного внешнего лидера, то есть отца. Эта общественная теория, основанная на предположении, что базовый разрушительный инстинкт есть неотъемлемая часть человеческой природы, вызвала возражение многих постфрейдовских теоретиков, не разделявших столь мрачного взгляда на сущность человека.
Понятие о «Сверх-Я» было выведено из наблюдений за невротиками, у которых оно существует как отдельная инстанция, часть личности, не полностью ассимилированная с «Я». Это некая инородная сущность, пребывающая в борьбе с «Я». Основной чертой невротика является неспособность без внутреннего конфликта внедрить в свое «Я» приобретенные социальные ценности. При нормальном развитии эти ценности интегрируются в собственном «Я» так же, как чужеродный белок преобразуется в организме в собственный. В личности же невротика «Я» и «Сверх-Я» находятся в постоянной борьбе. Цель психотерапии - превратить эту борьбу в гармоничный союз. Поскольку никто в природе не может быть совершенным, можно предположить, что в глубинных пластах психики даже здоровой, не невротической, личности действуют некие остаточные асоциальные импульсы. У здоровой личности это проявляется в основном в виде сновидений и не выражается открыто в поведении. Даже если агрессивные импульсы представляются неотъемлемой составной частью человеческой натуры, они могут быть направлены на конструктивные цели. Можно представить, что в обществе, состоящем из зрелых индивидов, людям не требуется внешнее давление со стороны властей или внутреннее подавление жестокого «Сверх-Я», чтобы действовать гармонично.
Теоретические открытия Фрейда по времени совпали с ухудшением состояния его здоровья, которое началось у него года за два до появления первых признаков рака ротовой полости. В 1921 г. он писал: «13 марта этого года я вдруг сделал шаг к настоящей старости. С тех пор мысль о смерти не покидает меня, и иногда мне кажется, что по крайней мере семь моих внутренних органов борются за честь стать причиной моей кончины. Для этого, пожалуй, нет повода, если не считать, что Оливер [его сын] сказал мне «прощай» перед отъездом в Румынию. И все-таки я не поддался ипохондрии, а просто бесстрастно изучаю все это, как если бы проводил исследования к книге "За пределами принципа удовольствия"». Особенно примечательно, что его интеллектуальные возможности отнюдь не обнаружили в то время спада, напротив, его поздние работы в чем-то даже превзошли достижения прежних лет. Эрнст Джонс рисует очень яркую картину моральной стойкости, которую проявлял Фрейд до самой смерти, несмотря на все физические напасти и социальные перипетии. Столь геройски переносить все это мог лишь человек, полностью поглощенный своей работой, бессмертие которой было к этому моменту обеспечено. Он чувствовал, что достиг единственной формы бессмертия, доступной человеку, - бессмертия его творений.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!