Философские поиски первоначал бытия. Понятие «картина мира»

9 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Античная философия начиналась с постановки вопроса о первоначале, по сути, главной сущности бытия, главной его причине (субстанции), и выяснения этого понятия. Требовалось осмыслить: не кто создал мир (как в мифологии), а почему он так устроен. Поэтому онтология прежде всего оперирует понятиями: субстанциальное начало, субстанциальные основания, первопринцип, сущее – это всё онтологические начала бытия. Субстанция, по определению Б.Спинозы, – это то, что лежит в основе; то, что само себе причина; то, что не нуждается больше ни в каких других основаниях: «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе, и представляется само через себя, то есть то, что представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться» (Спиноза Б. Избр. произ-ведения. Т.1.М.,1957,с.361). Следовательно, проблема субстанции и есть вопрос о причинах, первоначалах бытия. Вопрос о субстанции в античной философии обозначается как проблема «архе», т.е. первопринципов бытия. Она была в ней центральной, особенно в её первоначальной форме – натурфилософии.

Философски первоначала бытия не являются реалиями. Они ничто иное как конструкции нашего сознания, осмысления мира с точки зрения понимания его единства, системности, организованности, смысла.  Как любые мысленные конструкции – это идеальные модели видения мира. Следовательно, они созерцательны (полностью теоретичны), плюралистичны (множественны), относительно субъективны, интеллигибельны и трансцендентны (выходят за границы чувственно-предметного мира), конвенциональны (согласительны, если это касается не отдельных концепций, а целых направлений) и т.д., их характеристики можно было бы продолжить. Именно они формируют философскую картину мира.

Картина мира (КМ) – это наиболее общие представления о мире, его устройстве, причинах существования, типах объектов и их отношений, связях и закономерностях бытия. Термин «картина мира» появился в рамках науки в конце 19 в. Одним из первых его использовал знаменитый физик Генрих Герц, широко им пользовался и другой, не менее известный, физик, – Макс Планк. Позже этот термин приобрел общенаучное и философское звучание. Следует различать естественнонаучную и философско-мировоззренческую картины мира. Все они могут быть общими, частными и единичными. Например, общая парадигмальная научная КМ определенного исторического периода (античности, средневековья и т.д.). Частнонаучная КМ той или иной области науки или бытия (физическая, биологическая, социальная, историческая и т.д.). Единичная, как правило, уже конкретное выражение частной, например, КМ в физике и космологии Аристотеля, или в квантовой механике, в теории относительности и т.д. В современной науке в связи с интеграцией знания преобладают тенденции объединения частнонаучных КМ в общенаучную.

Философская КМ носит всеобщий характер, она имеет мировоззренческое основание и содержание, может быть философско-мифологической, философско-религиозной, материалистической, идеалистической, космоцентрической или теоцентрической, рациональной или иррациональной и прочее. Данное многообразие как раз и зависит от тех онтологических оснований, которые формируют ту или иную КМ. Все картины мира «одинаково законны», хотя относительны и исторически изменчивы. Взаимно дополняют друг друга и отражают богатство видения мира, а значит, и его возможности, демонстрируя при этом различие подходов, средств и уровней моделирования реальности. Далее рассмотрим некоторые, наиболее «внушительные» философские картины мира и соответствующие им концепции и направления.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!