Философские основы социальной ответственности

17 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Хотя мы пытаемся осудить «бизнес» за его развращающее воздействие, но в конечном итоге корпорация состоит из отдельных личностей, которые принимают решения исходя из своих нравственных установок. Если каждый индивид поступает в соответствии с этическими нормами, то и организация в целом ведет себя ответственно.
Главное, таким образом, состоит в том, чтобы каждый человек продумывал последствия своих действий и делал правильный выбор.
Трудно определить, как поступить правильно в конкретной ситуации. Один из подходов к данной проблеме заключается в том, чтобы сверять каждый поступок с определенными абсолютными нормами. В нашей культуре эти нормы берут свое начало в иудеиско-христианском вероучении: «Не лги»; «Не укради»; «Не лжесвидетельствуй против ближнего своего»; «Поступай с другими так же, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой».
Эти принципы составляют основу законов и правил в обществе.
Но и у правил есть свои ограничения. Бывают ситуации, когда нельзя все разделить на «белое и черное». Именно для таких случаев существует три философских принципа, помогающих определить «правильность» действия: утилитаризм, соблюдение прав человека и справедливость.
Утилитаризм — философский принцип принятия этических решений, в основе которого лежит стремление к максимальному благу для большинства людей. В соответствии с концепцией утилитаризма правильное решение определяется тем, что оно приносит максимальную пользу большинству людей.
Если вы, будучи менеджером, придерживаетесь этой концепции, то вы постараетесь изучить воздействие всех альтернативных решений на все заинтересованные стороны, а потом сделаете такой выбор, который принесет удовлетворение большинству людей. Вы отвергнете альтернативы, отвечающие интересам лишь узкого круга людей, или те из них, которые не удовлетворяют требованиям большинства.
Ценность такого подхода зависит от вашего умения анализировать последствия своих решений. Он требует от вас такого решения, которое принесет блага большинству людей.
Соблюдение прав человека - философский принцип принятия этических решений, нацеленный на защиту чести и достоинства каждого человека. Данный подход к принятию решений заключается в том, чтобы ориентироваться на соблюдение прав человека.
Вера в права другого человека означает, что вы считаете себя обязанным их защищать, что вы отвергнете любое решение, которое нарушает эти права.
Например, вы не обманете людей или не примените хитрость, чтобы заставить их действовать против их же интересов. Вы будете уважать их право на тайну и на открытое выражение своего мнения. Вы не будете заставлять людей поступать вопреки их религиозным и этическим представлениям. Вы не подвергнете человека наказанию без четкого и беспристрастного суда. И хотя вы, возможно, руководствуясь желанием принести как можно больше пользы наибольшему числу людей, тем не менее, отвергнете любой выбор, который нарушает права хотя бы одного человека.
В эпоху, когда рабочие ждут и требуют соблюдения своих прав, такой подход становится практической необходимостью.
За последние несколько лет понятие индивидуальных прав человека на самом деле расширилось настолько, что охватывает теперь защиту растений и животных, земли, воды, воздуха и других природных элементов окружающей среды.
Принимая решение, вы также можете руководствоваться критериями, основанными на принципах справедливости. Эти принципы заключаются в том, что ко всем людям следует относиться одинаково, что установленные правила следует выполнять неукоснительно и что те, кто причиняет вред другим, должны нести ответственность и возмещать ущерб. Следовательно, справедливое решение — это честное беспристрастное и разумное решение, соответствующее тем правилам, которые применимы в данной ситуации.
Эти три подхода не исключают друг друга. Многие руководители стремятся принять такое решение, которое, насколько возможно удовлетворило бы наибольшее число людей, не нарушило бы прав ни одного человека и было бы справедливым по отношению ко всем. Следуя этим философским принципам, компании должны учитывать интересы различных групп, составляющих экономическую систему: общества в окружающей среде, потребителей, рабочих и инвесторов.
В наши дни бизнес руководствуется более сложными этическими нормами, чем прежде. В качестве примера рассмотрим эволюцию принципа социальной ответственности американского бизнеса.
В конце XIX — начале XX в. среди промышленников преобладала такая точка зрения: у бизнеса есть только одна обязанность — приносить прибыль. Один из железнодорожных магнатов выразил общее мнение, сказав: «К черту народ! Я работаю на акционеров».
Это были плохие времена для низкооплачиваемого рабочего и доверчивого потребителя. Люди работали по 60 часов в неделю в ужасных условиях за мизерную зарплату. Те немногие смельчаки, которые пытались бороться с системой, сталкивались с насилием и безработицей.
Потребители были не в лучшем положении. «Покупатели, будьте начеку!» — таков был лозунг дня. Если вы купили товар и заплатили за него, вы сами отвечаете за последствия. Тогда не было ни обществ защиты прав потребителей, ни государственных учреждений, которые могли бы встать на вашу защиту, если товар оказался некачественным или вредным. Если вы попытались бы предъявить иск компании, то, скорее всего, потерпели бы неудачу.
Такое положение привлекло внимание нескольких мужественных журналистов и литераторов, известных сегодня как «разгребатели грязи». Они использовали силу своего пера, чтобы вызвать у общественности возмущение и убедить в необходимости реформ. Во многом благодаря их усилиям было принято несколько законов, ограничивающих власть монополий и устанавливающих нормы безопасности для пищевых продуктов и медикаментов.
Несмотря на эти реформы, бизнесмены продолжали ставить прибыль превыше всего вплоть до кризиса 1929 г., когда экономическая система потерпела крах, народ освободился от слепого преклонения перед бизнесом. В условиях, когда уровень безработицы достиг 25% от общей численности рабочей силы, люди потеряли веру в неуправляемый капитализм и усилили давление на правительство, призывая навести порядок.
По настоянию президента Франклина Рузвельта Конгресс США принял законы о защите рабочих, потребителей и инвесторов. Была создана система социального обеспечения, все работающие получили право объединяться в профсоюзы и заключать коллективные договоры; были введены минимальная заработная плата и ограничения на продолжительность рабочей недели; было принято законодательство против нечестных методов в конкурентной борьбе и против недобросовестной рекламы; для защиты инвесторов была образована Комиссия по ценным бумагам и биржам.
После Второй мировой войны доверие к бизнесу возродилось. В 50-е гг. XX в. отношения между бизнесом, правительством и обществом были сравнительно спокойными. Но атмосфера круто изменилась в 60-е гг., когда общественная активность бурно заявила о себе сразу на четырех фронтах — в защите окружающей среды, национальной обороне, защите интересов потребителей и борьбе за гражданские права.
Многие компании, считающие себя ответственными перед обществом, охотно ввели изменения; другие были вынуждены это сделать по распоряжению правительства, а третьи — под давлением общественности.
Но несмотря на усилия различных общественных групп, люди все еще не слишком доверяют бизнесу. Приблизительно два человека из трех считают, что бизнес не обеспечивает достаточных гарантий занятости для работников, недостаточно помогает обществу, неудовлетворительно участвует в защите окружающей среды, не всегда придерживается добросовестных принципов ценообразования, нередко действует без учета этических норм.
Даже у руководителей фирм есть сомнения насчет этической атмосферы, царящей в деловом мире: восемь из десяти менеджеров высшего звена считают, что бизнесмены так или иначе преступают моральные нормы в своей деловой практике, и примерно один из четырех полагает, что соблюдение этических норм препятствует успешной карьере.
Некоторые считают, что эта проблема коренится в самой природе капитализма, который базируется на допущении, что если люди свободны в выборе средств для достижения своих личных целей, то они могут достаточно эффективно позаботиться о себе, и общество в целом только выиграет от этого. То есть «невидимая рука» рынка перетасует разнообразные интересы куда лучше, чем законы и правила.
Это допущение может быть использовано для оправдания эгоистического поведения в бизнесе и подхода к этическим решениям по принципу «выживает наиболее приспособленный ».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!