Философские направления XIX века

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Несмотря на большие достижения науки и техники, в XIX веке начинается радикальный пересмотр парадигм культуры, основанной на идеалах рационализма. Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше предупреждают мчащегося с бешеной скоростью «моторизованного» европейца о пропасти в конце его пути. Окрыленные экономическими, военными, техническими успехами, многие не поверили этим пророчествам. Но две мировые войны с их огромными бессмысленными жертвами, спровоцированные человеком экологические и техногенные катастрофы, неудержимый рост преступности, наркомании, проституции заставляют всех задать один и тот же вопрос: «А является ли путь, по которому мы идем, лучшим из тех, которые мы могли бы выбрать?». Поиск ответа на него выявляет, что оптимистически-рационалистическое мировосприятие начинает уступать место пессимистически-иррациональному и все больше осознается бесперспективность попыток улучшить мир, усовершенствовать его при помощи разума и науки. Задуманный на идеалах рационализма эксперимент по строительству коммунистического рая на Земле, в который была вовлечена половина человечества, кончился полным провалом, лишь усугубив существующие социальные проблемы. Не разрешило противоречия между сущностью и существованием человека и построение постиндустриального общества западного типа. А все дело оказывается в том, что наука в своем стремлении к объективности забыла о человеке, стала равнодушной к его страданиям и тревогам. Рационалистическая схематизация, присущая науке и онаученной идеологии, привела к тому, что индивид стал рассматриваться по аналогии с другими объектами – только с позиции выполняемых им функций. Призыв Канта рассматривать человека в виде цели, а не средства, не был услышан. Основанное на рационализме общество предлагает человеку помнить лишь о долге, забыть о себе, заме­нить свою сущность личностью: личностью немецкого солдата, православного священника, сотрудника полиции, банкира и т. д. И чем больше он будет личностью, отшлифованной требованиями его социального окружения, тем лучше. Один из крупных представителей иррационализма ХХ века О. Шпенглер считал, что такая стандартизация человека и схематизация его жизни являются источником бездуховности, симптомом заката европейской культуры.

Что же делать? Как жить? Философия жизни, экзистенциализм, религиозные философы, неофрейдисты предлагают иной, не характерный для европейского типа человека способ жизни: надо перенести акцент с решения внешних задач на решение внутренних проблем человека. Не нужно стараться изменить мир, окружающих тебя людей – изменись сам и все изменится само по себе. Внутренняя работа заключается прежде всего в поиске устоев, содержащихся в самом человеке. Еще Кант заметил, что в каждом из нас есть внутренний компас – моральный закон. Он ограничивает неуемный аппетит разума, стыдит его за использование человека как средства для достижения собственных целей. Ницше не согласился с Кантом в вопросе определения нравственного императива как сущностного качества человека. Для него внутренний компас – это воля к власти, имманентная для человека сила, производная от всего бытия. Христианские мистики, мусульманские святые полагают, что в глубинах нашей души хранится истина, тождественная по своей сути с Богом, с которой и нужно соизмерять свои поступки и намерения. Буддисты призывают достичь нирваны – состояния сознания, в котором открывается тайный смысл бытия. Экзистенциалисты полагают, что следует жить, прислушиваясь к голосу сердца, а не разума.

Ответов на вопрос «Как же жить?», как видим, много. Но все они сходятся в одном: нужно провести основательную ревизию своего внутреннего мира, освободить его от мифов, внушенных обществом, рассматривающим человека в качестве винтика государства-машины. Нужно разбить жесткий панцирь социальных стандартов, сооруженный вокруг души человека. Нужно очистить душу от оков разума, являющегося, прежде всего, инструментом тела, опорой материального существования человека. Не искать истину у разума, а попытаться найти ее в досознательном, подсознательном, сверхсознательном – такая установка, пожалуй, характерна для всех учений, объединяемых общим именем – иррационализм. К этой философии, впервые в кричащей форме представленной в учениях Кьеркегора и Ницше, западный человек пришел закономерно. Вот как пишет об этом К. Ясперс: «И вот что удивительно: жизнь Кьеркегора и Ницше – абсолютно ненормальная, не образцовая, отпугивающая, жизнь, которую сами они хотели сделать и сделали неподражаемой и единственной – стала для современного человека одним из важнейших ориентиров. Ибо они показывают, в каком смятении живет сегодня мир, как поверхностно, туманно и иллюзорно все, что он предлагает нам сегодня в качестве обоснования и оправдания нашей деятельности»[1].

[1] Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994. С. 109.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!