Философские интересы А. С. Пушкина

13 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В творчестве А. С. Пушкина (1799 - 1837) - великого поэта, писателя, драматурга, критика, редактора - нашла свое отражение богатая и разнообразная жизнь России первой трети XIX столетия. В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». В этой «энциклопедии» свое достойное место заняли и философские интересы героев романа и его автора.

Вот как выглядела библиотека Евгения Онегина. Там были: Юм, Робертсон, Руссо, Мабли Локк, Фонтенель, Дидро, Парни, Барон д0льбах. Вольтер. Гельвеций Гораций, Цицерон, Лукреций.

Сочинения этих авторов были не только в библиотеке героев романа, но и в богатой библиотеке самого автора - А. С. Пушкина, интерес которого к философии был непреходящим с юных лет. Не будет преувеличением вывод о том, что без основательного знания отечественной и мировой философской мысли не мог бы поэт создать полные тонких наблюдений и глубоких размышлений об истории и современности, о власти и народе, о времени и человеческой судьбе произведения. В творчестве Пушкина ярко воплотился сплав традиций отечественной мысли, начиная с древности, и высших достижений западноевропейских философии.

Соприкосновение поэта с философией началось с юношеских лет, с лицейских времен. В Лицее преподавали молодые русские профессора - А. Галич читал курсы истории философии и эстетики, знакомил лицеистов с немецкой классической философией, прежде всего с Кантом (впоследствии, в 1821 году, Галич был уволен из Петербургского университета, так как в решении Синода о нем было сказано: «предпочитал безбожника Канта Христу, а Шеллинга Святому Духу»), Нравственную философию и логику лицеистам читал А. Куницын, автор работ по социальной философии, в которых развивал просветительские идеи о «естественных правах» человека, о необходимости конституции в России. Директором Лицея был В. Малиновский, человек либеральных воззрений, автор известного труда по политической философии - «Рассуждение о войне и мире», где по существу впервые в русской философии развивал идеи необходимости мира как условия прогресса. В эти же годы в Царском Селе находился П. Я. Чаадаев, вернувшийся из похода в Париж, он часто встречался с лицеистами в парке и вел с ними беседы, в том числе и на философские темы. Впоследствии он шутливо называл лицеистов философами-перипатетиками (напоминая об Аристотеле, который ходил с учениками своей школы (Ликея) в древних Афинах по парку. Перипатетик - ходящий, гуляющий по-древнегречески). Вполне закономерно, что ранние стихи Пушкина отразили этот стойкий интерес к философии («Истина», «Фатон или разум человеческий», «Философ» и другие). Особый интерес Пушкин проявлял в эти годы к философии Эпикура. Древнегреческий мыслитель известен не только своими идеями в области атомизма, но и утверждением ценности человеческой жизни, ее радостей, духовных и физических наслаждений.

Интерес Пушкина к античной философии был многообразен: он иронически пишет о киниках, которые пренебрегали счастьем жизни, выражает несогласие со стоиками, с их покорностью судьбе. Задолго до Ф. Ницше, который увидел в античной культуре два начала - аполлоновское, гармоничное, светлое и дионисийское, необузданное, ночное, Пушкин точно выразил воплощение этих двух начал в греческой скульптуре:

«(Один (Дельфийский идол) лик младой // Был гневен, полон гордости ужасной // Другой ... Волшебный демон - лживый, но прекрасный».

А. Пушкин фактически первым в XIX веке дал оценку русской философской мысли XVIII века. Он расширил масштаб научно-философской мысли Ломоносова, который соединил «необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятий». Именно Пушкин сказал о Ломоносове, что он был «нашим университетом»». Пушкин, вопреки запретам, высоко ценил А. Н. Радищева, «Путешествие» было в его библиотеке, и идеи этой первой русской книги, осудившей произвол, «восславившей свободу», оказали на поэта неизгладимое впечатление. Прочитав ряд современных статей и книг по истории русской литературы, где не был упомянут Радищев, Пушкин пишет одному из авторов - Бестужеву: «Как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? Кого же мы будем помнить?»

Пушкин был одним из немногих русских мыслителей первой трети XIX века, кто смог оценить немецкую идеалистическую философию вполне трезво; безоговорочные увлечения идеями Шеллинга и Гегеля были чужды поэту, и это выделяло его из среды русских поэтов и философов того времени, захваченных влиянием немецкой философии. Критическое отношение к ней наступит позже - уже в сороковых годах - у Пушкина оно сложилось в 20 - 30-х годах. Он критически отнесся к ее абстракциям («все это хорошо для немцев, пресыщенных уже положительными знаниями»).

Все творчество поэта было проникнуто ощущением красоты мира, ценности бытия в каждом его проявлении и в то же время ощущением преходящего, изменчивого характера его. Вечность и мгновение, бессмертие мира и смертность человека - это подлинно диалектическое, философское восприятие мира придает пушкинской поэзии глубину. Вспомним: «Летят за днями дни, и каждый час уносит // Частичку бытия»; «Не сетуйте, таков судьбы закон // Вращается весь мир вкруг человека // Ужель один недвижим будет он?». В стихотворении «Движение» он воспроизводит известный эпизод из античной философии, когда Антисфен, желая опровергнуть тезис Зено-на о неподвижности бытия, начал ходить. И как пишет поэт, «сильнее бы не мог он возразить». Историко-философские оценки Пушкина поражают своей точностью (никто из русских философов того времени не поднимался до такой высоты). Так Пушкин характеризует русское масонство: «Мы еще застали несколько стариков, принадлежавших этому полуполитическому, полурелигиозному обществу. Странная смесь мистической набожности и философского вольнодумства, бескорыстная любовь к просвещению, практическая филантропия...»

Оценивая эстетический трактат С. Шевырева «История поэзии», Пушкин отмечает, что автор не следует ни эмпирической системе французской критики, ни отвлеченной философии немцев. Он избирает единственно верный метод - исторический. Сам Пушкин неизменно следовал этому методу. Историзм пронизывает его оценки различных деятелей русской истории - будь то Борис Годунов («Борис Годунов») или Петр Первый («Медный всадник»). Точно так же оценивает он с позиций конкретно-исторического подхода .и различные явления зарубежного мира. Об американском обществе (Соединенные Штаты насчитывали всего лишь пятьдесят лет существования!) Пушкин пишет: «С изумлением увидел демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве».

Вполне оправданным является суждение известного физика академика С. И. Вавилова о том, что «научный метод был врожденным и близким Пушкину».

Философское мировоззрение Пушкина не оставалось неизменным - оно развивалось и углублялось. Так, поэт к тридцати годам перешел от преувеличения чувственного восприятия мира к пониманию роли рационального подхода, от сатирических атеистических образов «Гаврилиады» к более глубокому осознанию роли религии в жизни человека. Но во всех случаях философия Пушкина не отвлеченная, не умозрительная, она пронизывает его художественное творчество и пролагает пути к развитию философской темы в русской литературе.

Пушкин смог наиболее полно выразить такую черту русской духовной культуры, в том числе и философии, как универсализм, всемирная отзывчивость. В этом смысле именно Пушкин проложил дорогу идеям, философскому творчеству Л. Толстого, Ф. Достоевского, В. Соловьева. С полным основанием о Пушкине говорят как о высшем выразителе «золотого века» русской культуры, ее Ренессанса. Пушкин впервые в русской философии утвердил тему творчества человека, свободы творчества, свободы не столько внешней, сводимой к социальным и политическим характеристикам, сколько высшей ее формы - свободы внутренней. Эта тема наиболее полно раскрылась в русской философии уже в начале двадцатого века.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!