Философия Зигмунда Фрейда

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился и прожил практически всю свою жизнь в Австрии, только после захвата Австрии фашистами в 1938 г. он эмигрировал в Великобританию. Большая часть жизни З. Фрейда была связана с Веной, где он учился в гимназии, окончил медицинский факультет Венского университета, работал, где вышла в свет его первая фундаментальная работа по психоанализу «Толкование сновидений» (1899 г.), которую до сих пор считают своей «библией» все психоаналитики.

Творчество Фрейда как философа можно разделить на два этапа: первый период касается создания теории бессознательного (конец XIX в. - 1920 г.), когда на основе своих экспериментальных данных, исследований неврозов он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований: сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической философской традиции 3. Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер.

Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. По его мнению, это - разумное «Я», олицетворяющее память и мышление человека. Главная задача предсознания заключается в том, чтобы осуществлять цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека. Именно здесь находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается, в первую очередь, с реальностью. Его задача - обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, ибо именно они могут стать источником невротического поведения.

По Фрейду получалось, что социальные качества отнюдь не органичны человеку, они только сдерживают, подавляют первоначальные биологические инстинкты и влечения. Невроз является как раз наглядной демонстрацией конфликта социального, морального и биологического, инстинктивного. Следовательно, утверждает Фрейд, человек как изначально биологическое существо воспринимает (неосознанно) формирование в нем социальных качеств как насилие над своей биологической сущностью.

Биологическая суть человека, по Фрейду, выражается в его либидо - вид энергетики человека, связанный с сексуальным желанием или половым инстинктом. Позже Фрейд связал с либидо не только эротичную любовь, но и все другие виды любви - хебялюбие, любовь к детям, родителям.

Исследуя либидо, 3. Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, т. е. переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику. Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически детерминированного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещенные виды деятельности.

На втором этапе творчества (1920 - 1939 гг.) 3. Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов космические позывы - Эроса и Танатоса (жизни и смерти). В древнегреческой мифологии бога любви называют Эросом, а богиню смерти - Танатосом. Фрейд, используя эти имена, утверждает, что содержанием жизни каждого человека является непрекращающаяся постоянная борьба Эроса и Танатоса.

У человека эти два инстинкта есть его первоначальные движущие силы. Инстинкт смерти, разрушения, т. е. Танатос, проявляется в заложенной от природы в каждом человеке агрессивности, страсти к разрушению, убийству. Оба эти инстинкта не выступают по отдельности, но сплавлены в различные изменчивые и спутанные сочетания, а потому не узнаваемы для нашего взгляда. Особенно сильный сплав любовного и деструктивного влечений обнаруживается в садизме и мазохизме. Взаимообусловленность этих двух инстинктов определяет, по Фрейду, жизнь не только отдельного человека, но и человечества в целом. Движение человеческой истории - это всего лишь разновидность борьбы за выживание, которая характерна для всего живого мира. Специфика человеческого общества лишь в том, что реализуется эта борьба в форме развития культуры. Подлинный смысл культурного развития состоит в том, что все результаты научного, технического, художественного творчества стали возможны благодаря существованию и развитию биологической энергии, прежде всего сексуальной, которая культурой используется для своих целей.

Наиболее существенная разработка этого периода - динамическая концепция психики человека. Структура человеческой психики, по Фрейду, состоит из трех компонентов.

«Я» («Эго») - та часть человеческой психики, с которой мы себя отождествляли, которая нами осознана.

«Оно» («Ид») - бессознательный слой психики, ее основа, совокупность инстинктов, импульсов.

«Сверх-Я» («Супер-Эго») - совокупность соци- 432 альных норм (моральных, правовых), которые усво

ены человеком. Они заставляют человека соотносить свое поведение с нормами культуры конкретного общества.

Взаимоотношения этих трех частей человеческой психики антогонистичны, между ними нет гармонии не только у невротиков, но и у нормальных людей. Картина взаимодействия этих компонентов выглядит следующим образом: Ядро психики - бессознательное «Оно», движимое принципом наслаждения - это бурлящий котел впечатлений, инстинктов, побуждений. На первом месте в «Оно» находятся сексуальные инстинкты. Фрейд приходит к мысли, что проявление сексуальных влечений человека наблюдается в актах агрессивности по отношению к другим.

«Я» - это, по сути, орган контакта человека с внешним миром, это инструмент психики. Сознание имеет служебную функцию удовлетворения влечений бессознательного. Бессознательное подчинено принципу удовольствия, а сознание - принципу реальности. Если бы человек попытался сразу удовлетворить свои влечения и жить по принципу удовольствия, то он потерпел бы крушение, а его психика сломалась, разрушилась. Поэтому сознание и возникает как способ приспособления человека, по сути биологического существа, к социально-культурным условиям.

Возникновение «Сверх-Я» Фрейд объясняет двояким образом. Во-первых, онтогенетически. В раннем детстве ребенок живет по принципу удовольствия, ибо у него еще не сформировано «Сверх-Я», хотя сознание постепенно вырабатывается, но поведение ребенка регулируется другими членами семьи и, прежде все

го, по Фрейду, отцом. Этические нормы и запреты идут от родителя своего пола. В результате возникает «эдипов комплекс» у мальчиков или «комплекс Электры» у девочек. Большинство справляется с «эдиповым комплексом» и находит выход посредством идентификации - отождествления. Мальчики отожествляют себя с отцом, а девочки - с матерью. Идентификация приводит к тому, что нормы и запреты, исходящие от отца, воспринимаются как свои собственные, тобой принятые, и, следовательно, возникает внутренний цензор в человеческой психике, который внутри тебя судит, как поступать. Этот принятый вовнутрь себя родительский авторитет и есть совесть.

Во-вторых, Фрейд объясняет возникновение «Сверх- Я» в становлении человеческого рода, т. е. в филогенезе. В работе «Тотем и табу» Фрейд говорит о том, что вначале люди жили ордами, а орда предполагает существование одного могучего вожака, который возглавлял стадо и обладал монополией на всех самок. Молодых же самцов он изгоняет. Уже на этой стадии люди обладают сознанием анимистического типа, когда все представляется одушевленным. Однажды происходит событие, без которого орда не превращается в общество, а именно: сыновья взбунтовались против отца-патриарха, убили его и съели. Но, когда это свершилось, в их воображении стал появляться дух убитого отца, и они стали воспринимать какие-либо неприятные события как гнев убитого отца, и они осознали, что виновны и раскаялись, а как следствие, приняли нормы, запреты, которые установил отец, как свои собственные правила, т. е. женщины этой орды не могли быть их женами. Следовательно, возникает экзогамия - запрет половых отношений внутри данной общины, а брак заключается в другом роде, а не внутри данной родственной группы. Таким образом, у истоков человеческого общества возникает экзогамия, но тем самым человеческое общество конституируется, объединения людей добровольно подчиняют себя нормам, избирают себе одну модель поведения. А с этими нормами возникает мораль. В итоге появляется культура как совокупность способов деятельности и регулирующих их норм и принципов, которые стоят над индивидами и представляют собой принудительную, репрессивную силу. Следовательно, «Сверх-Я» - это культура, ставшая внутренним содержанием человеческой психики. Человек, у которого есть «Сверх-Я», представляет собой существо социальное, культурное. Теперь жизнь людей подчинена не только принципу удовольствия, но и определенным нормам культуры, которые подавляют человеческие влечения. Человеку хотелось одного, а он вынужден делать другое, то, что установило общество. Поэтому культура с самого начала носит репрессивный характер. Возможна ли нерепрессивная культура? Такой вопрос Фрейд даже не ставит.

Особое внимание на роль религии в развитии общества Фрейд обращает в своей работе «Будущее одной иллюзии». Религию он выводит изначально из культа предков, авторитета, а позднее образ предка, отца перерастает в Бога. Человек любой религии идентифицирует себя с Богом или предком и принимает божественные нормы как свои собственные. Таким образом, религия предполагает идентификацию и смягчает репрессивность культуры.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!